Вступить в сро после 1 июля. Новые требования к участникам-сро. Допуск СРО нужен компаниям, которые

Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу 1 июля 2017 года , переходные положения действуют с 4 июля 2016 года.

Все изменения можно подразделить на 3 группы :

  • Изменения, связанные с «регионализацией» строительных СРО;
  • Изменения, касающиеся категории лиц , которым требуется СРО;
  • Изменения, в части формирование второго компенсационного фонда «Обеспечения договорных обязательств».

Принцип регионализации («региональная привязка», «региональное самоопределение»).

В настоящее время строительные организации должны состоять только в тех СРО, которые зарегистрированы в субъекте РФ (области, крае, республике), что и сама строительная организация.

Например, если строительная организация зарегистрирована на территории Новосибирской области, то она должна быть членом одной из СРО, также зарегистрированной на территории Новосибирской области.

Для тех строительных организаций, которые в настоящее время не соответствуют принципу регионализации установлен переходный период по переходу в СРО своего региона. При этом ранее внесенный ими взнос в компенсационный фонд сохраняется путём его перевода в региональную СРО.

Подробнее о порядке перехода в региональную СРО смотрите .

Изменение категории лиц, которым требуется строительное СРО.

Поскольку определены категории лиц, кому требуется членство в строительной СРО, и кому не требуется членство в строительной СРО Перечень видов работ (Приказ № 624 Минрегиона) с 1 июля 2017 года отменяется.

Также, в том числе в связи с отменой Перечня видов работ, с 1 июля 2017 года отменяются свидетельства о допуске СРО , вместо них вводиться обязательное членство в СРО и включение организации или ИП в единый электронный реестр СРО, из которого можно будет сделать выписку, для подтверждения своего членства в СРО.

Изменения, связанные с компенсационными фондами.

Все СРО в настоящее время делят свои компенсационные фонды на две части: (КФ ВВ) и (КФ ОДО).

КФ ВВ - это по сути тот же самый компенсационный фонд, который существовал ранее. Данный компенсационный фонд также будет служить способом обеспечения имущественной ответственности членов СРО на случаи причинения вреда.

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) образуется для обеспечения договорных обязательств членов СРО, при заключении ими договоров на конкурсной основе по 44-ФЗ, 223-ФЗ, фонды капремонт и др.

Соответственно обязанность по формированию КФ ОДО лежит на членах СРО, собирающихся участвовать в конкурсных процедурах по заключению контрактов в соответствии 44-ФЗ и 223-ФЗ или планирующих заключать договоры с Фондами капремонта.

Ставки взносов в компенсационные фонды представлены на рисунке:

Базовая ставка взноса в компенсационный фонд возмещения вреда будет составлять 100 тыс. рублей , если член СРО планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 60 млн. рублей.

К примеру, организация заключает 2 договора о строительстве. Стоимость объекта по одному договору составляет 40 млн. руб., по другому 50 млн. руб. Несмотря на то, что совокупный объем строительства по двум объектам составляет 90 млн. руб., организации необходимо оплатить лишь базовую ставку взноса в компенсационный фонд возмещения вреда СРО в размере 100 тыс. руб.

Базовая ставка взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств будет составлять 200 тыс. рублей , если член СРО планирует участвовать в конкурсных процедурах по строительству объектов и предельный объем обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. рублей.

К примеру, организация заключает 2 договора о строительстве, по результатам конкурса. Объем обязательств по одному договору составляет 40 млн. руб., по другому 50 млн. руб. Поскольку совокупный объем обязательств по двум договорам составляет 90 млн. руб., организации необходимо повысить свой уровень ответственности до 2 уровня.

Для тех организаций и ИП, которые уже внесли взнос в компенсационный фонд в размере 300 тыс. руб. и более (до принятия 372-ФЗ) существует возможность его перераспределить между двумя компенсационными фондами. Такая возможность существует вплоть до 1 июля 2017 года. Дополнительных платежей таким строительным организациям и ИП вносить не нужно. При этом такие члены СРО вправе не перераспределять свой взнос в компенсационный фонд, а оставить его весь в компенсационном фонде возмещения вреда.

Компенсационный фонд представляет собой обязательные платежи для всех членов саморегулируемых организаций. Существует два вида фондов: фонд возмещения вреда (ВВ) и фонд возмещения договорных обязательств (ОДО). Взнос в первый необходимо заплатить любой организации, которая планирует вступить в СРО. Факт выплаты обеспечивает имущественную ответственность всех членов общества.

Оплата взносов в компенсационный фонд ОДО требуется, если компания планирует участие в аукционе или использование других конкурентных способов получения заказа. Размеры платежей в фонд СРО при наличии членства рассчитываются в соответствии с ГК РФ.

С нашей компанией вступить в СРО будет очень просто. Вам нужно будет предоставить нам учредительные документы, а подбором подходящей организации и решением остальных вопросов займутся наши специалисты.

Документы для получения членства в СРО

Вступить в СРО могут, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Полный перечень документов, необходимых для вступления, зависит от организации. Стандартный пакет документов выглядит так:

  • учредительные документы компании и выписка из ЕГРЮЛ;
  • заявление с перечнем видов работ, которые компания планирует осуществлять;
  • сведения о квалификации руководителей и специалистов и наличии имущества, необходимого для выполнения работ;
  • данные об оплате необходимых взносов.

Указанный Федеральный закон не отменил саморегулируемые организации в строительной сфере, но установил новые правила их работы, заметно отличающиеся от действовавших ранее. При этом с 1 июля 2017 года произошла отмена одного из ключевых разрешительных документов - свидетельства о допуске СРО, которые оформлялись на определенный виды работ.

Основные положения нового Федерального закона №372-ФЗ

Наиболее важным положением нового №372-ФЗ является формирование нового механизма, разрешающего законную деятельность участникам строительного рынка. Если ранее для этого требовалось оформление допуска СРО, то сегодня этот документ отменен и вполне достаточно членства в саморегулируемой организации. Подобное нововведение заметно облегчает административную и бюрократическую нагрузку на строительные организации и индивидуальных предпринимателей.

Другим важным новшеством, введенным №372-ФЗ, выступает снижение количества условий, при выполнении которых требовалось обязательное участие в СРО и оформление свидетельства о допуске к тем или иным видам работ. Это также является положительным моментом для большинства участников рынка.

Некоторые изменения правил работы саморегулируемых организаций сложно назвать благоприятными, особенно, для крупных игроков в этой сфере.

Во-первых, вместо одного компенсационного фонда вводятся два. Несмотря на то, что второй является относительно добровольным, практически для каждой СРО его создание будет попросту необходимым.

Во-вторых, для строительных СРО вводится региональный характер комплектования. Если раньше компания или ИП могли выбрать саморегулируемую организацию для вступления, сегодня выбор ограничен рамками субъекта РФ. Это требование не касается СРО для проектировщиков и изыскателей.

Отмена допуска СРО со второй половины 2017 года

Отмена настолько важного документа, как свидетельство о допуске СРО к выполнению определенных видов работ, принципиально меняет весь механизм работы саморегулируемых организаций. С одной стороны, этот момент выступал последним связующим звеном с действующей в СССР и в первые годы после создания РФ системой государственного лицензирования. Несмотря на присущие ей недостатки, многие профессиональные строители до сих пор вспоминают строительные лицензии добрым словом.

С другой стороны, отмена допусков СРО является очередным шагом на пути к снижению государственного участия в регулировании строительного рынка.

Оставьте заявку на консультацию и зафиксируйте следующие подарки:

ISO 9001 - Системы менеджмента качества!

OHSAS 18001 - Системы управления охраной труда!

Скидку 40% на включение ваших сотрудников в реестр НОСТРОЙ/НОПРИЗ!

Повышение квалификации по охране окружающей среды на генерального директора!

Закажи на сумму от 35 000 рублей и получи 10% обратно на банковскую карту!

Для кого вступление в СРО по-прежнему необходимо

№372-ФЗ ввел новый разрешительный механизм для участников строительного рынка. Теперь для легального выполнения работ не требуется оформления допуска СРО, который был отменен. Вполне достаточно членства в саморегулируемой организации.

Заметно сократилось количество условий, наличие которых является основанием для обязательного вступления в саморегулируемую организацию. Сегодня членство в СРО необходимо следующим участникам строительного рынка:

  • подрядным, проектным и изыскательским организациям, работающим напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, эксплуатирующими компаниями или местным оператором федеральной программы по капремонту жилья;
  • изыскательским организациям, выполняющим работы на землях, которые находятся в муниципальной или государственной собственности;

    застройщикам, ведущим изыскания, проектирование и строительством собственными силами;

    подрядным организациям, выполняющим работы на сумму от 3 млн. рублей и выше по одному договору.

