Доклад на окружное совещание "профессиональное самоопределение учащихся". Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения Отношение подростка к будущей профессии

Целью разработки является формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, подготовка к сознательному выбору профессии в реальных социальных условиях. Тема разработки раскрывает одно из направлений Программы воспитания и социализации и ориентировано на базовые национальные ценности.Форма проведения - психологический тренинг

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47»

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях введения ФГОС

(творческая разработка)

Выполнила: Шныткина Надежда Владимировна,

учитель истории, МБОУ «СОШ № 47»

г. Новокузнецк 2016

I Введение

II Ход мероприятия:

  1. организационный момент
  2. основная часть
  3. рефлексия

III Заключение

IV Приложения

I Введение

Данное внеклассное мероприятие «Дорога в будущее» рассчитано на учащихся 9 - 11 классов.

Цель мероприятия:

Сформировать у учащихся готовность к профессиональному самоопределению, подготовить к сознательному выбору профессии и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии;

Способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

Формировать уважительное отношение к труду;

Воспитание чувства ответственности за свое будущее.

Тема мероприятия выбрана в рамках Программы воспитания и социализации и раскрывает одно из ее направлений: «Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выборе будущей профессии, развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; формирование потребностей к приобретению профессий; овладение способами поиска информации, связанной с профессиональным образованием».

Внеклассное мероприятие ориентировано на такие базовые национальные ценности как труд, творчество, наука.

Форма проведения мероприятия - психологический тренинг.

Планируемые результаты мероприятия:

Учащиеся должны усвоить знания о факторах, влияющих на выбор профессии;

Выработать умение соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

Способствовать появлению чувства ответственности за свое будущее.

Материалы и оборудование: , компьютер, проектор, анкеты, доска

План подготовки:

  • Анкетирование учащихся накануне мероприятия (Приложение №1);
  • Поручить подготовить материал о факторах, влияющих на выбор профессии по Е.В. Климову 2 - 3 учащимся;
  • Разработка анкет для диагностики и различных материалов к мероприятию.
  • Выбор ведущих

Эпиграф мероприятия (на доске): «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

II Ход воспитательного мероприятия

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Самоопределение в жизни - это очень ответственны выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь. Сейчас для вас главное учеба, которую вы продолжите в учебных заведениях, где будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Выбор профессии - это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет - этот первый шаг - зависит многое. На сегодняшнем мероприятии мы выясним, какие факторы влияют и должны влиять на осознанный выбор профессии.

Вводная беседа

Выбор профессии - это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Как вы думаете, какие факторы влияют на этот выбор?

Учащиеся предлагают свои варианты (престижность, высокая заработная плата, мнение друзей и родителей и т.д.)

Учащимся предлагается заполнить анкету (Приложение №1)

Если анкета заполнялась накануне мероприятия, то идет обсуждение предложенных участниками факторов.

  1. Основная часть

А) Проведение психологических тренингов, в ходе которых учащиеся должны прийти к выводу, что выбор профессии основывается на трех понятиях: ХОЧУ - МОГУ - НАДО

Работа проводится в группах.

Первое упражнение «Необитаемый остров».

Ведущие сообщают участникам информацию, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах они будут нуждаться.

(Психологический смысл упражнения: участники должны задуматься о таких понятиях как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте)

Учащиеся в группах обсуждают в группах, люди каких профессий им будут необходимы. Затем ведущие слушают предложения групп и записывают их на доске.

Второе упражнение «Что я могу?».

Участникам группы по очереди предлагается выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные учащиеся, выслушав их, голосуют и принимают решение, какую профессию выбрать участнику группы.

(Психологический смысл упражнения: учащимся придется задуматься о своих способностях).

Третье упражнение «Чем я полезен?»

Учащимся предлагается, в соответствии с новой ролью, объединиться в группы и написать на листках план своих действий, который поможет людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем им придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план обсуждается между группами, и сообща решить, поможет ли реализация плана выжить.

(Психологический смысл упражнения: учащиеся учатся оперировать знаниями о профессиях).

Б) Обсуждение результатов тренинга. Учащиеся высказывают свое мнение, им можно помогать наводящими вопросами:

Почему в первом упражнении вы выбрали именно эти профессии

(строитель, повар, портной, медик, учитель, охотник, животновод, парикмахер, землепашец и т.д.)?

