Понятие и функции социального обеспечения. Система социального обеспечения и ее структура Государственные учреждения в системе социального обеспечения

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.

С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; са-наторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность: б) доступность; в)всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.

Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обес-печивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников,определении основных критериев жизненного уровня,размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий. стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") (см. также Пенсия по старости . Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).

В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами:

социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой "универсального" обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной.платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

"Универсальная" система, в основном в сфере пенсионного обеспечения. функционирует в Скандинавских странах (Норвегия , Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько-модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия,которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии,выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.

Лит.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996; Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989; Sta1berg A-С. Pension reform in Sweden. Scand. J. Soc. Welfare, 1995.

Щербаков\"И ".И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ" в других словарях:

    Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов

    См. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Социальное обеспечение - (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история

    Социальное обеспечение - (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Правовые основы механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение в РФ , Байматов Павел Николаевич. Монография представляет собой исследование теоретических и практических проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на социальное обеспечение. Достаточно полно освещаются…

Социальное обеспечение: что это?

Определение 1

Социальное обеспечение выступает в качестве предусмотренной законодательными органами власти системы, которая необходима для организации материального обеспечения и последующего обслуживания граждан, достигших определенного возраста (старости), а также в случае их болезни, частичной или полной утраты реализовывать трудовую деятельности, в случае потери кормильца. Также в рамки социального обеспечения вписываются семьи, в которых есть дети, но нет возможности обеспечить их полноценное существование (многодетные семьи, дети-сироты).

Право социального обеспечения – это отдельная отрасль российского права. Она представляет из себя целую совокупность норм, а также правовых статусов и институтов, которые регулируют отношения по материальному обеспечению за счет средств, хранящихся в государственных целевых внебюджетных фондах социального назначения. Иными словами, социальное обеспечение – это одна из распространенных адресных форм распределения материальных благ. Основная цель – удовлетворить наиболее жизненно важные личностные потребности:

  1. Физические – поддержка физического здоровья, помощь в обеспечении услугами здравоохранения;
  2. Социальные – бесплатное образование, услуги в различных бюджетных организациях;
  3. Интеллектуальные – обеспечение доступности образования на каждом этапе развития и обучения человека.

Данные потребности присущи практически всем – старикам, людям с ограниченными возможностями, детям, иждивенцам и вынужденным переселенцам, безработным. Но стоит отметить, что каждый человек имеет право получить помощь и быть обеспеченным в целях восстановления здоровья и для последующего корректного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов. Социальное обеспечение является выражением работы в рамках социальной политики государства на данном этапе его развития и деятельности.

Таким образом, социальное обеспечение – это форма выражения свойств и действий социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение конкретных категорий граждан (стариков, инвалидов, сирот, иждивенцев, многодетных семей) из средств государственного бюджета, а также специально отведенных внебюджетных государственных фондов. Происходит это в случае наступления таких событий в жизни человека, которые могут подкосить его социальное положение и нанести вред его жизнедеятельности в целом. Главная характеристика социального обеспечения – это его адресность, поскольку перед тем, как давать согласие по заявлениям, поданным в органы социального обеспечения, необходимо произвести проверки по данному вопросу и выявить действительность положения человека, который обратился за помощью.

Организация социального обеспечения в современной России

Социальное обеспечение граждан производится в соответствии с мероприятиями, которые предусматриваются в рамках законодательства, а также в рамках социальной политики нашей страны. Сегодня в России к системе социального обеспечения необходимо отнести все виды пенсионных выплат и льгот, пособий, компенсационных выплат. Сюда же относятся следующие элементы социального обеспечения:

  • Социальное обслуживание граждан, наиболее нуждающихся в этом;
  • Медицинская помощь категориям граждан, финансирование дорогостоящих лекарств или операций из государственного бюджета, или фондов внебюджетных организаций;
  • Санаторно-курортное лечение для граждан, которые в большой степени нуждаются в этом по медицинским показаниям (вялотекущие хронические заболевания, послеоперационная реабилитация);
  • Льготы для отдельных категорий граждан (выплаты субсидий и пособий гражданам, наиболее нуждающимся в этом).

Социальное обеспечение может различаться по своим формам. При этом под формами в целом подразумеваются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения в условиях современности. К довольно специфическим признакам форм социального обеспечения следует отнести такие, как система органов, которые осуществляют непосредственное социальное обеспечения; способ аккумуляции денежных средств, которые используются для того, чтобы предоставить социальное обеспечение нуждающимся особым категориям граждан. В-третьих, нельзя не отметить круг субъектов, которые получают помощь и обеспечиваются за счет средств, выделяемых определенным финансовым источником. К тому же, здесь исследователями учитываются виды обеспечения, производящиеся за счет конкретного источника для конкретного круга объектов социального обеспечения.

Формы постоянно меняются, поскольку изменениям подвергается и система социального обеспечения, и курс политики в этом плане. Поэтому сегодня, когда речь идет о централизованных формах социального обеспечения, то их следует подразделять на такие, как:

  1. Обязательное социальное страхование граждан и особых категорий населения;
  2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – в данном случае оно предоставляется только особым категориям граждан, которые официально подтверждают свое сложное материальное и социальное положение;
  3. Смешанную форму социального обеспечения, которая принимается для определенных социальных субъектов. Здесь подразумевается финансирование и соответствующих фондов, социальная помощь в организации медицинского обслуживания, помощь в получении дополнительных услуг или финансового обеспечения (льгот, субсидий, пенсионных выплат и доплат к ним).

В настоящее время в России действует несколько фондов в качестве самостоятельных кредитно-финансовых систем. К ним относится Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также некоторые фонды обязательного медицинского страхования.

Замечание 1

В качестве основных поступлений для этих фондов выступают страховые взносы. Человек может обратиться в них и, в соответствии с законодательной системой, получить необходимую помощь, подтвердив перед этим документально свой социальный статус.

В чем отличия профессии права и организации социального обеспечения от подобных? Рассмотрим на практических примерах! Если вы учитесь на этой специальности, перебираете варианты или просто интересуетесь предметом, обязательно читайте далее.

Общая характеристика профессии

Сразу же стоит выделить основу, на которой построен весь предмет и образовательный процесс. Это, конечно, право: законы, нормативные акты и различные документы, их содержащие. Дальше идет судебный процесс и сопутствующие ему дисциплины.

Базовые знания в юриспруденции полностью соответствуют остальным правовым дисциплинам. Дано вам в них будет ни больше, ни меньше. Так в чем же разница? И вот тут вторая часть названия специальности дает о себе знать. Организация социального обеспечения — это работа с людьми, столкнувшимися с проблемами в соблюдении гражданских норм.
Подробности уклона

По конституции, РФ — государство социальное. Это значит, что социальные программы имеют наибольший приоритет в политике страны, и право должно быть направлено на их улучшение и укрепление. Граждане, как основная ценность такого государства, и являются тем, ради чего оно существует.

На деле в социальных программах возникает огромное количество дыр, вызванных самыми разными, но несомненно вам знакомыми причинами. И люди, которые в эти дыры попадают, оказываются внезапно словно выдернутыми из системы. Или, еще хуже, поставленных в положение виноватых безо всяких оснований. Если неудобства первых вполне можно решить запросами в необходимые места и переоформлением бумаг, то в случае вторых часто доходит до суда. И это далеко не худшее, что бывает!

Юрист с этого направления должен обладать качествами философа, психолога, экономиста, политолога и финансиста. И всему этому там стараются научить. По возможности.

Применение на практике

Уже видно, насколько широким может быть применение полученных после обучения знаний. Да, они ограничены правовой отраслью, но в правовой отрасли не ограничены практически ничем. Итак, какой выбор предоставляется выпускнику по завершению обучения? Реализовать себя можно в:

  • трудовом праве;
  • гражданском праве;
  • страховом деле;
  • право социального обеспечения.

Трудовое право

Как можно охарактеризовать трудовое право? Это возникновение, ведение и прекращение трудовой деятельности. Если говорить более развернуто, то это все, что происходит с того момента, как сотрудник приходит на собеседование, до того, как его увольняют (или он увольняется сам). Что может произойти в этом промежутке? Да что угодно! Трудовое право — довольно популярная отрасль в крупных городах, где люди меняют работы чаще всего, иногда даже по несколько раз в год. Как тут обойтись без инцидентов? И юрист как раз может их решить. За плату.

Для работы в данной области необходимо будет завершить еще ряд курсов, получить лицензию, но это самая легкая часть. Главное, что у вас будет квалификация юриста по завершении обучения.