Региональный характер строительных СРО

Со второй половины 2017 года введено существенное ограничение для строительных компаний и ИП, которое пока не коснулось проектировщиков и изыскателей. Теперь подрядная организация, застройщик или технический заказчик имеют право вступать только в ту саморегулируемую организацию, которая зарегистрирована в том же регионе РФ, что и они.

Положительным следствием этого новшества выступает сокращение общего количества действующих в стране СРО, прежде всего, за счет ухода с рынка тех объединений, который работали формально. Однако, во многих регионах это может привести к образованию 1-2 саморегулируемых организаций, находящихся в полной зависимости от местных органов власти и, как следствие, уничтожению конкуренции между СРО.

Введение 2-х компенсационных фондов

Еще одним спорным нововведением №372-ФЗ, вступившим в силу с середины 2017 года, стала замена одного компенсационного фонда на два:

  • финансовые средства первого предполагается использовать для возмещения вреда, который нанесен третьим лицам участником СРО;
  • второй компенсационный фонд призван обеспечить исполнение договорных обязательств членов строительного объединения, связанные с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Казалось бы, второй фонд является добровольным и создается только в том случае, если 30 и более участников СРО будут участвовать в закупочных процедурах на конкурентной основе. Однако, сложно представить, что какая-либо саморегулируемая организация, тем более после вполне естественного укрупнения, которое неминуемо произойдет после введения региональных ограничений, не будет насчитывать в своем составе трех десятков компаний, участвующих в государственных закупках. Именно поэтому оба компенсационных фонда, по сути, являются обязательными.

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

Вопрос. Каким требованиям должна соответствовать специализированная организация для монтажа подъемного крана и крановых путей? Требуется ли ей членство в СРО?

Ответ. Согласно частям 2 и 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо только индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, осуществляющему работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, стоимость которых превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением лиц, указанных в части 2.2 указанной статьи.

Кроме этого частью 3.1 статьи 52 Кодекса установлена обязанность членства в саморегулируемой организации лиц, являющихся застройщиками, но лишь в случае самостоятельного выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, и для юридических лиц, выполняющие на основании договора функции застройщика т.е. техническим заказчикам.

Требования к специализированным организациям, осуществляющим монтаж (демонтаж), наладку, ремонт подъемных сооружений, в том числе рельсовых путей, установлены в пунктах 11-22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2013, рег. № 30992).

Вопрос. В случае реорганизации членов СРО в форме присоединения или слияния можно ли суммировать ранее внесенные взносы в компенсационный фонды, особенно в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств?

Ответ. В настоящее время вопросы реорганизации юридических лиц – членов саморегулируемой организации и правовых последствий в части перехода прав на компенсационные фонды в рамках правопреемства Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не урегулированы.

Вместе с тем право выполнения работ является специальным правом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Только при реорганизации юридического лица в форме преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Данное изменение требует от саморегулируемой организации, членом которой данное юридическое лицо является, внесение соответствующих изменений в реестр членов этой саморегулируемой организации, в том числе на официальном сайте, и направление соответствующей информации в национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями статьи 55.17 Кодекса. Во всех остальных случаях реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) вопросы правопреемства регулируются в зависимости от конкретных форм и условий реорганизации.

В отдельных случаях реорганизация заканчивается прекращением юридических лиц, в том числе и в форме слияния (статья 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статья 17 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), которым признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Также при реорганизации юридических лиц в форме присоединения прекращается присоединяемое юридическое лицо.

О прекращении юридических лиц вносится запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Прекращение юридического лица влечет за собой исключение из членов саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5 статьи 55.7 Кодекса лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

Для юридического лица, к которому присоединилось другое юридическое лицо, состоящее до этого в другой саморегулируемой организации, в отношении членства в саморегулируемой организации ничего не изменяется.

Законодательством не предусмотрено суммирование ранее внесенных взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) в случае реорганизации в форме слияния или присоединения как юридических лиц, являющихся членами одной саморегулируемой организации, так и членами разных саморегулируемых организаций.

Согласно части 12 статьи 55.6 Кодекса решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Кодекса;

если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.

Вопрос . Я обратился в территориальный орган Ростехнадзора с запросом о предоставлении сведений о привлечении меня к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства. Такая справка мне нужна для СРО. Однако в тероргане мне отказали в ее получении.

Ответ . С таким запросом согласно пункту 4 части 9 статьи 55.5-1 Кодекса, вступающей в силу с 01.07.2017, вправе обратиться только соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций либо саморегулируемая организация в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 55.6 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Таким образом, при поступлении запроса от любых физических лиц и юридических лиц (за исключением саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций) о предоставлении сведений о привлечении специалистов к административной ответственности правомерным будет отказ в предоставлении такой информации по вышеуказанным причинам.