Какие сложности возникли, когда выбирали себе профессию? Почему?

(сложно разобраться в самом себе, к чему ты способен и т.д.)

Что важно знать о себе при выборе профессии?

(интересы и склонности, способности, знания, состояние здоровья)

Какие знания вам помогли при выполнении третьего упражнения?

(знания о самой профессии, в чем ее общественная значимость)

Условно эти факторы можно обозначить как формулу профессий «ХОЧУ - МОГУ - НАДО». Что, по-вашему, означает эта формула?

(«хочу» - интересы и склонности, «могу» - способности, состояние здоровья, темперамент, «надо» - значимость, востребованность профессии)

Почему важно учитывать все эти факторы?

В) Знакомство учащихся с основными факторами, влияющими на выбор профессии, описанными российским психологом Е.В. Климовым (через слайды, подготовленные учащимися):

Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий многообразен. Для выбора профессии необходимо познакомиться с множеством других

Склонности (интересы, мотивы) Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься.

Необходимы определенные способности. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим и музыкальный слух и т.д.

Уровень притязания и самооценка - важный внутренний регулятор человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка, но не любит читать литературу и учить наизусть.

Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и дальше учиться с другом.

Мнение друзей, одноклассников, товарищей безусловно важно. Порой им со стороны виднее, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не слоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные особенности.

Личный профессиональный план - это то, чего человек хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос, для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Г) Знакомство учащихся с факторами, которые могут помешать правильному выбору профессии. Работу можно выполнить совместно с учащимися.

Следование чужим советам, выбор за компанию;

Выбор ближайшего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;

Отсутствие информации о профессии;

Незнание личных особенностей, склонностей;

Перенос отношения к человеку, носителю профессии, на отношение к самой профессии;

Отожествление учебного предмета с профессией.

Д) диагностика (анкетирование) позволит выявить, насколько учащиеся поняли теоретическую составляющую мероприятия. Учащиеся заполняют анкету (Приложение №2)

  1. Рефлексия

Проводится в виде упражнения «Плюс - минус - интересно». Учащиеся заполняют таблицу из трех граф. В графу «Плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация или формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация оказалась бесполезной для ребенка. В графу «Интересно» обучающиеся записывают все интересные факты, о которых они узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы педагогу.

Упражнение также можно выполнить устно: учащиеся каждый или в группе высказывают свое мнение

III Заключение

Мероприятие рассчитано на учеников 9 - 11 классов. Целью мероприятия являлось формирование у учащихся готовности к

профессиональному самоопределению, подготовка к сознательному выбору профессии и реализация собственных замыслов в реальных социальных условиях. Данная цель должна была реализоваться через следующие задачи: дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии, способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии, формирование уважительного отношения к труду и воспитания чувства ответственности за свое будущее.

Тема, цели и задачи мероприятия актуальны для современных старших школьников. Форма проведения мероприятия в виде психологического тренинга позволили учащимся раскрепоститься и активно включиться в работу по обсуждению факторов, влияющих на самоопределение. А следующее за тренингом знакомство с теоретическим материалом позволило расширить и закрепить знания. Сложность возникла при выполнении Второго упражнения «Что я могу?», так как учащимся оказалось сложным соотносить свои индивидуальные особенности с определенным видом профессии. В дальнейшем возможно продолжить работу, чтобы помочь учащимся раскрыть свои индивидуальные особенности и склонности.

Для более эффективной работы в психологических тренингах лучше использовать малые группы учащихся.

Для улучшения качества работы над данной темой желательно привлекать профессионального психолога.

IV Приложения

Приложение №1

Наиболее важные факторы при выборе профессии

Факторы выбора

Соответствующий вашим способностям характер работы(умственная, физическая, опасная, безопасная, творческая, монотонная и т. д.)

Благоприятные условия работы (характеристика рабочего места, напряженность рабочего графика и т.д.)

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

Востребованность на рынке труда

Достаточная престижность профессии

Достойный уровень оплаты труда

Примеры, опыт друзей, знакомых

Советы родителей и других родственников

Профессии родителей

Желание учиться в конкретном учебном заведении

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Дополнительное (внешкольное) образование

Собственный практический опыт профессиональной работы

Мечта и вера в свои силы

Приложение №2

Факторы успешного самоопределения

Факторы самоопределения

Увеличить объем информации о мире профессий

Увеличить возможности диагностирования профессионально важных качеств

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

Приблизить содержание образования к практической деятельности людей

Организовывать психологическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

Учитывать склонности учащегося на уровне преподавания школьных предметов

Организовывать предпрофессиональные практики

Ввести в школах преподавание профориентационных курсов

Ничего менять не надо

Приложение №3

Интересно

Проблемы профессионального самоопределения школьников.

Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь

провести в нем всю оставшуюся жизнь.

Чарльз Кеттерлинг

Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека, – вопрос правильного выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня, в условиях постоянно меняющейся экономики, чрезвычайно актуален. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенностью жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано.

С одной стороны, планирование своих профессиональных перспектив – это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе и, чем он будет заниматься в этом мире, должно это общество беспокоить. Молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает в среднем из примерно 700 профессий, а житель крупных мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, – из 2–3 тысяч. При этом низкая информированность о рынке труда о своих возможностях и личностной направленности позволяет нам говорить о том, что выбор осуществляется практически вслепую.

Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникаю, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 – 26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мысленно. И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» и даже не только живая, предметная наглядность, например, с помощью экскурсий на производство, а обдуманное слово, речь, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий текст, описание профессии. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Введение в учебные программы школ курса основ экономических знаний позволяет сменить ориентиры и ликвидировать пробелы знаний об окружающей действительности. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным, синтетическим.

Изучив данные исследований по этой проблеме, были выделены специфические задачи профессионального самоопределения:

1.Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.

2.Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).

3.Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.

4.Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.

5.Освоение смежных видов профессионального труда.

Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной. А забегая вперед, скажу, что она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать. Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, человек может попросить рассказать об интересующих профессиях знающих людей.

Во-вторых, человек имеет возможность прочесть о профессиях в литературе или узнать о некоторых из них из фильмов.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочих местах.

В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому. Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении специалистов, занимающихся профессиональным консультированием.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Также молодые люди мало информированы о содержании будущей профессии. «Знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!» Младшие школьники хотят быть: учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, летчиками, пограничниками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Ошибкам, совершаемым при выборе профессии, уделяли внимание практически все авторы, работающие над этой проблемой. Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». Но «престиж» – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К. С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Некоторые молодые люди, повинуясь старому инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника. У многих учащихся есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае тоже есть риск ошибиться в выборе профессии, если отождествлять интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут быстро, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча. Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или удивительного фильма. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы чужих людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии – не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность других вариантов. К примеру, не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Стоит проанализировать выбранные вами профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую – их недостатки. На протяжении всей жизни каждый человек в среднем 4–5 раз меняет профессию. Если этого не делать, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только окружающим. Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

Огромное внимание этой проблеме уделяют психологи. В современной психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы профессионального самоопределения; в настоящее время предпочтение отдается классическому подходу – всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на определенную сферу деятельности. Огромное значение в профессиональном самоопределении играет мотивация и информированность респондентов.

Резюмируя выше изложенное, мною разработана программа элективного курса для учащихся девятых классов впервые столкнувшихся с проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута. Программа позволит ответить на следующие вопросы: чем руководствоваться при выборе профессии, как оценить свои профессиональные склонности и способности, как найти им соответствие в мире профессий, что такое современный рынок труда, как спланировать свое профессиональное будущие и на многие другие вопросы.


Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал сайт может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностных способностей и склонностей учащихся. Иногда выбор основывается на советах родителей, знакомых, друзей. Дети не осознают своих индивидуальных способностей, направленности той или иной профессии и требований, предъявляемых к ней.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Реализация этих вопросов повлекли за собой творческую переработку программы «Технология» с включением тем по профориентации, в процессе реализации которых решаются следующие группы задач:

Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,

профессиях, карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ

уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить

их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой

деятельности, самовоспитании, саморазвитии и. самореализации. Можно привести наиболее эффективные методы и приемы для занятий по профессиональному самоопределению школьников.

Применение инструктивных карт с опорными схемами. Инструкционная карта позволяет лучше усвоить учебный материал, легко и быстро построить чертёж. При использовании инструктивных карт осуществляется связь нескольких предметов: математика, геометрия, черчение, рисование. Это способствует знакомству с профессиями: швеи, забойщика, дизайнера, чертёжника, художника- модельера и др.

Большую значимость на уроке имеют наглядные пособия, которые должны быть выполнены красочно и конкретно по теме урока, красочно. Очень удобно применять на уроке пособия пооперационной обработки. Например, при изучении технологии пошива юбки можно показать готовое сшитое изделие и образцы пооперационной обработки: вытачки, пояса, застежки. При изучении темы «Блюда из овощей» желательно показать отдельно виды нарезки овощей, а затем общий рисунок приготовленного салата, а уже потом приступать к практической работе. На этих уроках дети знакомятся с профессиями повара и кухонных рабочих.

Успешно проходит подготовка докладов, сообщений, рефератов, что способствует самостоятельному творческому поиску материала, а так же развивает творческое мышление, умение выделять главное из огромного количества информации. На данном виде работы учащиеся знакомятся с профессиями журналиста, библиотекаря.

Эффективным методом профессионального самоопределения является экскурсии на предприятия и организации города я края, встречи с интересными людьми, а так же беседы специалистов (врачей, психологов, парикмахеров, строителей и др.). Дети знакомятся с профессиями на мебельной фабрике, заводе минеральных вод, специалистами санаториев.

Информационно-справочное описание используется в качестве методического средства дня более углублённого анализа профессии при возникновении у учащегося устойчивого интереса к определённой деятельности. Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.

Психографический материал направлен на более тщательное ознакомление учащихся со специфическими требованиями профессии к индивидуальным особенностям работника и служит целям самостоятельного углубленного изучения профессии. Психографическое описание характеризует психические процессы, функции, способы реализации их профессионалом во время приёма, сохранения и переработки информации, возможности управления вниманием, эмоционально-волевой сферой, психомоторикой, а так же личностные характеристики, имеющие существенное значение в профессиональной деятельности.

Для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приёмы:

1. обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности;

2. проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий;

3. сообщение сведений о сходных профессиях;

4. сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб;

5. разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии, краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, формулу профессии;

6. включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности;

7. использование выделенных классификационных критериев и формул профессии при оценке способности учащихся к анализу профессиональной деятельности благодаря модификации Ф-теста по 53 классификационным признакам.

В процессе активного получения профессиографической информации, глубокого осмысления содержания труда и его требований к личности формируется способность учащихся к анализу профессиональной деятельности. При этом возрастает роль учителя в организации самоподготовки и самовоспитания учащихся, которых необходимо обеспечить различного рода справочниками, самоучителями, литературой и технологиями по самообучению.

Основой оценки способности личности выбирать профессию является классификация и описание профессий с использованием образов-регуляторов профессиональной деятельности, а так же представление о трёх компонентах «Образа - Я»: когнитивном - «я знаю»; эмоционально-оценочном - «я отношусь»; поведенческом - «я действую».

Классификация профессий по признакам профессиональной деятельности включает следующие характеристики: технологические, социально-психологические, эмоционально-волевые. В процедуре оценивания школьник анализирует присутствие тех или иных признаков в конкретной деятельности в профессиональных пробах, а так же определяет степень их преемственности, адекватности своим возможностям и интересам.Когнитивный компонент «Образа-Я» определяется уровнем личностной психологической компетентности, умением использовать психологические знания окружающей действительности и собственного поведения, своих индивидуальных особенностей, важных в избираемой профессиональной деятельности. Полнота и адекватность компонента так же обусловлена знаниями человека о мире труда и профессий, об основах профессионоведения, умением составлять формулу профессии. Показателем развития когнитивного компонента гак же является успешность освоения подготовительного этапа профессиональных проб.

Эмоционально-оценочный компонент «Образа - Я» проявляется в способности школьника оценить присущие ему психологические особенности, связанные с профессиональной деятельностью, проанализировать выбираемую профессию с точки зрения адекватности её для себя. Этот компонент оказывает влияние на выбор содержания и уровня сложности профессиональной сферы, на отношение к различным сторонам профессиональной деятельности в рамках конкретной сферы.

