Исследование систем управления на транспорте лекции. Денис ШевчукИсследование систем управления: конспект лекций. Исследование систем управления: конспект лекций

Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.

С уважением,

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

Постановка цели исследования;

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

При совершенствовании системы управления действующей организации;

Разработке системы управления вновь создающейся организации;

Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:

■ по способу образования:

Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

■ сущности:

Космические;

Биологические;

Технические;

Социальные;

Экономические;

Экологические;

Политические и др.;

■ отношению к целевому назначению:

Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

■ наличию центрального ведущего элемента:

Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

■ размеру.

Малые (включают менее 30 элементов);

Средние (включают до 300 элементов);

Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

■ степени сложности:

Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

■ отношению к изменениям во времени:

Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

Динамичные (изменяются с течением времени);

■ продолжительности функционирования:

Краткосрочные;

Среднесрочные;

Долгосрочные;

Специализации:

Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

Предсказуемости поведения:

Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;

■ взаимодействию с внешней средой:

Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

Достоверности;

Ясности;

Своевременности;

Полноты;

Оперативности;

Надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный университет

Кафедра экономики и управления

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

“ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ”

по специальностям 060800 “Экономика и управление производством”, 061100 “Менеджмент”,

по направлениям 521500 – “Менеджмент”, 521600 – “Экономика”

АННОТАЦИЯ

Цель курса – обучение студентов основам теории систем.

Основная задача – изучение методологии системного подхода, широко применяемого при исследовании, создании и проектировании сложных систем.

В результате изучения дисциплины студент должен знать методологию анализа и синтеза систем, подходы к оценки структуры и свойств систем, общие методы моделирования и оптимизации, методы принятия решений в системах “человек-машина”, уметь выбирать наиболее рациональные методы при решении задач системного проектирования. Он должен иметь представление о требованиях совместимости систем, оптимизации управления системами, о стратегии развития больших организационно-технических систем.

Тема 1.Система управления. Общие сведения

      Понятие системы.

      Виды систем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

      Задачи системного анализа.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

2.1. Процедуры системного анализа.

2.2. Сущность процедур системного анализа.

Тема 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

3.1. Моделирование процесса управления организационно-техническими системами.

3.2. Виды связей между процедурами системного анализа.

Тема 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Цель и задачи целевого анализа.

4.2. Виды целей.

Продолжение темы 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.3. Оценка приоритетности целей

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

5.1. Цель и задачи информационного анализа

5.2. Вербальное описание системы

Продолжение темы 5.ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

5.3. Формализованное описание системы.

5.4. Классификация информационных параметров.

5.5. Составление информационной базы данных.

Тема 6. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Цель ситуационного анализа.

6.2. Задачи ситуационного анализа.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.1. Составление матрицы ситуационного анализа.

7.2. Построение матрицы реакций.

Продолжение темы 7.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.3. Построение матрицы альтернатив.

7.4. Разработка сценариев управления.

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

8.1. Цель организационно-функционального анализа.

8.2. Задачи организационно-функционального анализа.

8.3. Основные этапы организационно-функционального анализа.

Тема 9. ОПЕРАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

9.1. Цель и задачи операционно-процедурного анализа.

9.2. Процедуры управления операционно-процедурным анализом.

9.3. Этапы операционно-процедурного анализа.

Тема 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.1. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа

Продолжение темы 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.3. Организация функционально-стоимостного анализа.

Тема 11. Оптимизация системы управления.

11.1. Исключение дублирования.

11.2. Оптимизация структуры управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тема 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Понятие системы.

      Виды систем.

      Понятие системы.

Множество элементов называется системой, если

1) имеется наличие объектов (элементов) ;

2) необходимо, чтобы между ними существовали связи;

3) наличие общей цели.

Главная цель у любой системы управления - эффективное использование оборудования, ресурсов и т.д. И как следствие получение максимальной прибыли.

      Виды систем.