При поступлении запроса от соответствующего Национального объединения или саморегулируемой организации информация может быть предоставлена только по тем специалистам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых территориальным органом Ростехнадзора проводились контрольно-надзорные мероприятия в рамках федерального государственного строительного надзора.

Обращаем внимание, что статьей 54 Кодекса установлено разграничение полномочий по осуществлению государственного строительного надзора между федеральными органами исполнительных власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос . Прошу разъяснить отдельные положения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, вступающие в силу с 01.07.2017 в части обязательного членства в саморегулируемой организации юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями при заключении ими договоров строительного подряда.

Ответ . В соответствии со статьями 66 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие публично-правового образования определено статьей 124 указанного Кодекса, согласно которой к публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно пункту 3 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.) не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 данной части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц.

Вопрос . Что будет с приказом Минрегиона России № 624 с 01.07.2017?

Ответ . С 01.07.2017 статьи 47, 48, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости членства в саморегулируемых организациях излагаются в новой редакции.

Согласно требованиям части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, в связи с чем, с указанной даты теряет свою актуальность Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Вопрос . Когда Ростехнадзором будет утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации?

Ответ . Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» зарегистрирован Минюстом России 13.03.2017, регистрационный № 45921.

Этим же приказом признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 24.09.2010 № 952 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2010, регистрационный № 19198).

Вопрос . В регионе зарегистрирована одна саморегулируемая организация, у которой нет сферы деятельности по объектам использования атомной энергии. Как быть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, планирующим работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов использования атомной энергии?

Ответ . Сфера деятельности саморегулируемой организации устанавливается решением общего собрания членов. Члены саморегулируемой организации вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания членов с целью расширения сферы деятельности саморегулируемой организации.

Вопрос . Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительный контроль на основании договора, с 01.07.2017 состоять в членах саморегулируемой организации?

Ответ . Согласно требованиям части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.

Вопрос . Строительной СРО после 01.07.2017 стало известно, что ее член изменил адрес места нахождения на другой регион. Какие правовые последствия для таких ЮЛ или ИП?

Ответ . Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Вопрос . После 01.07.2017 ЮЛ или ИП добровольно прекратили членство в СРО, например, в связи с изменением адреса места нахождения. Вправе ли они вступить сразу же в другую СРО?

Ответ . В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Вопрос . Правомерно ли требование СРО к своим членам о страховании ответственности после 01.07.2017?

Ответ . Частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в сил ус 01.07.2017) предусмотрено, что саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:

1) о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;

2) о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования.

В случае принятия общим собранием членов таких документов они становятся обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Вопрос . Документами СРО предусмотрено требование о наличии у специалистов членов СРО повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет. Если при приеме в члены в составе документов будет предоставлено гарантийное письмо о повышении квалификации в ближайшее время, будет ли это гарантийное письмо свидетельствовать о соблюдении организацией требований СРО, установленных внутренними документами?

Ответ . Гарантийное письмо не подтверждает наличие повышения квалификации у специалиста, в связи с чем организация при соответствии остальным условиям членства не может быть признана соответствующей требованиям к членству.

Вопрос : Я являюсь руководителем строительной организации. В связи со сложной ситуацией и отсутствием заказов я был вынужден прекратить членство в СРО. В настоящий момент я хочу возобновить членство в СРО. В связи с эти прошу Вас разъяснить, могу ли я повторно не оплачивать взнос в компенсационный фонд СРО, в членах которой я ранее состоял.

Ответ : В соответствии с частью 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.07.2017), в соответствии с частью 5 указанной статьи (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017) лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрено освобождение юридического лица или индивидуального предпринимателя от уплаты взноса в компенсационный фонд при повторном вступлении в саморегулируемую организацию, членом которой он являлся ранее.

Таким образом, при повторном вступлении в саморегулируемую организацию бывшего члена этой саморегулируемой организации для получения права выполнения работ юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить требования статей 55.6 и 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требования саморегулируемой организации.

Вопрос . Какой уровень ответственности должен выбрать член саморегулируемой организации в случае, если он планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору будет равна 10 миллиардов рублей? Если следовать правилам русского языка, то это и 4 и 5 уровни ответственности.

Ответ . Если стоимость работ по одному договору равна 10 миллиардов рублей, то это 5 уровень ответственности, так как согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации 4 уровень ответственности присваивается в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 миллиардов (т.е. равен 9999999999,99 рублей) рублей, а пятый уровень ответственности - если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 миллиардов рублей и более.

Вопрос . Требуется ли членство ЮЛ в СРО, который заключил договор с региональным оператором на сумму до 3 миллионов рублей?

Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется членство в саморегулируемой организации в случае если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает трёх миллионов рублей. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вопрос . Вправе ли СРО принять решение о выдаче члену СРО свидетельства о членстве дополнительно к законному требованию о выписке из реестра членов СРО?

Ответ . Законодательством предусмотрено предоставление сведений из реестра членов в виде выписки из реестра членов саморегулируемой организации. В случае если саморегулируемая организация своим внутренним документом установит дополнительно выдачу некоего свидетельства о членстве, то она вправе будет выдавать такой документ, но юридической силы он иметь не будет.

Вопрос . Как действующие члены саморегулируемой организации должны подтвердить свое право на осуществление деятельности в СРО на 01.07.2017, если обязанность иметь в наличии специалистов, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов, устанавливается только с 01.07.2017?

Ответ . Действующие члены подтверждают к 01.07.2017 соблюдение требований к членству в соответствии с требованиями законодательства, действующими до 01.07.2017.

Вопрос . В части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации. Какой правовой статус члена СРО в случае прекращения его членства по решению СРО с 01.07.2017?

Ответ . Указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации, в случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

Вопрос . Есть ли определенная форма документа, подтверждающего прохождение аттестации по промышленной безопасности в аттестационной комиссии члена саморегулируемой организации?

Ответ . По результатам аттестации в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) выдаётся протокол. Форма протокола утверждена приложением № 1 к указанному положению.

Вопрос . Распространяется ли часть 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01.07.2017 на строительные организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций?

Ответ . В части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации.

Указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации. В случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций члены такой саморегулируемой организации продолжают оставаться членами некоммерческой организации, но, учитывая отсутствие статуса саморегулируемой организации, члены некоммерческой организации не смогут заключать новые договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоры строительного подряда.

Для получения права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны вступить в другую саморегулируемую организацию, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Вопрос: Необходимо ли членство в саморегулируемой организации при наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности?

Ответ : Необходимость членства в саморегулируемой организации в сфере строительства определена в статьях 47, 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности не относится к работам по выполнению инженерных изысканий, осуществлению подготовки проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом в соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется наличие лицензии.

Экспертизе промышленной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.


Вопрос
. Может ли саморегулируемая организация принимать после 01.07.2017 в свои члены организации, у которых нет специалистов, внесенных в национальный реестр специалистов?

Ответ . В соответствии с частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию, в том числе документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 Кодекса.

Требования к минимальной численности специалистов у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов) установлены пунктом 2 части 6, частями 7 и 8 статьи 55.5 Кодекса.

При этом непредставление документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 55.6 Кодекса, в соответствии с частью 8 указанной статьи является основанием для принятия решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации.

Вопрос. Каким образом саморегулируемая организация с 01.07.2017 должна проверять наличие у действующих членов специалистов в национальном реестре специалистов?

Ответ. Наличие или отсутствие специалистов по организации инженерных изысканий и специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, включенных в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования у члена саморегулируемой организации, вступившего в саморегулируемую организацию до 01.07.2017, может быть установлено саморегулируемой организацией только в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении указанного члена саморегулируемой организации.

При этом контрольные мероприятия могут осуществляться в виде плановых проверок в соответствии с утвержденным саморегулируемой организацией планом проверок или внеплановых проверок на основании поступивших в саморегулируемую организацию обращений или жалоб на действия/бездействие отдельно взятого члена саморегулируемой организации.

Вопрос . Каким образом можно получить лицензию на проведение инженерных изысканий на объектах использования атомной энергии?

Ответ . В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензированию в области использования атомной энергии подлежат в том числе такие виды деятельности, как размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и проектирование и конструирование объектов использования атомной энергии. Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, при условии их соответствия лицензионным требованиям. Процедура лицензирования носит заявительный характер.

Порядок лицензирования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.10.2014 № 453 (зарегистрирован в Минюсте России 20.03.2015, рег. № 36496), определены процедуры соблюдения порядка лицензирования, а также установлены требования, соблюдение которых соискателем лицензии необходимо для получения лицензии на заявляемый вид деятельности.