Поведенческий компонент «Образа - Я» проявляется в программе самовоспитания и профессионального саморазвития личности, уровне её сложности, продуманности, соотнесённости с требованиями избираемой профессии. Он обуславливает и соответственно выражается в сформированности профессионального личного, а гак же в способности школьника к самореализации в различных видах профессиональной деятельности.Были опробованы анкетные опросники в 8 - 10 классах. Опыт показал, что работа с ними не вызывает у учащихся затруднений и занимает в среднем примерно 20 мин. В соответствии с теоретическими предположениями обнаружены половозрастные различия профессиональных ожиданий и мотивировок выбора профессии, а так же различия между учащимися уже выбравшими профессию и ещё не сделавшими профессионального выбора. Эти данные позволяют сделать вывод о соответствии опросников задаче получения профессиональной информации об учащихся.При анализе сведений, содержащихся в анкете прежде всего обращаю внимание на согласованность ответов из списка «Моя будущая профессия обязательно должна давать возможность...» и списка «Мне хотелось бы заниматься таким делом, в котором требуется...». При любых обнаруженных противоречиях в ходе индивидуального собеседования выясняю, какой собственный смысл вкладывает учащийся в те или иные ответы; как он представляет себе цели, условия и средства предполагаемой профессиональной деятельности. Во всех случаях целью профориентационного собеседования является объяснение для учащегося его собственных ожиданий и намерений.

В этом же ключе использую для собеседования ответы по анкете «Я выбираю профессию». Здесь необходимо обратить внимание учащихся на относительную бессодержательность таких мотивировок выбора: «Эта профессия интересная», «Так поступили мои друзья», «Работа, не очень трудная» и.т.п.

С учетом возрастных особенностей школьников можно выделить четыре этапа в профессиональной ориентации.I этап. У школьников младших классов (I - IV кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

II этап. У подростков (V-VII кл.) важно формировать осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определённого образа жизни, как путь реализации своих возможностей.III этап. У школьников VIII - IX классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а так же умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоении запасного варианта.

IV этап. С учащимися X - XI классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углублённого изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.Постоянно меняющийся мир, синергетика в общественном развитии постоянно ставит новые задачи. Появление новых профессий обязывает педагога обновлять свои знания и технологии для результативной работы в профессиональном самоопределении учащихся, таком важном не только в личностном развитии выпускников школы, но и в успешном развитии города, края, России.

Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15-16 лет жизнь кардинально не изменилась, и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.

Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста. Это не только планирование дальнейшей жизни, это, как пишет В. Э. Чудновский, «особая форма жизни в настоящем». Если подросток смотрит в завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтрашнего.

Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе - обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.

Самоопределение старших школьников сосредоточивается на профессиональной сфере. С ним связано изменение учебной мотивации. Старшеклассники рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. По мнению А. В. Петровского, именно в старшем школьном возрасте впервые после стольких лет обучения появляется сознательное отношение к учебной деятельности.

Профессиональное самоопределение старших школьников предполагает также самоограничение в планировании ближайшего будущего , отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем.

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний . Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Не все дети делают верный профессиональный выбор, оканчивая школу. Им позже придется заниматься нелюбимым делом или бросать вуз, освоенную профессию и начинать все с начала. Есть старшеклассники, которые вообще не могут сделать выбор.

«Есть такая игра. Посреди комнаты ставят стулья, и все ходят вокруг них, а потом - по команде - бросаются садиться. Все торопятся занять место, потому что стульев на один меньше, чем играющих, - в этом смысл игры. Кто-то всегда остается без места...

Пока мы учились в школе - это было как хождение вокруг стульев. Но вот школа окончена, - и все бросились занимать места. А мне не досталось...

Все ребята из нашего класса чем-то заняты. Иногда я встречаю бывших одноклассников, они рассказывают о своих делах. Одни довольны своей новой жизнью, другие недовольны. Но и недовольные знают, чего хотят и что им нужно, чтоб быть довольными. А я не знаю.

Многие разъехались. Жорка-бабник учится теперь в Московском институте физкультуры. Еще бы! Кандидат в мастера по боксу. Мой ближайший друг Мишка тоже в Москве. На механико-математическом факультете МГУ.

Кем они станут - это было ясно всем еще в школе. Жорка только о боксе и мог говорить, Мишка - только о математике. Перед обоими чуть ли не с детства простиралась широкая и прямая дорога. Одному - в спорт, другому - в науку.

У меня такой дороги нет. У меня нет цели. Нет призвания. Дома я только и слышу: «Ты ничем не интересуешься!» О, если бы у меня была цель! Я согласился бы идти к ней хоть за тысячу километров - по острым камням и через горы, у меня хватило бы сил, я уверен. Но в какую сторону идти, я не знаю. Я бреду по жизни просто так, куда глаза глядят...» (Краковский В.).

С профессиональным самоопределением непосредственно связано самоопределение личностное. Вопрос: «Кем я буду?» - обычно сливается с вопросом: «Каким я буду?» Описывая свои поиски жизненного пути, старшеклассники часто останавливаются на этом втором аспекте.

«Интересно, какой я буду человек? Говорят, что люди со временем меняются. Кто - портится, а кто, наоборот, - найдет себя. А почему? От чего это зависит? Почему есть на свете добрые и злые? Почему одному доставляет удовольствие видеть страдающего человека, а другой готов пожертвовать всем ради его счастья? Мне это непонятно. И неужели мое сердце может когда-то окаменеть?» 10-й класс.

Самоопределение старших школьников, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Понятие «самоопределение », используемое в нашей отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности » Э. Эриксона. Личность развивается, по Э. Эриксону, благодаря включению в различные социальные общности - нацию, социальный класс, национальную группу, профессиональную группу и т. д. - и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ценности, идеалы, социальные роли и соответствующие формы поведения, в юности - также и жизненные планы. Если юноша идентифицирует себя с «белыми воротничками», он выбирает одну дорогу в жизни, если ощущает себя люмпен-пролетарием - совсем другую.

Идентичность личности включает в себя и половую идентификацию. Западные психологи считают, что подросток еще бисексуален, и половая ориентация устанавливается в юношеском возрасте.

Идентичность личности - условие психического здоровья: если она не складывается вовремя, юноша не может ответить на вопросы: «Кто я?» «С кем я?» Он не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Самоопределение старших школьников связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временна́я перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего. Еще одна трудность в образовании временной перспективы - диспропорция между прошлым и будущим. В ранней юности прошлого мало, будущего - много. Прошлое как бы присутствует в настоящем, определяя многие поступки. Небольшой прошлый опыт - основа максимализма и ранимости в настоящем, его не хватает, чтобы реально планировать будущее.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему в настоящем плохо, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временно́й перспективы и создание жизненных планов отражаются на характере юношеской мечты. Мечта о будущем теперь не только более определенна и реальна, чем фантазии подростка. Она включает основные устремления данного возраста - потребности в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, самореализации. Особенно ярко это показано Л. Н. Толстым в его «Юности».

«В тот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где нибудь встретить. Эта она была немножко Сонечка, немножко Маша... и немножко женщина с жемчугами на белой шее, которую я видел очень давно в театре, в ложе подле нас. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня и благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было - надежда на необыкновенное, тщеславное счастье, - такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро, вследствие какого-нибудь необыкновенного случая, вдруг сделаюсь самым богатым и самым знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в тревожном ожидании чего-то волшебно-счастливого. Я все ждал, что вот начнется, и я достигну всего, чего может желать человек, и всегда повсюду торопился, полагая, что уже начинается там, где меня нет. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального. Мне казалось так легко и естественно оторваться от всего прошедшего, переделать, забыть все, что было, и начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова, что прошедшее не тяготило, не связывало меня. Я даже наслаждался в отвращении к прошедшему и старался видеть его мрачнее, чем оно было. Чем чернее был круг воспоминаний прошедшего, тем чище и светлее выдавалась из него светлая, чистая точка настоящего, и развивались радужные цвета будущего. Этот то голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным новым душевным ощущением в ту эпоху моего развития, и он то положил новые начала моему взгляду на себя, на людей и на мир божий».