Все системы принято делить на:

    технические системы, для которых характерно, что объектами являются технические устройства или технические подсистемы;

    организационно-технические системы, для которых характерно как использование технических средств, функционирующих по определенным правилам, так и наличие трудовых (людских) ресурсов, способных принимать некоторое множество управленческих решений. Для организационно-технических систем характерно, что в качестве объектов выступают лица, принимающие решения (ЛПР).

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Системный подход как метод исследования системы управления.

      Задачи системного анализа.

      Системный подход как метод исследования системы управления.

Для системных исследований характерно использование системного подхода. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую, целостную картину.

Системный подход предполагает, что общее целое первично по отношению к его частям и сначала явление или процесс рассматривается с общих позиций.

При этом рассмотрении вся система подразделяется на 2, 3 или большее количество частей. Эти части принято называть подсистемами. Определяется назначение каждой подсистемы и устанавливается связь между ними. На этом заканчивается первый уровень детализации.

Далее каждая подсистема разбивается на части и каждой из них определяется некоторое назначение. Определяются связи между ними и т.д. Процесс многократно продолжается до тех пор, пока отпадает целесообразность в разделении.

1.4.Задачи системного анализа.

В системном анализе существует понятие сложные системы. Большие (сложные системы) принято называть таковыми, потому что их отличает:

1) большое количество разнообразных элементов (количество элементов определяет сложность системы);

2) небольшое количество элементов, но большое количество связей;

3) большое количество процедур (функций, реализуемых элементами

системы);

4)для сложной системы характерно наличие трудно формируемых элементов (людей или коллективов людей).

Все перечисленные факторы требуют использования особого вида исследований, которые принято называть системными исследованиями.

К сложным системам относят и организационно-технические системы, образуемые совокупностями технических систем, функционирующими во взаимосвязи друг с другом и с обслуживающим персоналом.

Персонал организован в подразделения, между которыми распределены функции и установлены отношения подчинения.

В связи с этим задачами системного анализа являются:

1) разделение персонала на подразделения;

2) анализ связей между подразделениями;

3) установление иерархичности отношений.

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Управление организационно-техническими системами.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

      Управление организационно-техническими системами.

Принято представлять управление организационно-техническими системами в виде целевого, функционального и линейного.

Целевое управление представляет собой координацию и организацию деятельности подсистем для достижения главной цели, определенной для данного этапа функционирования системы (на разных этапах у систем могут быть различные цели).

Функциональное управление появляется в результате разделения управленческого труда. Участие людей в процессе управления требует учета ограничений по их потенциальным информационным и общим интеллектуальным возможностям. Функциональные подсистемы автоматизируют управленческую деятельность.

Линейной управление представляет собой управление сверху вниз с учетом иерархии. Каждое звено реализует координацию непосредственно подчиненных звеньев. Те, в свою очередь, координируют деятельность звеньев следующего уровня и т.д.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

К основным принципам управления организационно-техническими системами относят:

1) комплексность - реализуется построением системы управления,

охватывающей все области деятельности, все фазы управления, все уровни организационной структуры, все фазы жизненного цикла производимого продукта;

2) делимость реализуется разбиением системы на многоуровневые

совокупности;

3) иерархичность реализуется формированием многоуровневой функциональной линейной структуры. В соответствии с делением и закрепляются полномочия при принятии управленческих решений.

4) целенаправленность реализуется формированием целевых подсистем в системе в соответствии с основными целями;

5) замкнутость цикла управления реализуется путем выделения отдельных процедур управления, включающих: прогнозирование, планирование, организацию, координацию, регулирование, оптимизацию, стимулирование, учет, контроль, анализ.

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский Лесной институт

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

Им. С.М. Кирова

Курс лекций

Сыктывкар 2003

^ 26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов 38

27. Диверсификация исследования 39

28. Метод интуитивного поиска в ИСУ 40

29. Метод "мозгового штурма" 42

30. Метод синетики в ИСУ 42

^ 31. Метод проектирования концепций 44

32. Метод Метчета в ИСУ 45

33. Планирование процесса ИСУ 46

34. Организация процесса ИСУ 47

35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 48

^ 36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления 50

37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология 52

38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 54

39. Креативное образование современного менеджера 56

^

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования


Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

^ Типология исследования

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

^ Характеристики исследования

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:


  • Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

  • Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

  • Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

  • Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

  • Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

  • Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

  • Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

  • Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него.
Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

^ Исследования в практике управления

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления , повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. -

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и усовершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

^ Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь ". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

www.etu1621.narod.ru “Исследование систем управления” Преподаватель: Росс С.И.

Конспект лекций

Исследование систем управления (курс лекций)

2. Элементы системного анализа. Понятия и основные свойства систем.

В широком смысле, под системой понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Таким образом, понятию системы можно противопоставить понятие хаос.

Всякая система функционирует в среде.

Среда – совокупность объектов, воздействующих на систему, но ей неподконтрольных. Под объектами мы понимаем процессы, явления, предметы или параметры.

Заметим, что система оказывает влияние на среду, но однозначно, ее поведение (той среды) не предопределяет. Часто среду делят на внешнюю и внутреннюю.

В соответствии с тем, параметры неких объектов (внешних или внутренних) рассматриваются, как неконтролируемые.

Всякое изучение системы обязательно предполагает анализ ее взаимодействия со средой.

В процессе исследования граница между средой и системой может существенно меняться.

Система нетождественна объекту. Система – понятие, свидетельствующее о наличии у объекта системных свойств.

Один и тот же объект может быть представлен, как множество различных систем.

Например, предприятие, как объект может быть рассмотрено как технологическая система, система межличностных отношений, как информационная система.

Условия рассмотрения объекта, как системы:

    Если в объекте не определяются элементы, т.е. объект рассматривается, как нечто целое, состоящее из неразличимых элементов и неразличимых связей, то такому объекту соответствует понятие образование.

Совокупность образований, обладающее разнообразием и определенностью может называться множеством.

Множество может состоять из неизменных образований, которые могут взаимодействовать, но эти взаимодействия не носят обязательного характера (люди на улице).

Иерархия

Hieros –священный

Arche – власть

    Множество, обусловленное какой-либо внешней необходимостью, называется объединением (люди в автобусе)

    Объединение, обладающее не только внешней, но и внутренней необходимостью взаимодействия называется системой. Каждая система характеризуется структурой.

Системное рассмотрение объекта предполагает выделение в нем структуры, т.е. элементов и связей между ними.

Свойства систем.

Упорядоченность и целостность

Целостность означает, что элементы, объединенные в систему обладают общими свойствами и поведением.

Изолированность

Изолированность – означает, что имеются отдельные элементы системы, которые связаны с наблюдателем и средой. Это входы и выходы, при этом предполагается, что они или контролируемы или, по крайней мере, наблюдаемы.

Изолированность системы относительно.

Делимость

Система может быть разделена на относительно самостоятельные части, при этом, каждая подсистема может быть рассмотрена, как часть надсистемы или суперсистемы и, в то же время, каждая подсистема может рассматриваться, как элемент другой системы.

Элемент системы – такая часть системы, которая выполняет специфическую функцию и не подлежит дальнейшему разбиению.

Функционирование отдельных объектов, как целостных систем, обеспечивается установлением и реализацией связей между элементами системы и среды.

Соответственно, выделяют внутренние и внешние связи.

Под связью между элементами понимается перемещение и/или преобразование вещества, энергии или информации.

Наличие зависимости между элементами также трактуется, как связь между ними.

Взаимодействие элементов приводит к тому, что у системы появляется новое свойство, которое называется эмерджентность. Это свойство, которым не обладают отдельные элементы системы и которые возникают только за счет взаимодействия.

Эмерджентность бывает первого и второго рода.

Эмерджентность первого рода – системное свойство, которое может быть выведено путем анализа отдельных элементов.

Эмерджентность второго рода – системное свойство, которое не может быть выявлено путем анализа отдельных элементов системы. (социально-экономические системы)

В системном анализе социально-экономических систем, используются 2а вида определений:

    дескриптивные (описательные) определения – определение предмета или объекта через его свойства.

Дескриптивные определения строятся по следующему правилу: то, что обладает определенными свойствами и есть предмет.

    Конструктивные (операциональные) определения – предполагают описание строения объекта.

При конструктивном определении система описывается, как единство входа, выхода и процессора.

Вводится понятие функции системы (ее предназначение, ее миссия)

Функцию не следует путать с целью системы. Цель системы можно определить, как ее определенное желаемое состояние, желаемое значение параметров.

Обычно цель формируется в виде количественных характеристик, в то время, как функция системы формируется в виде качественного основного признака всех возможных результатов действия системы.

Любая система выступает как единство функций и структур.

Под структурой понимается способ деления целого на части или организация частей в систему.

При рассмотрении структуры объекта, учитываются любые связи и отношения элементов объекта, и только такие, для которых сохраняются нечто постоянное и инвариантное.

Понятие структуры включает в себя не все взаимодействующие элементы объекта, а только устойчивые во времени.

Можно рассматривать иерархическую структуру организации элементов, а можно децентрализованную структуру.

Иерархическая структура – в виде дерева.

Децентрализованная (оркестр без дирижера)

Функция и структура определенным образом взаимосвязаны.

В естественных системах функция является прямым следствием способа существования системы, обуславливающая ее структуру. В живых системах, изменение структуры приводит к (в точности) к изменению функции.

А вот в искусственных системах без установления функции невозможно понять сущность ее структур (конструкторы, архитектор)

И структура и функция являются выражением единой сущности, а именно целого.

Система управления и принципы их исследования.

Наука управления – кибернетика.

Норберт Винер – «отец-основатель» данной науки. Он же создал теоретическую базу науки управления.

Кибернетика изучает не материал из которого создан объект исследования, не превращение энергии, в ней происходящей, а процессы и связи управления, передачи информации.

По словам Эшби, кибернетика ищет ответ на вопрос не что это такое, а как оно это делает.

Изучение сложных динамических систем в кибернетике направлено на изучение общих закономерностей переработки информации, связей и управления ими.

Конечной целью кибернетики является выявление и создание принципов и методов и средств для достижения лучших, в каком-либо смысле, результатов управления.

    Объект кибернетики: сложные динамические системы.

    Предмет кибернетики: информационные связи и управление

    Метод кибернетики: системный подход и системный анализ

    Цель кибернетики: изучение общих закономерностей и формирование принципов управления в различных системах.

Особенности социально-экономических систем.

Первоначально, экономическая кибернетика развивалась на базе прямого переноса общей категории кибернетики и теории систем, разработанных на основе живых и технических систем. Однако, социально- экономические системы обладают определенным своеобразием и особенностями, которых нет в технических и живых системах.

Экономические системы описываются специальным направлением системных исследований, которое называется теорией хозяйственных систем.

Рассмотрим основные постулаты этой теории:

    первоначальный элемент хозяйственной системы – решающий центр (под ним понимается относительно обособленное единство ресурсов и ЛПР), при этом, структура образующих факторов этой системы выступает отношение собственности (владение, распоряжение, пользование).

Первоначальные элементы, которые выделяются по функции распоряжения (в рамках единого владения) называются распорядительным центром (РЦ).

    Хозяйственная система – это связанная совокупность распорядительных центров, обладающая эмерджентными свойствами (промышленное/ хозяйственное предприятие)

    Системообразующим фактором хозяйственной системы выступает функция, как характеристика миссии или назначения данной системы.

    Функция хозяйственной системы реализуется на основе деятельности всех распределительных центров.

Заметим, что общий эффект системы не равен сумме эффектов распределительных центров.

Для каждого РЦ характерна своя обусловленная мера вклада в общие итоги, которая называется хозяйственной ответственностью.

    Важнейшим свойством РЦ является хозяйственная заинтересованность, которая определяется тремя факторами: материальным стимулом к труду, профессиональной подготовленностью, социальным самосознанием.

    Управление в хозяйственной системе – изменение ее организованности.

Организованность системы управления – свойство реагировать на изменение сложности, путем изменения множества своих связей. Чем меньшем числом связей система «справляется» с ростом своей сложности, тем выше её организованность.

Организованность отражает субъективную сторону управления, а сложность отражает объективную сторону управления.

Управление в теории хозяйственных систем представляет собой изменение организованности систем.

Оно проявляется в процессе принятия и реализации хозяйственных решений.

Сформулируем определение хозяйственных систем:

Хозяйственная система – это совокупность распорядительных центров, связанность, взаимная зависимость между которыми выше, чем зависимость любого РЦ данной совокупности от любого РЦ, не принадлежащего данной совокупности.

Классификация хозяйственных систем.

    По обусловленности действий, хозяйственная система не является детерминированной системой, более того, в силу быстрого обновления результатов хозяйствования, в области НТР, производства продуктов и услуг, в силу высокого динамизма общественных потребностей, хозяйственная система утратила свою статистическую устойчивость и стала непредсказуемой системой.

    По характеру перехода из одного состояния в другое, хозяйственная система является динамической

    По своему происхождению, хозяйственная система является естественной системой, однако, в современных условиях, когда есть возможность вмешиваться в хозяйство с помощью разных экономических рычагов, хозяйственная система приобретает черты искусственных (естественно-искусственная хозяйственная система).

    По характеру элементов, хозяйственная система – конкретная система, ее элементами являются РЦ.

    По взаимодействию со средой, хозяйственная система является открытой системой

    По сложности, хозяйственная система относится к классу очень сложных систем.

    По характеру целенаправленности, хозяйственная система не может быть однозначно отнесена к классу управляющих или управляемых систем, то есть в хозяйственной системе не выделяются управляющие или управляемые системы.

Особенности хозяйственных систем.

Главная особенность:

1) она состоит в том, что целенаправленным поведением обладают все элементы хозяйственной системы, в то время, как в тех технических системах целенаправленным поведением обладает один или ограниченное число элементов. Именно поэтому, хозяйственная система не делится на управляющую и управляемую.

2) меняющаяся как по составу, так и по количественным характеристикам множество целей, к которым приспосабливается хозяйство.

3) Она связана со специфическим механизмом адаптации в изменяющейся среде. Этот механизм представляет собой изменение структуры без вмешательства из вне.

4) Она состоит, с характером неопределенности функционирования хозяйственной системы, поскольку социально-экономические явления отличаются большей разнообразностью и неопределенностью.

5) наличие черт естественных и искусственных систем.

Принципы исследования систем управления.

Исследования систем управления базируются на принципах исследования, сформулированных в кибернетике, и на специфических принципах исследования, сформулированных в экономике.

Общие принципы системных исследований:

(законы и принципы кибернетики)

Принцип обратной связи

Принцип моделирования

Принцип гомеостазиса

Закон необходимого разнообразия

Принцип черного ящика.

-Принцип обратной связи :

рисунок

Связи- 1. прямые 2. обратные

Связь – это зависимость одного явления от другого.

Прямая связь – связь, которая обеспечивается за счет взаимодействия двух разных объектов или это передача информации, энергии, вещества с выхода одного элемента на вход другого.

Обратная связь – это передача того же самого с выхода элемента на собственных вход. Эта передача может быть прямой и косвенной.

Рассмотрим некоторые характеристики.

Пусть между Х и У пропорциональная зависимость следовательно У=SX(без обратной связи). У/Х=S– пропускная способность системы.

X+▲X– (сигнал на вход нашей системыS), следовательно

Y=S(X+▲X)=S(X+RY)

Y/X=S/1-SX– (с обратной связью)

Y=S/1-SX*X– (пропускная способность системы с обратной связью)

G=1/1-SR– (мультипликатор или регулятор обратной связи)

Обратная связь бывает положительной или отрицательной. В зависимости от типа использованной связи различные разомкнутые (ориентирующиеся на характеристики внешней среды по отношению к системе управления (пример: светофор)) и замкнутые (ориентирующиеся на характеристики собственной системы управления (пример: регулировщик). В этой системе управления обязательно присутствует обратная связь) системы управления.

Отрицательная обратная связь – это воздействие, передаваемые с выхода системы управления на ее вход, обеспечивающее поддержание системы в заданном состоянии. (пример: постоянная температура в холодильнике; температура тела).

Положительная обратная связь – это воздействие, передаваемое с выхода системы на ее вход, предназначенный для перевода системы в новое состояние.

Обеспечение отрицательной обратной связи в экономике преследует долговременные цели.

Выяснение механизмов и схем обратной связи является необходимым условием исследования систем управления. В хозяйственной системе не выделяются управляемая и управляющая системы, поэтому требуется специальная переработка условий выполнения принципа.

-Принцип моделирования.

Моделирование – это выявление или воспроизведение свойств одного объекта с помощью другого объекта. Моделирование включает 3 момента:

    Создание и конструирование модели

    Исследование

    Изучение реального объекта на основе свойств модели

Все модели строятся на двух основаниях:

    Модели, имитирующие свойства или поведение какого-нибудь реально существующего объекта.

    Модели, выступающие реальным воплощением некой умозрительной идеи или концепции.

В основе моделирования лежит принцип аналогии.

Классификация модели:

    графическая – объект, геометрически подобный оригиналу (географическая карта).

    геометрическая – объект подобный оригиналу по форме (макеты, слепки)

    функциональная – отображает поведение оригинала (работа)

    символическая – модель, которая записывается с помощью абстрактных символов (программа)

    описательная или вербальная

    математическая (уравнения, неравенства).

Исследование систем управления базируется на экономико-математических моделях.

Каждая экономико-математическая модель характеризуется:

Объектом моделирования

Описанием объекта

Цель построения модели

Аппаратом моделирования

Способами идентификации и интерпретации

Принципами моделирования.

Выделяются структурные (отражают технико-экономические организацию экономического объекта, его строение и внутренние параметры (например модель межотраслевого баланса) ), и функциональные модели (отражают поведение объекта в результате установления зависимости между управляемыми и управляющими параметрами без привлечения информации о внутренней структуре объекта ).

С точки зрения аппарата моделирования модели разделение на:

1. аналитические

2. имитационные

3. игровые.

- Принцип гомеостазиса.

Принцип гомеостазиса – этот принцип тесно связан с понятием обратной связи. Понятие гомеостаза было введено американцем Кенном и оно изначально относилось к деятельности природных механизмов животных. Это понятие характеризуется следующими чертами:

Каждый механизм приспособлен к своей цели

Целью механизма является поддержание некоторых существующих переменных внутри физиологических допустимых границ

Все поведение вегетативной нервной системы животного обусловлено этим механизмом.

Английский нейрофизиолог Эшби развил его учение: зд. гомеостаза – это свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существ. переменных в некоторых заданных пределах.

В основе гомеостаза лежит принцип обратной связи.

Экономический гомеостаз – это устойчивое равновесное функционирование хозяйственной системы в изменяющихся природной и социальной среде. Одной из задач исследования системы управления является выявление и изучение механизмов, обеспечивающих гомеостатический характер их функционирование.

-Принцип необходимого разнообразия.

Связи характеризуются направлением, силой характером. Бывают направленные и ненаправленные. По характеру: подчинения, порождения, функционирования и развития, управления.

Исследование коммуникаций.

Коммуникация – процесс обмена информации. Сеть коммуникаций – определенная топология связи между элементами сети.

В зависимости от построения коммуникационной сети, деятельность группы людей может обладать большей или меньшей эффективностью.

Типы коммуникационных сетей:

1. рис. 2.рис. 3. рис. 4.рис. 5. рис.

«круг» «цепь» «У» «колесо» «многоканальная»

Принцип необходимого разнообразия был сформулирован физиологом Эшби.

Разнообразие – число различных состояний системы или логарифмы этого числа. По этому закону, система в своем развитии реализует на практике гораздо меньше число теоретически возможных состояний. Это уменьшение называется ограничение разнообразия. Любой закон или управление системой – ограничение разнообразия.

Другая сторона этого принципа: ограничение разнообразия в поведении объекта может быть осуществлено лишь за счет увеличения разнообразия органа управления. (Только разнообразие может уничтожить разнообразие). Сложные системы (социально-экономические системы) – неуправляемые простыми.

-Принцип черного ящика.

Система, о внутренней организации которой нет сведений – черный ящик, но существует возможность воздействия на входы и регистрирующие выходы.

Согласно этому методу система изучается не как совокупность взаимодействия элементов, а как нечто целое, неделимое.

Информация. Информационные аспекты исследования СУ.

Процесс управления можно рассматривать, как процесс информационного взаимодействия объекта и субъекта управления, который включает в себя:

    Сбор сведений об объекте управления

    Анализ полученной информации и выбор управляющих воздействий

    Реализация управляющего воздействия

Информация – снятая неопределенность

Информация – обозначение используемого содержания (Винер)

Информация – передача разнообразия, снятая неразличимость (Эшби)

Информация – мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве или во времени, или показатель изменения, который сопровождает все протекающие в мире процессы.

Информация имеет аспекты:

    Семантический

    Синтаксический

    Прагматический

Схема процесса передачи информации

    возникновение события

    наблюдатель формулирует сведения о происшедшем событии на определенном языке

    кодировка понятия

    передача закодированного сообщения

    расшифровка закодированного сообщения

    оценка информации

Проблемы: (информация – специфический предмет труда)

    (синтактика) проблема точности передачи символов или знаков (техническая проблема)

    (семантика) точность выражения содержания символов (проблема смысла)

    (прагматика) проблема влияния принятого сообщения на поведение получателя

Информация должна быть включена в тезаурус – словарь понятий, который фиксирует как сами понятия, так и отношения между понятиями. Тезаурус играет роль семантического фильтра.

Сообщение, которое содержит для получателя полезные сведения – прагматическая информация и она проходит прагматический фильтр.

Информация то, что доведено до получателя через третий механизм восприятия.

Понятия и роль измерений ИСУ.

В ИСУ выделяют три уровня использования количественных методов:

    Измерения

    Математическое моделирование

    Принятие решения

Измерение – процедура, с помощью которой, объект сравнивается с некоторым эталоном и получают числовое выражение в определенном масштабе и шкале.

Шкалы, которые принадлежат одному классу – эквивалентные шкалы.

Минимальные требования к любой шкале – назвать объект и отождествить его с некоторым числом. Если это требование единственное, то шкала называется номинальной.

Любая классификация – измерение в номинальной шкале.

Вторая шкала – ординальная (ранговая) шкала. Шкалы позволяют установить, что некий объект обладает неким свойством в большей или меньшей степени (полезность, IQ, качество)

Номинальная или ранговые шкалы не являются метрическими.

Метрическими или количественными называют интервальные шкалы – в них может быть задан способ определения расстояния или интервала между двумя объектами.

Если в шкале интервалов изменен масштаб, то изменение происходит в разностной шкале.

Абсолютная шкала.

Процесс исследования СУ.

Ряд последовательных этапов исследования СУ:

    Описание и постановка проблемы исследований

    Определение конкретной цели и задач исследования

    Определение объекта и предмета исследований

    Уточнение и интерпретация основных понятий

    Предварительный СА объекта исследования

    Формулировка рабочих гипотез

    Формирование плана исследований

    Сбор, систематизация и анализ вторичной информации

    Корректировка разделов плана исследования, ориентированная на получение первичной информации

    Сбор первичной информации

    Анализ результата формирования выводов и рекомендаций

    Использование результатов исследования

Если вторичной информации достаточно, что первичную информацию можно не получать.

Этот план достаточно полный, но некоторые этапы могут конкретизироваться в зависимости от конкретных объектов исследования.

Существует итерационная процедура, к которой можно возвращаться после получения некоторой новой информации.

Этот план используется во всех видах исследований.