Вопрос . Наша СРО требует с нас плату за предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, законно ли это?

Ответ . Частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

Возможность взимания платы за предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрена.

Вопрос . Нужно ли вносить в реестр членов саморегулируемой организации сведения о специалистах по организации строительства?

Ответ . Перечень сведений, подлежащих внесению в реестр членов саморегулируемой организации, установлен статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2017 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и статьей 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Внесение сведений о специалистах по организации строительства в реестр членов саморегулируемой организации указанными нормами не предусмотрено.

Вопрос . Каким образом заполняется пункт 4 формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации, если член нашей саморегулируемой организации не участвует в заключении договоров, заключаемых с использованием конкурентных способов? Как указывать его право выполнения работ в этом случае на особо опасных и технически сложных объектах?

Ответ . Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 (зарегистрирован Минюстом России 13.03.2017, рег. № 45921) в соответствии с частью 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В правой колонке пункта 4 формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации непосредственно указывается, имеет или не имеет право член саморегулируемой организации соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров:

а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) в отношении объектов использования атомной энергии.

Изменения в действующую форму выписки из реестра членов саморегулируемых организаций внести не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в часть 2 статьи 55.17 Кодекса.

Вопрос . Я являюсь индивидуальным предпринимателем и состою в СРО проектировщиков. На следующий год у меня не планируются работы по проектированию. Могу ли я приостановить свое членство в СРО и не платить членские взносы, или мне нужно выйти из СРО, а потом вступить снова, при этом мой компенсационный фонд сохранится?

Ответ . Законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрена приостановка членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

При этом согласно части 5 указанной статьи лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Кодекса.

В случае повторного вступления в эту же саморегулируемую организацию юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны исполнить требования статьи 55.6 и статьи 55.8 Кодекса в том числе в части уплаты взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в соответствии с заявленным уровнем ответственности.

Кроме этого, действующие члены саморегулируемой организации обязаны в установленные внутренними документами саморегулируемой организации сроки уплачивать членские взносы. В случае неоднократной неуплаты членских взносов саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из состава членов саморегулируемой организации.

Вопрос. Нужно ли членство в СРО ИП или ЮЛ при выполнении работ по монтажу лифта?

Ответ. В рассматриваемом случае членство в СРО ИП или ЮЛ при выполнении работ по монтажу лифта будет необходимо:

1. При выполнении работ по монтажу лифта при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства на основании договора подряда, стоимость которого превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей, заключенного:

С застройщиком;

С техническим заказчиком;

С лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства;

С региональным оператором.

2. Застройщику в случае самостоятельного выполнении работ по монтажу лифта при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

3. Техническому заказчику при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Не требуется членство в СРО в случае выполнения ИП или ЮЛ работ по техническому перевооружению, плановому (текущему) ремонту лифта и иным работам, не отнесенным к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Вопрос . СРО, в которой мы состоим, не формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (говорят, что не хватает заявлений). Можно по этой причине уйти от них и вступить в другую СРО, где есть такой фонд, или вступить во вторую СРО только для участия в обеспечении договорных обязательств?

Ответ . Согласно части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.07.2017) в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

В отношении возможности членства юридического лица или индивидуального предпринимателя во второй саморегулируемой организации в случае, если саморегулируемая организация, членом которой они являются, не сформировала компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, необходимо отметить, что согласно части 14 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной саморегулируемой организации каждого из видов саморегулируемых организаций, указанных в статье 55.3 Кодекса.

Вопрос . Организация в течение 7 рабочих дней не уплатила взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Как правильно должна действовать саморегулируемая организация: возвратить документы или еще подождать?

Ответ . Порядок приема в члены саморегулируемой организации устанавливается внутренним документом саморегулируемой организации. При этом согласно части 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

Вопрос . По каким областям аттестации в области промышленной безопасности должны проходить аттестацию в Ростехнадзоре руководители и специалисты по организации строительства членов саморегулируемой организации, если они строят особо опасные и технически сложные объекты, объекты использования атомной энергии?

Ответ . Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (далее – Положение), согласно которому аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования.

Вместе с тем, приказом Ростехнадзора от 15.12.2011 № 714 в Положение внесены изменения, исключающие при проведении аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, проверку знаний требований безопасности при использовании атомной энергии.

Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233. В центральной и территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора аттестация специалистов проводится только по тем областям аттестации, которые утверждены указанным приказом (с изменениями).

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики».