Развитие современного рынка образовательных услуг. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда. Сущность рынка образовательных услуг

Сотникова Наталья Вячеславовна

Современные тенденции развития рынка образовательных услуг

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к определению рынка образовательных услуг, определены субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг, описан жизненный цикл образовательной услуги.

Ключевые понятия - рынок образовательных услуг, жизненный цикл образовательной услуги, участники рыночных отношений.

Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.

В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

И. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги .

Голдобин Н.Д. понимает рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.

Исходя из этого, маркетинг в сфере образования - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевой результат маркетинговой деятельности - это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала .

Важным моментом при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина, «участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке» .

Среди субъектов маркетинга особую роль играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только лицо, использующее их в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг и продуктов осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом .

Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, формируют спрос и предъявляют его на рынке. Функциями организаций-потребителей являются:

Информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

Установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

Определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

Полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги .

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. В их функции входит:

Оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

Производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

Оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг .

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции как:

Накопление, обработка и продажа информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;

Участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

Формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам и другие .

Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

Финансирование государственных образовательных учреждений;

Правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

Установление перечней профессий и специальностей .

Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство .

Традиционно объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом .

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства (использование современных образовательных и воспитательных технологий, наличие высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.

Вместе с тем, образовательные услуги – это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый (важен не только для физического лица – потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом) товар.

Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:

1. внедрение – период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов;

2. рост – период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге;

3. зрелость – период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это, наряду со следующей, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга;

4. насыщение – образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведет к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объема продаж;

5. спад – период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.

Продвижение (распространение) образовательной услуги – процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг значительно расширился и экономические отношения в образовании сегодня формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Поэтому, в условиях конкуренции, в положении лидера окажется то учебное заведение, которое окажется способным предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой.

При отборе участников канала сбыта услуг руководство учреждения - должно оценить потенциальные возможности развития каждого участника канала, его прибыль, доходность, способность кооперации и репутацию. При этом учреждение должно постоянно мотивировать участников своих каналов сбыта, включая не только своих сотрудников, но и независимых посредников. Для обеспечения эффективного функционирования канала сбыта необходимо регулярно оценивать работу своих посредников и помогать им рекомендациями. С изменением покупательной модели потребителей услуг, расширением рынков сбыта, усложнением товаров и услуг, возникновением новых конкурентов возникает потребность в модификации структуры канала сбыта, что необходимо использовать для создания творческой структуры каналов распределения услуг.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг. Маркетологи называют четыре главных средства продвижения:

Стимулирование сбыта – краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;

Связь с общественностью – построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;

Персональные продажи – устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.

Список использованной литературы:

1. Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1.

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2006. - 395 c.

3. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 2006. -352с.


Формирование рынка образовательных услуг в России

В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Остановимся подробно на каждом этапе формирования образовательных услуг.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы. Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свое функционирование государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР. В доказательство можно привести такие примеры как

высокая оценка наших специалистов за рубежом, выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований и мощное развитие точных наук.

Из-за распада СССР возник ряд проблем образования. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Но такие условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Таким образом, можно выделить этапы формирования рынка образовательных услуг. В качестве границ этапов начать с 1985 года - установление рыночных отношений в стране, который длился до 1996 года - зарождение частного сектора в образовании. Вторым этапом период 1997 – 2006 годы расширение границ негосударственного сектора в образовании в виду высокой потребности территорий в специалистах экономических и юридических специальностей. Причиной начала третьего этапа (2007 год) в развитии профессионального образования являются возникшие потребности в специалистах естественно-научных и технических специальностей.

Первый этап – становление рынка длился с 1985 по 1996 годы. За этот период сформировался российский рынок образовательных услуг. Развитие рынка осуществлялось за счет платного приема в государственные учреждения профессионального образования. Дефицит бюджета страны и снижение государственных расходов на образование расширило платный сектор услуг. Существенно изменилась структура подготовки по уровням образования и в разрезе специальностей. В связи с развитием рыночных отношений увеличилась потребность в экономистах и юристах, банкротство российских предприятий снизило потребность в специалистах технических специальностей с высшим и средним профессиональным образованием. Интеллектуальная собственность страны за данный период сократилась из-за низких государственных инвестиционных вложений в образование, инновационную сферу, фундаментальную и прикладную науку.

