Специальная оценка условий труда кто должен проводить. Спецоценка условий труда: правила и последствия. Пенсионные права в переходный период

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.

В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
  • права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.

Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -

Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона

Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?

Когда можно обойтись без спецоценки?

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.

Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


Пример

Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().

Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.

Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.

И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.

Таблица 2

Изменения в перечне условий труда, требующих оценки

Аттестация

Специальная оценка

Надомники

Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011)

Не предусмотрена

Дистанционные работники

Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором ()

Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Не предусматривалась

Работники:

Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве)

Эксплуатирующие

▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа;

▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;

▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);

бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства

Не предусматривалась,

за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований)

Проводится на общих основаниях

Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .

На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).

Елена Диркова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).

Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).

Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).

Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).

Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.

Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Видео: Суть вопроса

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике . Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона ):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона ):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20 .

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда в 2019 году. В противном случае нарушителей ждет штраф от 60 000 до 80 000 руб. Такой порядок установлен частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В статье расскажем о нюансах проведения СОУТ, порядке ее проведения и стоимости, а также последние новости по спецоценке.

Журналу "Упрощенка" дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», - отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала "Упрощенка".

Как провести спецоценку: пошаговая инструкция

Действия

Утвердите состав комиссии и график проведения мероприятия. Для этого воспользуйтесь

Составьте список рабочих мест, которые нужно оценить.

Выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключает с ней договор.

Подпишите отчет по результатам спецоценки ().

Копию отчета в течение 3-х рабочих дней после подписания вышлите организации, которая проводила спецоценку.

Разместите результаты спецоценки и перечень мероприятий () по улучшению условий труда на своем сайте (если он есть). Если сайта нет, зазывать его разработку не нужно.

Сообщите в ФСС сведения о результатах спецоценки в таблице 5 расчета 4-ФСС. Если провели спецоценку до 1 января, заполните данные в 4-ФСС за I квартал 2019 года. Если не успели закончить оценку, то данные об оценке включите начиная с отчета за I квартал 2020 года.

Ознакомьте работников с результатами спецоценки под роспись в карте. Срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета (письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Запишите в трудовой договор пункт о присвоенном классе условий труда, данные возьмите из карты спецоценки. Образец формулировки в трудовом договоре.

Подайте в трудинспекцию декларацию соответствия (), если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

Штрафы за спеоценку

Если рабочие места созданы до 2018 года, а оценка к 1 января 2019 года не завершена, то в 2019 году трудинспекторы вправе оштрафовать компанию на сумму от 60 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП).

Трудинспекторы выпишут один общий штраф, они не будут штрафовать организацию в отдельности за каждое рабочее место, на котором она не провела спецоценку (решение Пермского краевого суда от 27.02.2018 № 7–323/2018 // 21–208/2018).

Что такое спецоценка рабочих мест

Спецоценка рабочих мест или сокращенно «СОУТ» представляет собой комплекс последовательно проводимых мероприятий, целью которых являются выявление вредных и/или опасных условий трудового процесса и оценка уровня воздействия отклонений от норм на работника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Работодатель должен тратить на охрану труда сотрудников не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий содержится в приказе Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н и включает в себя также и проведение СОУТ.

По результатам проведения спецоценки рабочих мест комиссия устанавливает класс/подкласс условий труда.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ разрешается снизить класс (подкласс) условий труда работников более чем на одну ступень. Для компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности, улучшение условий труда может производиться согласно установленным отраслевым особенностям.

Обратите внимание, что СОУТ должна проводиться не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отсчет срока проведения СОУТ осуществляется с даты утверждения отчета о проведении оценки.

Кто проверяет условия труда

Требования к компании, проводящей СОУТ, установлены ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Так, в уставных документах проверяющих «проведение СОУТ» должно быть указано в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности. Помимо этого, необходимо, чтобы в штате компании было:

  • не менее 5 экспертов с сертификатом, предоставляющим право на оказание услуг по оценке условий труда
  • не менее 1 эксперта с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования / общая гигиена / гигиена труда

В проверяющей компании должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. При этом аккредитация - «по проведению испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Проверяющая компания вправе привлекать сторонние испытательные лаборатории. Это не противоречит законодательству РФ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Реестр организаций, которые по мнению Минтруда России, вправе заниматься проведением СОУТ опубликован на сайте ведомства: akot.rosmintrud.ru

Кто обязан проводить спецоценку рабочих мест в 2019 году

В соответствии со ст. 212 ТК РФ каждый работодатель, включая субъекты малого предпринимательства, должен проводить оценку условия рабочих мест. В некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное проведение СОУТ вне плана (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • ввод новых рабочих мест
  • получение предписания от федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства РФ
  • смена производственного оборудования или внесение новшеств в технологический процесс, которые могут изменить уровень воздействия вредных и/или опасных условий на здоровье работника
  • применение новых материалов, сырья, способных воздействовать на уровень влияния вредных и/или опасных условий на работника
  • ввод новых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут поменять показатель воздействия вредных и/или опасных условий на сотрудника
  • несчастный случай на производстве за исключением случая, возникшего по вине третьих лиц
  • профессиональное заболевание сотрудника, причиной которому стало воздействие вредных и/или опасных производственных факторов
  • инициатива профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки рабочих мест