Гражданское право

Это имущественные и личные неимущественные отношения сторон. Насколько расплывчатая формулировка, настолько и широк спектр деятельности. Если просто, то это любая вещь, чья принадлежность кому-то вызывает вопросы. Лидер на рынке юридических услуг уже несколько лет, но при этом один из самых сложных аспектов права. Вам пригодятся усидчивость, хорошая память и меланхоличный характер. Если это не про вас, то читайте дальше, все впереди!

Страховое дело

Тут, пожалуй, и пояснять много не нужно. Страховой бизнес, серьезно развившийся в последние десятилетия, направлен на общество, носит четко социальный характер. Как раз то, что нужно. Причем рады вам будут с обеих сторон: как компании-страховщики, заинтересованные в минимизации выплат, так и люди, заинтересованные в обеспечении обратного.

Право социального обеспечения, конституционное право

Эти два предмета преподают отдельно. Но в жизни они представляют собой весьма взаимосвязанные вещи. О них вы будете знать больше всего, ведь они — ваш профиль.
Работа с людьми и работа с законами. Владение этическими нормами. Способность грамотно анализировать ситуацию и разъяснять ее людям. Умения к разработке и экспертизе правовых актов. Все это — право и организация социального обеспечения.
Итоги

Работа в этой специальности требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, юристу необходимо не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное и правильное пояснение со ссылками на все действующие законы и акты, ее касающиеся. Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости.

Необходимо обладать и развивать в себе такие качества как гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, наблюдательность, инициативность и ответственность, эрудиция. Словом, все, что так ценят люди в других. Именно социальный характер профессии и является в ней ключевым.

Эта профессия требует от человека довольно многого, поэтому при отсутствии в нем необходимых качеств она может показаться весьма сложной. Но при их наличии она даст возможность развиться сразу в нескольких направлениях. Общение, точные данные и трезвый анализ при правильном сочетании дают очень интересный жизненный стиль.

В последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

  • 1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:
    • * ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибшим в мирное время;
    • * увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
    • * надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др. выплаты.
  • 2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это -- особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11--46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность -- это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся:

  • - трудовые и социальные пенсии;
  • - страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.);
  • - услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов;
  • - оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др.

Рассмотрим пример обращения ветерана в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение социальной поддержки по обеспечению жильём.

20 октября 2012 года гр. Дёмин И.Ф. обратился в суд с требованиями признать постановление администрации сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области (далее администрация сельского поселения Высоково) незаконным, признать за ним как за участником и инвалидом Великой Отечественной войны право на получение социальной поддержки по обеспечению жильём.

Требования основаны на том, что истец является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, был тяжело ранен, и ему пожизненно установлена инвалидность.

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168., ст.14, 15, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, независимо от имущественного положения.

  • 5 октября 2012 года гр. Демин И.Ф. обратился в администрацию сельского поселения Высоково с заявлением о постановке на учёт на улучшение жилищных условий и предоставлении квартиры.
  • 15 октября 2012 года постановлением глава данного сельского поселения отказала ему в постановке на учёт на улучшение жилищных условий как инвалиду ВОВ, а затем последующим постановлением на основании протеста прокурора Рамешковского района отменила постановление и сняла его с учёта по улучшению жилищных условий как участника ВОВ, хотя на указанном учёте он не состоял. Выражая несогласие с отказом администрации сельского поселения, истец указал, что проживает в доме с супругой.

В указанном доме нет коммунальных услуг, туалет находится в примыкающем к дому холодном сарае. Хотя дом обшит досками, брёвна обветшали, имеют гнилости, зимой его невозможно отопить. Крыша течёт и требует капитального ремонта с заменой шифера и деревянных конструкций. Питьевую воду необходимо носить из колодца, находящегося в 300 метрах от дома.

23 октября 2012 г. районная межведомственная комиссия провела поверхностное обследование дома и вынесла заключение, что дом пригоден для постоянного проживания и что в доме необходима замена шиферной кровли. Комиссия не учла их возраст, болезни и неспособность себя обслуживать.

Администрация отказывается делать капитальный ремонт дома, ссылаясь на то, что истец подарил дом. Но дом он подарил не для того, чтобы его поставили на очередь на улучшение жилищных условий, а в силу своего возраста и здоровья. Считает, что как участник и инвалид Великой Отечественной войны, награждённый правительственными наградами, имеет право один раз в жизни на получение социальной поддержки в виде благоустроенного жилья.