Второй этап - прогрессирование рынка наступил в 1997 году и продлился до 2006 года. В этот период значительно расширился сектор образования в стране за счет частных учебных заведении и филиалов вузов, увеличился платный сектор образования, появились новые формы собственности в образовании - некоммерческие организации, новые формы финансирования: образовательный кредит, образовательные ваучеры, гранты, возросла потребность в специалистах естественных и технических наук. Деятельность государственных органов в управлении образованием и принятие законов и программ по его модернизации стали неким началом для реформирования образования и выхода на международный образовательный рынок. Участие российской высшей школы в Болонском процессе и переход на двухуровневую систему образования, «конвертируемость» диплома на международном рынке, доступ на российское образовательное пространство филиалов учебных заведений других стран - все это является результатом совместной работы организационных структур в секторе образования и государственных органов управления.

Третий этап - стабилизация рынка, начался в 2007 году. Данный период характеризуется появлением новых форм образовательных учреждений (федеральные университеты, исследовательские университеты).

В последнее время во главу угла ставится учащийся и его потребности в образовании. К учащемуся теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за ученика (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг.

Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространство.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть образование к качественно новому витку развития.

В настоящее время также нужно использовать более современные способы анализа рынка образовательных услуг для внедрения эффективных форм управления образовательным учреждением, то есть заниматься инновационной деятельностью в сфере образования. Инновационная деятельность осуществляется непосредственно учебным заведением и зависит от развития его инновационного потенциала. Инновации связаны с внедрением новых технологий, а также методов и способов обучения в образовательный процесс, что даст результат творческой деятельности, реализации новых идей и знаний с целью их практического использования. Инновационная деятельность в сфере образования также побуждает изучать спрос на образовательную услугу, развивать маркетинговые исследования и использовать современные приемы управления финансами. Маркетинговая инновационная деятельность в образовательной сфере предполагает применение различных направлений анализа рынка образовательных услуг, управление планированием, спросом, установлением цен, организацией продвижения и сбытом инновации. Уровень исследований и зарождений инноваций в образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе и от развития зарубежных образовательных рынков. Для получения новых научно-технических результатов требуется разработка и внедрение в области образования современных форм международного сотрудничества, развитие научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры. Интеграция в мировые инновационные процессы осуществляется при наличии развитой научно-технологической базы и высококвалифицированных специалистов.

Государство России не стоит на месте, а разрабатывает и внедряет различные рыночные механизмы, которые регулируют инновационные процессы в сфере образования. К методам регулирования можно отнести создание благоприятного инновационного климата в области образования, вознаграждение образовательных учреждений, ориентированных на инновационную деятельность, формирование положительного имиджа и престижа российского образования и науки, а также бюджетное финансирование научной и образовательной сферы (формирование государственных заказов, субсидирование и предоставление грантов). На развитие образования в России в 2011–2015 годах выделено 137 миллиардов рублей: из федерального бюджета – 53 миллиардов рублей, бюджетов субъектов РФ – 67 миллиардов рублей, внебюджетных источников – 17 миллиардов рублей . Основная часть данных средств будет направлена на обновление материально-технической базы федеральных университетов, оказание поддержки талантливой молодежи и на разработку и обновление программ профессионального обучения, по востребованным на рынке специальностям, а именно на подготовку специалистов в области ядерной технологии, фармацевтики и энергоэффективности.

Разработка, внедрение и использование инноваций в различных сферах деятельности зависит от развития маркетинга инноваций в образовательной сфере. Внедрение инноваций в сферу образования и проведение маркетинговой деятельности с целью развития научно-исследовательского потенциала страны оказывает влияние на международное разделение труда, безопасность государства и инвестиционную привлекательность.


Одним из основных проявлений трансформационных процессов, произошедших в нашей стране в последние годы, стало формирование в России рынка образовательных услуг наряду с другими не менее важными рынками (рынок труда, финансовый рынок и др.), оказывающими непосредственное влияние на этот рынок.

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений по поводу создания, распределения, купли-продажи и потребления образовательных услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар, который в образовании принимает специфический вид, то есть выступает в виде образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг является в определенной мере социально-ориентированным, соединяющим в себе элементы классического рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Рынок образовательных услуг является специфичным и неоднородным, он включает в себя следующие взаимодействующие секторы:

· государственный;

· частный;

· зарубежный;

· региональный;

· муниципальный (рис. 2.4)

Рисунок 2.4 - Состав рынка образовательных услуг

В России преобладающим был и остается государственный сектор: в 2005 г. общее число высших учебных заведений исчислялось 1068: в том числе, государственных – 656, негосударственных – 413; средних специальных учебных заведений – 2905, в том числе соответственно – 2688 и 217; общеобразовательных учреждений – 61,5 тыс., в том числе соответственно 60,8 тыс. и 0,7 тыс.

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов экономики, например, высшей школы России может быть представлена следующим образом (таблица 2.3).

В соответствии с требованиями современного рынка труда встала задача переориентации многих образовательных учреждений. Поэтому с начала 1990-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг, который должен был обеспечить постоянную связь между производителями и потребителями благ в сфере образования.


Таблица 2.3

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов

экономики высшей школы России за 1990-2005 годы

Сектор Годы
1990/91 1995/96 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05
Государственный
Негосударственный
Доля вузов различных секторов в общем их числе, %
Государственный 65,7 63,5 62,8 62,9 61,6 63,04 62,5 61,9
Негосударственный 34,3 36,5 37,2 37,1 38,4 36,96 37,5 38,1
Численность студентов вузов, млн. чел.
Всего 2,88 2,79 3,25 3,7 4,07 4,87 5,42 5,95 6,46 6,88
Доля численности студентов различных секторов в их общей численности, %
Государственный 95,16 93,78 93,02 91,53 88,97 88,4 87,9 86,6 85,2
Негосударственный 4,84 6,22 6,98 8,47 11,03 11,6 12,1 13,4 14,8

В последнее время стал возрастать интерес к получению образования, который основывается на понимании того, что в новой общественно-экономической ситуации образование является не только ценностью само по себе, но и становится все более важным условием социальной и профессиональной мобильности населения.

Становление в нашей стране рыночных отношений в сфере образования позволило изменить структуру и содержание подготовки специалистов. Образовательные учреждения приобрели право открывать новые специальности, формировать учебные планы и разрабатывать образовательные программы. Такая деятельность образовательного учреждения регулируется со стороны государства, что выражается в лицензировании новых специальностей, в установлении соответствия учебных планов и программ государственному образовательному стандарту, в формировании контингента обучающихся в пределах государственных нормативов. Новые возможности позволяют образовательным учреждениям повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поскольку на их основе «формируется уникальное торговое предложение учебного заведения».

Уткина Антонина Николаевна,кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Белово[email protected]

Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда

Аннотация. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистовпо сравнению с потребностями рынка труда приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определённых специальностей на глобальном и локальных рынках труда; замедляется развитие отраслей и производств в случае отсутствия квалифицированных работников), обостряются социальные проблемы (существует переизбыток специалистов некоторых профессий, растёт явная и скрытая безработица), возникает потребность согласования стратегических планов развития сферыэкономики и сферы образования.Ключевые слова:рынок образовательных услуг, рынок труда, профессиональное образование, вуз, молодые специалисты, трудовая мобильность.

Ориентация на «экономику знаний» стимулирует и спрос на высшее образование, и его предложение. Однако стремительный рост численности студентов на фоне упадка рынка труда ведёт к снижению цены труда: независимо от уровня образования снижается оплата труда всех работников, хотя в наиболее неблагоприятных обстоятельствах в отношении гарантий трудоустройства оказываются наименее образованные кадры. В результате оплата труда специалистов зачастую не соответствует ни затратам на их подготовку, ни уровню предъявляемых на рабочем месте требований.Кризис90х годов ХХ века оказал деструктивное воздействие преимущественно на такие отрасли экономики какпромышленность, строительство, сельское хозяйство. Соответственно, спрос на естественнотехнические и естественнонаучные специальности сократился. Вузы отреагировали на изменение рыночной конъюнктуры переориентацией на подготовку более престижных профессий для предприятий сферы услуг, гуманитарного профиля, а также специалистов в области экономики и права. Негосударственные вузы также взяли старт на подготовку кадров в области гуманитарносоциальных специальностей, экономики и управления.Уже сегодня названные ориентиры отраслевой подготовки кадров на текущие потребности рынка трудапривели к острой нехватке кадров инженерных, строительных специальностей, рабочих профессий (табл. 1).Несбалансированность между спросом и предложением кадров на рынке труда в определённой степени связана с отсутствием эффективного взаимодействия между деятельностью вузов от потребностями реального сектора. Следует, наконец, осознать, что одним из важнейших и реальных заказчиков на специалистов является бизнес. В условиях недостатка в квалифицированных специалистах, в том числе, в узкопрофильных областях знаний, бизнес начинает активно восполнять дефицит знаний «своими силами» или через новые формы дополнительного образования –второе высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, бизнесшколы и т. п. Эти образовательные формы гораздо быстрее ориентируются на потребности современного общества, на появление новых отраслей и производств, чем традиционное пятилетнее образование.Таблица 1Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг

ДиспропорцияОписаниеПричиныРазрыв между спросом, и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выраженииНедостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленностиВ структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образованияРазрыв между спросом и предложением специалистов АПКНедостаточное предложение зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводовНеразвитость социальнокультурной сферы на селе, низкая оплата трудаПереизбыток специалистов финансовоэкономического профиляНедостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистовПерепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием.Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистовМолодежная безработицаНа рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работыНизкая конкурентоспособность выпускников вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистовПовышенная демографическая нагрузка на трудоспособное населениеДинамика соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населенияНегативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) –качественное несоответствие уровней образованияСельская безработицаТерриториальное несоответствие объёма вакансий предложению рабочей силыНеразвитость социальнокультурной сферы и инфраструктуры в сельской местности

Безусловно, стратегическая образовательная политика должна обеспечивать предоставление молодым специалистам рабочих мест, в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки и с учетом возможностей национальной экономики. Однако, приоритетность роли спроса на рынке труда в достижении данной цели не является бесспорной. Достижение рыночного равновесия возможно в условиях идеальной рыночной экономики, в реальных же условиях действуют различные исключительные факторы, которые вносят свои коррективы и с которыми необходимо считаться.Так, относительный избыток специалистов с высшим образованием на рынке трудас точки зрения объективных экономических законов требует сокращения количества вузов, набора студентов, затрат на образование. Однако социокультурный анализ этой проблемы свидетельствует о том, что такие действия сократят интеллектуальный потенциал общества, негативно отразятся на его качестве, станут сдерживающим фактом экономического роста, наконец, вступят в противоречие с объективными же процессами общественного прогресса –формирования информационного общества и экономики знаний. Следовательно, необходимо не сокращать, а о переориентировать развитие высшего образования, создавать механизмы согласования предложения образовательных услуг и потребностей рынка труда, заниматься стратегическим планированием развития данной сферы. Рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг, поэтому эффективность образовательной политики следует измерять по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда. Актуальность данной проблемы становится ещё более очевидной на фоне расширения сферы платного образования. В анализе данных проблем важно учитывать, что структура современного рынка труда представлена постояннымии переменными детерминантами . Постоянные детерминанты обладают относительнойустойчивостью, их не сложно прогнозировать, а предложение по этим детерминантам, как правило, превышает спрос, что обеспечивает конкуренцию рабочих мест и возможность выбора у работодателей. Сюда относятся специальности, связанные с развитием наиболее важных отраслей любой страны, а потому имеющие устойчивый спрос на рынке труда.Особенностьювременных детерминант является скачкообразное возникновение повышенного спроса, и такое же быстрое снижение после удовлетворения предложения. Такова специфика новых потребностей, возникающих в обществе, новых видов работ и услуг, соответственно, профессий и специальностей. Механизм функционирования постоянныхи переменных детерминант представлен на рисунке (рис. 1).

Постоянные детерминантыПеременные детерминанты

В обществе существует потребность в развитии жизненно важных отраслей и сфер деятельностиОбщество формирует потребность в новых видах работ и услуг

Относительно устойчивый спрос на рынке труда на соответствующих специалистовСпрос на соответствующих специалистов на рынке труда резко возрастает

Относительно устойчивое предложение этих специалистов сферой профессионального образованияРезко увеличивается предложение этих специалистов сферой профессионального образования

Относительное равновесие между спросом и предложением на рынке труда ограничивается некоторым превышением предложенияРавновесие между спросом и предложением на рынке труда

Данный сектор рынок труда насыщается. Спрос на специалистов резко падает. Предложение по инерции продолжает расти.

Данный сектор рынок труда переполняется.Равновесие нарушается. На рынке труда избыток данных специалистов.

Рис. 1. Механизм функционирования постоянных и переменных детерминант

Проблема нарушения равновесия на рынке труда усугубляется низким уровнем информированности молодежи о состоянии и динамике спроса на конкретные специальности, формированием общественного мнения о престижности или непрестижности различных профессий, а зачастую –действием сиюминутных предпочтений при выборе специальности. Таким образом, молодым людям предлагается множество профессий, однако отсутствуют объективные критерии (или информационный доступ к ним), позволяющие оценить будущую эффективность сегодняшнего профессионального выбора. А это, в свою очередь, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.Обращаясь к опыту западных стран, мы можем констатировать, что в наиболее развитых из них прогнозированию динамики рынка труда уделяется большое внимание. В частности, в США такие прогнозы разрабатываются и на федеральном уровне, и на уровне штатов, и доступны любому заинтересованному лицу. На федеральном уровне прогнозированием рынка труда занимаются следующие учреждения:Бюро трудовой статистики (БТС), которое ведёт регулярную статистику о состоянии рынка труда и каждые два года рассчитывает прогнозы по профессиям и по отраслям экономики; Министерства образования; Национальный Научный Фонд (ННФ) –крупный центр по изучению проблем кадрового обеспечения научноисследовательской деятельности в стране; причём отслеживается профессиональное становление кадров, начиная с учеников старших классов школ, студенческого контингента, аспирантов, докторантов и, наконец, выпускников вузов разных уровней квалификации (бакалавр, мастер или доктор) . Полученные из этих учреждений материалы формируют максимально достоверную и современно организованную статистическую базу, которая позволяет прогнозировать динамикурынка труда с использованием инструментария математической статистики и теории вероятности.Конечно, подобного рода прогнозы не всегда отличаются точностью, но в том специфика очень динамичного и подверженного влияниям разноуровневых факторов –от глобальных и мировых до региональных и местных –рынка труда. Например, масштабы и последствия окончания «холодной войны» или нынешнего финансового кризиса вряд ли возможно было предвидеть и отразить в подобного рода прогнозах.А между тем, рост величины частных инвестиций в систему высшего образования, увеличение доли студентов, обучающихся на платной основе, возрастание расходов населения на сопутствующие получению образования расходы –делают актуальным вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Очевидно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств прогнозировать потребности рынка труда в работниках отдельных профессий очень ограниченны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе (на время обучения в вузе). Взаимосвязи между уровнем образования и успешной карьерой слишком сложны и зависят от многих детерминант, поэтому сложно давать гарантии относительно будущей востребованности полученного сегодня образования отдельно взятой личностью.Растущий интерес к услугам высшего профессионального образования без учёта потребностей рынка труда объясняется социальной ценностью высшего образования как фактора устойчивого социального положения индивида в обществе.Отсутствие у молодёжи уверенности в перспективах трудоустройства, ведёт к воспроизводству последними нестандартных стратегий для выделения из общей массы. Так, западными специалистами выявлена одна из популярных стратегий «массовой индивидуализации» , которая заключается в сочетании обучения в вузе с работой или последовательной и попеременной сменой учебы и работы. Исследования, связанные с изучением опыта трудоустройства и трудовой мобильности выпускников российских вузов, свидетельствуют о чрезвычайно высоких масштабах массового перепрофилирования молодых дипломированных россиян , в том числе позволяют выявить следующее:рост числа перепрофилировавшихся дипломированных выпускников вузов;невостребованность ряда специалистов, связанная с отсутствием приемлемой работы или приемлемой зарплаты как главной причины неудовлетворённости своего трудоустройства и ориентация молодежи на смену профессии (прежде всего это касается биологов, математиков, химиков, физиков, инженеров, педагогов, специалистов в области электроники, приборостроения и связи и т. д.);востребованность и достойная оплата труда специалистов сферы перераспределения (экономика, финансы, торговля, бытовой и досуговый сервис и т.п.) и с юриспруденции, строительства, психологии, программирования и вычислительной техники, фармацевтики;со стороны работодателей запрос на высшее образование у работников зачастую связан с символическим характером вузовского диплома, гарантирующего наличие минимально общекультурного уровня у работника;доминирующими механизмами трудоустройства попрежнему остаются связи и знакомства.Следствием подобного рода тенденций является некий парадокс: профессионалов в разных областях деятельности (в том числе экономической и юридической) не хватает, а молодым специалистам трудно найти хорошую работу. И объясняется он одной деталью –у современных работодателей востребуются только квалифицированные работники.Перспективы прогрессивного развития современного общества определяются в первую очередь высшим профессиональным образованием. Поэтому не случайно программы развития общедоступного высшего образования внедряются во многих странах мира –США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и других. На этом фоне патриархальными кажутся заявления некоторых членов нашего Правительства о том, что в России слишком много студентови необходимо изменить ситуацию в направлении увеличения учащихся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений .В решении проблемы согласования развития рынка труда и системы профессионального образования несовременными и недальновидными являются идеи об опережающем развитии начального и среднего профессионального образования, поскольку профессиональные образовательные учреждения не должны превращаться в инкубатор подготовки кадров для заполнения имеющихся вакансий на локальных рынках труда. Профессиональное образование может и должно противостоять таким характеристикам рынка труда, как непостоянный уровень спроса на продукцию образовательных учреждений, включая знания и умения выпускников . Более того, благодаря профессиональномуобразованию –созидателю новых знаний –рынок труда переоценивает значимость различных видов работ, профессий, сфер деятельности, модифицирует требования к трудовым ресурсам.Таким образом, в отличие от наиболее развитых стран мира, где роль образования вобеспечении конкурентоспособности страны общепризнанно является приоритетной, а потому государством созданы механизмы доступа к образованию различных социальных слоёв населения, –в нашей стране государство самоустранилось от выработки адекватных механизмов, позволяющих реализовать социальные программы в образовании. В результате в получении наиболее востребованногосегодня образования определяющую роль играют коррупционные механизмы, гарантирующие получение качественного образования вне зависимости от условий конкурсности и каких бы то ни было объективных критериев. Следовательно, подобное образование и молодые специалисты не могут быть нашим конкурентным преимуществом. Если вложения в человеческий капитал не будут являться конкурентоспособными, то инвесторы станут искать альтернативные направления вложения своих капиталов.