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель должен провести спецоценку условий труда:

  • в течение 12 месяцев со дня, когда:
  • изменился технологический процесс
  • появились новые рабочие места
  • было заменено производственное оборудование
  • в течение 6 месяцев со дня, когда:
  • получено предписание от контролирующего ведомства
  • поменялся состав применяемых материалов, сырья
  • изменились средства индивидуальной и коллективной защиты
  • несчастного случая на производстве
  • поступило предложение от профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой СОУТ

Изменения в спецоценке в 2019 году

В 2019 году необходимо учитывать поправки, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 208.

Статья 1

Статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.".

Статья 2

Абзац первый пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865) после слов "нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований", после слов "(далее - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 3

Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2016, N 18, ст. 2508) после слов "нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований", после слов "(далее в настоящей статье - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 4

В пункте 5 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 28) слова "безопасных условий труда," исключить.

Статья 5

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 18, ст. 2512) слова "могут быть использованы" заменить словами "могут использоваться".

Кто вправе не проводить спецоценку

Внеплановую спецоценку не нужно проводить, если:

  • изменилось ФИО - у работодателя-ИП
  • в результате реорганизации поменялась организационно-правовая форма работодателя-юридического лица
  • поменялось наименование рабочего места (при этом такое нововведение не привело к основаниям для проведения внеплановой проверки условий рабочих мест)

Работодатель должен провести оценку всех рабочих мест за исключением проверки условий труда дистанционных работников и надомников. Не проводится СОУТ также в отношении работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пошаговые правила проведения спецоценки и документы

Шаг 1. Составление и утверждение состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Руководитель компании должен утвердить состав комиссии по проведению СОУТ и порядок ее деятельности. Число членов комиссии не должно быть четным. Более того, в составе комиссии в обязательном порядке должен быть специалист по охране труда (п. 1-2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Как правило, главой комиссии генеральный директор компании назначает самого себя (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 2. Определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ

Перечень рабочих мест, которые подлежат проверке на наличие вредных и/или опасных условий труда, устанавливает комиссия. При наличии аналогичных рабочих мест СОУТ проводится только в отношении 20% из них, но не менее двух (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). К остальным рабочим местам применяются результаты, полученные при проверке 20% мест от общего числа.

При этом под аналогичными рабочими местами следует понимать такие рабочие места, где работники:

  • выполняют одинаковые трудовые обязанности (одинаковая должность, специальность, должность) в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных идентичными или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и отопления
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием идентичного производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты

Шаг 3. Утверждение графика проведения СОУТ

При составлении графика проведения спецоценки необходимо учитывать:

  • СОУТ проводится в отношении каждого рабочего мечта не реже 1 раза в 5 лет (такой порядок распространяется и на офисные помещения). Основание - п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
  • если работодатель ранее не проводил СОУТ, то крайний срок проверить рабочие места на наличие вредных и/или опасных факторов на работника и степень их влияния – не позднее 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

Следует отметить, что закон не запрещает проводить СОУТ рабочих мест поэтапно за исключением рабочих мест, на которых:

  • по результатам ранее проведенной оценки были установлены вредные и/или опасные условия труда
  • должность (специальность) сотрудников предоставляют им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • полагаются компенсации и гарантии за работу с вредными и/или опасными условиями труда

Однако по мнению Минтруда России, аттестацию рабочих мест необходимо проводить без разделения на этапы (Письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829). За отсутствие результатов СОУТ Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе штраф:

  • до 10 000 руб. – для ИП и должностных лиц
  • до 80 000 руб. – для компаний

Шаг 4. Заключение договора со специализированной компанией на проведение СОУТ

Во избежание сотрудничества с мошенниками следует воспользоваться реестром компании и экспертов, указанных на сайте Минтруда России: akot.rosmintrud.ru

Шаг 5. Предоставление проверяющей компании и экспертам необходимых сведений и документов

Шаг 6. Выявление вредных и/или опасных производственных факторов и оценка их уровня

Шаг 7. Отражение результатов СОУТ в отчете и утверждение отчета

Результат проведенной СОУТ должен быть указан в отчете и подписан всеми членами комиссии, включая ее председателя (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В случае несогласия какого-либо специалиста комиссии с итогом проверки рабочих мест, необходимо, чтобы он изложил свое мнение в письменной форме и приложил его к отчету.