Впоследствии исковые требования дополнены требованием обязать администрацию сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области поставить Дёмина И.Ф. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида Великой Отечественной войны.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», должны быть обеспечены жильём.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168. данным Федеральным законом устанавливаются правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно п.п. 4 п.1 ст.14 указанного Федерального закона к мерам социальной поддержки инвалидов войны относиться обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, независимо от их имущественного положения.

Согласно п.п. 3 п.1 ст.15 данного Федерального закона к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Приведённые нормативные положения связывают обязанность государства по обеспечению жильём инвалидов и участников ВОВ один раз с фактом признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, без учёта их материального положения.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ. К таковым относится, среди прочих, проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом, по смыслу положений данной статьи и положений ч.2 ст.57 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий достаточно установления факта несоответствия жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, и не обязательно установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, поскольку установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением.

Такое понимание данных норм закона применительно к ветеранам Великой Отечественной войны полностью соответствует целям, провозглашаемым Указом Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» и преамбулой Федерального закона «О ветеранах», согласно которым участникам и инвалидам Великой Отечественной войны государством должны создаваться условия, обеспечивающие им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г.№47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В частности основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (абз.2 п.10).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п.12). Судом установлено, что жилой дом в котором проживает Дёмин И.Ф., данным требованиям не отвечает.

Учитывая, что Дёмин И.Ф. в силу приведённых выше положений Федерального закона «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168. имеет право на обеспечение жильём независимо от имущественного положения, дом, в котором он проживает, не соответствует указанным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, у администрации сельского поселения Высоково имелись основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на соответствующий учёт.

Однако постановление о постановке его на учёт на улучшение жилищных условий администрацией данного сельского поселения отменено и постановлением Дёмин И.Ф. снят с такого учёта.

Согласно объяснению главы администрации сельского поселения Высоково одним из оснований для снятия Дёмина И.Ф. с учёта явился факт отчуждения им жилого дома по договору дарения, который не указан в качестве такого основания в соответствующем постановлении.

Действительно, в соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной нормы закона действиями по ухудшению своих жилищных условий, в результате которых граждане приобретают право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, являются действия, в том числе сделки, в результате которых лицо, не имевшее право на улучшение жилищных условий, получило такое право.

В данном деле суд усматривает, что Дёмин И.Ф. до совершения сделки по отчуждению своего дома, будучи его владельцем, мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законом. Кроме того, отчуждение дома осуществлено им по безвозмездной сделке - договору дарения. При таких обстоятельствах следует сделать вывод, что сама по себе сделка по отчуждению принадлежавшего Дёмину И.Ф. дома не была направлена на намеренное ухудшение своих жилищных условий, в результате которого он получил бы право на их улучшение, поскольку он имел такое право и до её совершения, и намеренности в его действиях не усматривается.

6 февраля 2013 года Рамешковский районный Суд Тверской области решил исковое заявление Дёмина И.Ф. удовлетворить полностью. Признать за Дёминым И.Ф. как за участником и инвалидом Великой Отечественной войны право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём. Обязать администрацию сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области поставить Дёмина И.Ф. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида Великой Отечественной войны Решение Рамешкосвкого районного суда Тверской области от 06.02.2013 по делу №2-43/2013.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1) Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2) Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

3. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

4. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия.

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение;

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации.

Таблица №1.

Федеральные законы, регулирующие отношения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет
«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание
«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий:

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

Трудовая пенсия.

Схема №1.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3

Схема № 2.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд.руб., что составило 6,1% от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.


Шамова Л.Г. Социальное государство. История. Современность с. 387// Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологических словарь. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – С 139- 140.

Володин А. Г. Политическая экономическая демократия. – М.: Гуманитарий, 2008. С. 119.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 8

Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ст.7// «Российская газета», 25 декабря 1993 года №237

Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права//Государство и права, 2001г. №7, с.4-15

См.: ч.2 ст. 7 Конституции РФ.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – с. 182-183

ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ч.1. ст.2// «Российская газета», № 210, 29.10.1997

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.1// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.4// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.11

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.8

Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // ​Соц. обеспечение.2005. – № 6. – с.37.

Буянова М.О., .Гусов К.Н Право социального обеспечения России: Учебник.//М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.11

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ ст.2 // Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831