Ссылки на источники1.Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. –2007. –№ 1. –С. 144–146.2.Там же.3.Государственные приоритеты в науке и образовании / А.И. Ракитов, А.Н. Авдулов, Н.И. Иванова и др.; Отв. ред. А.И. Ракитов. –М.: ИНИОН РАН, 2001. –232 с.4.Линдберг М.Е. Традиционные и нетрадиционные формы получения высшего образования и перспективы трудоустройства // Экономика образования. –2007. –№ 1 (38). –С. 70–73.5.Александрова О.А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. –2006. –№ 3. –С. 4–19.6.Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Экономика образования. –2004. –№ 1. –С. 19–25.7.Синицкая Н.Я. Экономические основы механизма финансирования социальной сферы // Экономика образования. –2004. –№ 5. –С. 22–32.

UtkinаAntonina,

Candidate soc., Associate Professor of Economics, Belovo Institute (branch) of Kemerovo State University, [email protected] the education market for economic development and effective functioning of labor marketAbstract. Currently available distortions of training compared to the needs of the labor market lead to a reduction in the efficiency of the entire economic mechanism (increasing shortage of certain specialties at the global and local labor markets, slowing the development of industries and enterprises in the case of a lack of qualified workers), growing social the problem (there is a surplus of specialists in certain occupations, increasing overt and hidden unemployment), there is a need to align the strategic plans for the development of the economy and education.Keywords: education market, the labor market, vocational training, college, young professionals, labor mobility.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт».

Сегодня образование – это одна из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики, а рынок образовательных услуг один из наиболее высоких по темпам роста. Так, по некоторым оценкам ежегодный прирост объемов спроса и предложения на образовательные услуги в сфере высшего образования и образования для взрослых (в том числе и постдипломного) в наиболее быстро развивающихся странах достигает 10-15%. Такие темпы развития только подстегиваются высоким уровнем прибыльности инвестиций в сферу образования в этих странах.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом .

Особенности развития сферы образования и сама сущность образования предопределяют тот факт, что рынок образовательных услуг отличается значительной спецификой. Он подвержен тем же силам, которые воздействуют на любой рынок, будь то рынок товаров или услуг. Именно рынок образовательных услуг сочетает в себе рыночные и не рыночные механизмы функционирования и в этом заключается его специфика. Такой дуализм механизмов функционирования рынка образовательных услуг вытекает из специфики образовательной услуги как деятельности, которая удовлетворяет не только частные потребности, но и общественные.

Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации … » .

Нерыночные механизмы, формирующие рынок образовательных услуг, сводятся в основном к определенному набору методов, средств и инструментов государственной политики в области образования и управления государственными учебными учреждениями.

Процесс оказания или, поставки образовательных услуг , как правило, включает в себя следующие факторы:

  1. Образовательное пространство.
  2. Субъектов рынка, то есть поставщиков услуг – человеческий фактор и потребителей/получающих образование – человеческий фактор.
  3. Оборудование и материалы, применяемое при оказании услуг и(или) содействующее процессу оказания услуг (образовательному процессу и вспомогательным процессам).
  4. Материальную базу в виде помещений, то есть здания, отдельные помещения в зданиях, иная недвижимость.
  5. И, наконец, в силу большой социально-общественной значимости, влияние государственных и общественных интересов.

Анализ воздействия различных типов внешней среды на рыночную стратегию субъектов рынка , позволяет выделить следующие основные моменты:

  • чем сложнее и динамичнее конкурентная среда, тем сложнее проблема прогнозирования, тем выше необходимость в корреляции рыночной стратегии и отслеживании изменений, происходящих на рынке;
  • именно сложность среды и уровень ее изменчивости (динамизма) будут оказывать решающее влияние на процесс выбора типа стратегии;
  • чем сложнее и динамичнее среда, тем выше степень риска при определении рыночной стратегии.

Одна из наиболее известных моделей структурного анализа была предложена профессором Гарвардской бизнес-школы и известным ученым-экономистом М. Портером и получила название «модели пяти сил конкуренции» или «модели пяти сил Портера» (Porter"s Five Forces of Competition framework). Эта концепция строится на следующих предпосылках:

  • структурный анализ признает, что конкуренция на рынке выходит за пределы непосредственно конкурирующих компаний;
  • при проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии.
  • методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

В рамках данной концепции выделяется 5 сил:

  1. Угроза вторжения новых участников - конкурентов (Entry of competitors) – насколько легко или трудно новым участникам рынка выйти на рынок, какие существуют барьеры.
  2. Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей (Threat of substitutes) – насколько просто заменить продукт или услугу, в частности удешевить.
  3. Рыночная власть покупателей (Bargaining power of buyers) – насколько сильно положение покупателей, могут ли они совместно заказывать большие объемы.
  4. Рыночная власть поставщиков (Bargaining power of suppliers) – насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?
  5. Конкуренция среди уже действующих на рынке игроков (Rivalry among the existing players) – насколько сильна конкуренция между существующими игроками? Есть ли доминирующий(щие) или все они равны по силе и размеру?

Причем привлекательность рынка будет тем выше, чем слабее воздействие перечисленных пяти сил.

Применительно к торговле услугами применяется более расширенная структура, состоящая уже из семи элементов:

  • Услуги, как продукция, поставляемая на рынок
  • Место предоставления услуг
  • Продвижение услуг
  • Человеческий фактор – все те, кто вовлечен в процесс предоставления услуг и каким-либо образом оказывает влияние на восприятие услуг потребителем, включая персонал поставщика услуг, самого потребителя и других потребителей в среде, в которой осуществляется поставка услуг.
  • Материальное подкрепление – среда, в которой происходит оказание (поставка) услуг и в которой осуществляется контакт поставщика услуг и потребителя и все те материальные, осязаемые компоненты, которые способствуют оказанию услуг. В случае образовательных услуг, это, в том числе и образовательные материалы и товары.
  • Процесс оказания услуг – фактическая процедура, механизм оказания услуг.

В плане идентификации того, что является товаром или продукцией на рынке образовательных услуг, представляется необходимым разграничить образовательную услугу как таковую от смежных услуг и товаров, которые реализуются в рамках функционирующей образовательной системы. Однако такое различие, невозможно провести со стопроцентной точностью. Если рассматривать современную сферу образования, то можно вычленить несколько форм образовательных услуг, которые практически сливаются с поставкой образовательных товаров в их материальной форме.

Кроме того, образовательные товары как раз и являются тем материальным подкреплением процесса оказания образовательных услуг, который подкрепляет виртуальную передачу знаний и информации чем-то более осязаемым, а значит для многих учащихся (в зависимости от психофизиологических особенностей каждого индивидуума), более доступным, запоминающимся.

Образовательное пространство даже внутри страны, в рамках национального рынка образовательных услуг является неоднородным. Рынок образовательных услуг может быть сегментирован, причем каждый сегмент его рынка отличается значительными особенностями. Однако в другом сегменте рынка образовательных услуг, а именно в сегменте дистанционного обучения, образовательные товары в той или иной опосредованной на материальных или электронных носителях форме, как уже говорилось, практически идентифицируются с самой услугой, что осложняет, как оценку рынка услуг с количественной, статистической точки зрения, так и оценку возможной маркетинговой стратегии в данном сегменте.

Несмотря на то, что услугой является деятельность или действия, связанные с передачей информации и знаний, потребитель заинтересован в конечном итоге в результатах, которые он получит в ходе потребления образовательных услуг, то есть в определенном комплексе знаний, умений и навыков, которые у него формируются или, по крайней мере, должны сформироваться в процессе потребления услуги. Для построения правильной рыночной стратегии учебными заведениями, прежде всего, высшими учебными заведениями, осуществляющими также и научно-исследовательскую деятельность, необходимо четко различать два вида рынка знаний:

  • Рынок распределения и передачи существующих знаний , который включает в себя рынок образовательных услуг, в рамках которого уже существующие в обществе знания трансформируются и передаются другим лицам.
  • Рынок новых знаний – это та область, в рамках которой создаются новые научные знания и технологии в ходе научных и опытно-конструкторских работ.

Механизмы функционирования данных рынков существенно разнятся и, как следствие, разнятся и подходы к их оценке и к выбору рыночной стратегии учебного заведения на каждом из этих рынков.

Непосредственным поставщиком образовательной услуги является преподаватель, даже если по юридической структуре договора на оказание образовательных услуг исполнителем является образовательное учреждение. Разумеется, что именно качества преподавателя, такие как его интеллектуальный уровень, опыт, навыки в преподнесении материала, психологический настрой и т.п. напрямую связаны и с качеством образовательной услуги. Именно поэтому предполагаемое качество образовательной услуги (например, уровень доступности лекционного материала, манера его преподнесения, умение работать с учеником и т.д.) можно оценить только в общении непосредственно с преподавателями, а не с административным персоналом образовательного учреждения.

Это может быть организовано, например, за счет проведения в образовательных учреждениях дней открытых дверей. Школы, ВУЗы и другие поставщики образовательных услуг могут активно использовать информационные технологии и ресурсы сети Интернет для организации постоянного общения с потенциальными потребителями, например, через организацию сайтов, форумов в Интернет.

Помимо перечисленного, проблему неотделимости образовательной услуги от непосредственных поставщиков ее можно частично решать за счет определенной формализации и материализации учебного материала в виде учебников, наглядных пособий и т.п., позволяющего оценить возможное качество поставляемого в ходе оказания образовательной услуги набора знаний и навыков.

Наконец, непостоянство качества может быть преодолено за счет построения системы контроля качества услуг, повышения профессионального мастерства и квалификации преподавательского состава, поддержание мотивации преподавателей и обучающихся.

Одним из эффективных инструментов в преодолении проблемы непостоянства качества является постоянное отслеживание удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг. Здесь инструментарий весьма широк. Могут использоваться, например:

  • опросники учеников/студентов, родителей, работодателей;
  • обмен мнениями на специализированных образовательных сайтах;
  • обмен мнениями и отзывами студентов/родителей на сайтах самих образовательных учреждений и т.д.

С использованием инструментов маркетинга для нивелирования недостатков, связанных с отдельными характеристиками (свойствами) услуги как товара, представлена на схеме 1:

Таким образом, с позиции поставщиков образовательных услуг обеспечение качества оказываемых услуг заключается в:

  • своевременной оценке потребностей потребителей в области образовательных услуг;
  • в выборе нужного сегмента рынка образовательных услуг;
  • информирование о качестве образовательных услуг потребителям;
  • в выборе компонентов услуги, которые могут обеспечить соответствующее ее качество;
  • в постоянном мониторинге потребностей на рынке образовательных услуг.