Подробно:

      Проблема/проблемная ситуация – называется расхождение между желаемым и действительным состоянием некоторого объекта (явления, процесса). Расхождение может быть определено не единственным способом. Иногда проблемы называют потенциальной возможностью.

      Определение конкретной цели или задач. Решение сформулированной проблемы направлено на реализацию конкретных целей и задач. Цели объединяются в три группы: поисковые цели (направлены на уменьшение неопределенности при определении проблемы), описательная (направлена на получение общего представления об изучаемом объекте), экспериментальная/объяснительная (направлена на выявление причинно-следственных связей между отдельными элементами). Задачи формируют вопросы, на которые должен быть направлен ответ для реализации цели.

      Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – явление или процесс, на которое направлено исследование, а предмет исследования – та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

      Уточнение (интерпретация) основных понятий

      Предварительный системный анализ объекта исследования. Этот этап необходим для исследования сложных проблем. Цель этапа: построить гипотетическую, концептуальную модель объекта, как системы, раскрыв все его элементы и связи.

      Рабочие гипотезы. Виды планов: аналитический план (когда есть четкое представление о проблеме и когда удалось сформировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу), экспериментальный план – применяется тогда, когда удается сформулировать объяснительную гипотезу.

      Сбор и анализ вторичной информации. К вторичной информации относят всю информацию, которая может быть предоставлена в распоряжение исследователя на момент начала работ. Вторичная информация – связана с кабинетным исследованием. Эта информация из общедоступных источников (Интернет, газеты, аналитические обзоры). Вторичная информация делится на внутреннюю и внешнюю, внутренняя информация собирается раньше внешней. Внешняя информация – сведения, предоставляемые государственными органами, сведения, предоставляемые общественными или коммерческими организациями. Первичная информация – связана с «внекабинетным», полевым исследованием. Сбор первичной информации требует гораздо больше затрат и времени. В основе сбора первичной информации лежат такие методы, как опрос, интервью, анкетирование, наблюдения (полевые/кабинетные), эксперимент (реальный/мысленный).

  • Дмитриев В.А. Исследование систем управления (Документ)
  • Ответы на вопросы к экзамену - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Шпоры по предмету Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Созинов В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие (Документ)
  • Мишин В.М. Исследование систем управления (Документ)
  • Шпаргалка - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления (Документ)
  • (Документ)
  • Воропай Н.И. Надежность систем электроснабжения. Конспект лекций (Документ)
  • Шевчук Д.А. Экономическая теория. Конспект лекций (Документ)
  • Коротков Э.М. Исследование систем управления (Документ)
  • n1.doc

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления: конспект лекций

    Аннотация

    В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Исследование систем управления ». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления. Конспект лекций

    Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

    Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.
    С уважением,

    Шевчук Денис, www.deniskredit.ru

    Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

    «Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

    Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

    Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

    Постановка цели исследования;

    Определение объекта и предмета исследования.

    Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

    Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

    Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

    Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

    Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

    Исследование систем управления необходимо проводить:

    При совершенствовании системы управления действующей организации;

    Разработке системы управления вновь создающейся организации;

    Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

    Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

    Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

    Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

    Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

    Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

    Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

    Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

    Свойства системы могут быть условно разделены:

    На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

    Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

    Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

    Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

    Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

    Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

    Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

    Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

    Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

    Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

    Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

    Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

    Системы можно классифицировать:
    ? по способу образования:

    Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

    Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
    ? сущности:

    Космические;

    Биологические;

    Технические;

    Социальные;

    Экономические;

    Экологические;

    Политические и др.;
    ? отношению к целевому назначению:

    Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

    Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
    ? наличию центрального ведущего элемента:

    Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

    Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
    ? размеру.

    Малые (включают менее 30 элементов);

    Средние (включают до 300 элементов);

    Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
    ? степени сложности:

    Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

    Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
    ? отношению к изменениям во времени:

    Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

    Динамичные (изменяются с течением времени);
    ? продолжительности функционирования:

    Краткосрочные;

    Среднесрочные;

    Долгосрочные;

    Специализации:

    Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

    Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

    Предсказуемости поведения:

    Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

    Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
    ? взаимодействию с внешней средой:

    Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

    Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

    Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.