Шаг 8. Уведомление компании, проводящей СОУТ, об утверждении отчета с результатами оценки рабочих мест

В течение трех рабочих дней с момента подписания отчета о проведении СОУТ работодатель должен уведомить об этом компанию, с которой заключил договор о проведении оценки рабочих мест, а также отправить ее копию утвержденного отчета (п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Факт уведомления должен быть подтвержден.

Шаг. 9 Отправка декларации в контролирующий орган

При отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов работодатель должен уведомить трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Бланк и порядок подачи декларации утверждены Минтрудом России (Приказ от 07.02.2014 № 80н).

Срок подачи декларации - не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7.02.2014 № 80н).

Шаг 10. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Работники компании должны быть ознакомлены с результатами СОУТ не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг. 11 Размещение результатов СОУТ на сайте

Такое требование указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 12. Уведомление ФСС России о результатах СОУТ

Данные отражаются в форме 4-ФСС. Бланк утвержден Приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381).

Шаг 13. Применение результатов СОУТ

Когда условия труда признаны комиссией вредными или опасными, то в отчет добавляют перечень мероприятий, которые работодатель должен выполнить (приобрести средства индивидуальной защиты и др.).

Работодатель должен внести изменения в трудовые договора с работниками, а в соглашении указать новые условия труда, гарантии за вредные или опасные условия. Дата вступления в силу доп. соглашения к трудовому договору – дата утверждения отчета с результатами СОУТ.

За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику полагаются доплаты, сокращенное рабочее время в зависимости от класса/подкласса условий труда, дополнительные отпуска (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Работникам, выполняющим свои трудовые обязанности во вредных или опасных условиях труда, независимо от того какой класс и степень им установлен, необходимо выплачивать повышенную заработную плату. Минимальный размер повышения выплат составляет 4% от обычного оклада или тарифной ставки (ч.1 и 2 ст. 147 ТК РФ). Более того, при вредных условиях труда (3-я или 4-я степени) или опасных, работникам полагается сокращенная продолжительность рабочего времени (см. таблицу).

Гарантия

Класс вредности

Размер гарантии

Основание

Повышенная оплата труда

не имеет значения

не менее 4% от оклада или тарифной ставки

ст.146 и 147 ТК РФ

Сокращенная продолжительность рабочего времени

подклассы 3.3, 3.4 и класс 4

не более 36 часов в неделю

ст. 92 ТК РФ

Дополнительный отпуск

подклассы 3.2, 3.3, 3.4

не менее 7 календарных дней

ст. 116 и 117 ТК РФ

Дополнительные взносы

Выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ облагаются дополнительными взносами, но при условии, что у таких сотрудников есть право на досрочную пенсию (Письма Минфина от 23.10.2017 № 03-15-06/69113, письмо ФНС России от 24.05.2017 № БС-4-11/9763).

Начисление взносов по доптарифам необходимо осуществлять с даты утверждения отчета о проведении СОУТ (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Примерная стоимость спецоценки по регионам

Стоимость СОУТ зависит от общего количества рабочих мест, подлежащих оценке. Как правило, цена СОУТ зависит от категории рабочего места:

  • офисное рабочее место (менеджер, секретарь, бухгалтер, юрист, программист и др.)
  • рабочее место 1 категории (монтажник, грузчик, медсестра, официант, врач и др.)
  • рабочее место 2 категории (водитель, сварщик, лаборант, литейщик, металлург, рентгенолог и др.)

В Москве, Санкт-Петербурге стандартная цена начинается от 600 руб. за 1 рабочее место, но многие эксперты утверждают, что СОУТ 1 рабочего места не может стоить 600 руб., так как себестоимость таких работ гораздо больше.

В стоимость СОУТ включаются затраты на:

  • оплату труда высококвалифицированных работников
  • накладные расходы (аренда помещения, обслуживание офисной техники, программное обеспечение, электроэнергия и др.)
  • амортизация дорогого оборудования и приборов, расходные материалы

Чтобы снизить себестоимость компании:

  • проверяющие компании проводят работы дистанционно
  • привлекаются сторонние специалисты без необходимой квалификации
  • применяются неповеренные приборы
  • результаты копируются (на основании исследований в компаниях со схожей деятельностью)

Средняя экономическая обоснованная стоимость СОУТ 1 рабочего места составляет от 2 500 до 4 000 руб. Такая цена указана в письме Минтруда России № 15-4/10/П-3758 от 08.07.2014г. С учетом категории сложности рабочего места (например, сложное нестационарное рабочее место, при оценке которого необходимо измерение максимальной разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ) цена может увеличиваться до 3-ех раз.

Если цена спецоценки рабочего места ниже экономически обоснованной цены более чем на 30% от среднерыночной, то это повышает риск фиктивного проведения СОУТ или проведения оценки по «простому варианту», которые не соответствует установленным требованиям, что приводит в дальнейшем к штрафам.

Статьи в электронном журнале "Упрощенка":

21.08.2014

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка)

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/ .

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации - 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/ .

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: