Какие уровни логистической цепи охватывает вертикальная интеграция. Ростовская школа логистики. Материально-техническое обеспечение производства

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.

Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия:
1) конфликт целей различных подразделений одного предприятия;
2) затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;
3) плохая координация деятельности различных подразделений;
4) излишние запасы всех видов;
5) отсутствие информации по общим логистическим издержкам и как следствие отсутствие возможности управления ими;
6) снижение эффективности деятельности предприятия.

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:
1) большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;
2) географический разброс различных подразделений предприятия;
3) отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;
4) отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.

При анализе интеграционного подхода необходимо определить как физические границы, так и внутреннее содержание интеграционного процесса, т.е. соотнести меры и пропорции количественной (горизонтальной и вертикальной) и качественной интеграции.

Вертикальная интеграция должна развиваться от низшего уровня менеджмента фирмы, занятого операционно-технологической деятельностью, к организационно-функциональному уровню менеджеров среднего звена и далее до высшего руководства, занимающегося выработкой стратегии развития предприятия. Однако в действительности в логику такого развития вмешиваются законы социального упорядочивания экономических действий, т.е. подобные изменения возможны лишь после того, как на высшем уровне менеджмента фирмы идея логистики будет признана в качестве современной конкурентной стратегии, а также миссия и общая стратегия предприятия будут определены с учетом этого положения. Только после подобного стратегического признания начинается процесс реализации логистического подхода к управлению ресурсами фирмы.

Процесс перехода к логистической организации управления ресурсами фирмы может протекать по разным сценариям и затрагивать разные аспекты ее менеджмента:

  • - уровни управленческой структуры фирмы (операционно-технологический, организационно-функциональный и стратегический);
  • - различные виды ресурсов, составляющих ресурсный потенциал предприятия;
  • - организационную структуру управления фирмой;
  • - внешние формы организации хозяйственных и деловых отношений фирмы с субъектами внешней среды.

Выбор комплекса методов, алгоритмов и схем, применяемых в процессе вертикальной интеграции, обусловливают: личностные факторы лиц, принимающих решения, нормы поведения и взаимодействия сотрудников компании, правила взаимодействия между участниками хозяйственных связей. Все эти факторы имеют социальное происхождение, зависят от принятых в обществе институтов и трансформируются вместе с институциональными изменениями.

Вертикальная интеграция представляет собой процесс укрупнения и усложнения структур управления, происходящий как по иерархическим уровням (технологическому, оперативно-тактическому и стратегическому), так и по организации внутренних и внешних взаимосвязей формирующихся логистических систем.

Логистическая система в своем горизонтальном (по потоку) стремлении расширения границ сталкивается с проблемой организации управления, которая не может быть разрешена в рамках существующих традиционных, так называемых рыночных механизмов регулирования. Вообще же понятия «управление» и «система» - органически взаимосвязанные и взаимообусловленные категории. Интеграция всех подсистем управления в единое целое, рассмотрение системы управления как целостного явления - объективная необходимость, применение системного подхода на более высоком уровне. В настоящее время востребовано создание таких организационно-правовых форм управленческих структур логистических систем, которые могли бы оптимально сочетать в себе преимущества детерминированных иерархических структур с юридической обособленностью (рыночной независимостью) фирм, входящих в логистическую систему.

Потребность в новых формах управления логистических систем, формирующихся из юридически независимых субъектов, является результатом совместного действия двух внешних процессов, происходящих в экономике: дифференциации, специализации (т.е. разделения) и интеграции, взаимосвязи (т.е. объединения).

Дифференциация определяет тенденцию к международному разделению труда и проявляется в разделении предприятий по специализированным и узкоспециализированным видам деятельности, в дивизионной организационной структуре построения крупных компаний. Интеграция проявляется в объединении усилий в определенной деятельности с целью получения интегрального или системного эффекта.

Существенным недостатком рыночного механизма является ориентация на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде и отсутствие столь четких целей в долгосрочном периоде. Его можно устранить при замене традиционных конкурентных отношений различными формами сотрудничества. Речь идет об образовании и структурировании новых организационноправовых форм объединений фирм, появлении новых норм, правил и форм организации хозяйственных и деловых отношений. Эта институционализация экономических форм и действий складывается в вертикально интегрированный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность логистических систем и составляющих ее структурных элементов.

Данный процесс реализуется в контрактной модели, определяющей взаимоотношения сторон по поводу обмена ценностями (материальными и нематериальными) на договорной основе. В рамках такого взаимодействия происходит постоянное развитие и трансформация различных форм и методов построения организационных структур и механизмов, правового обеспечения, этического содержания такой деятельности.

Речь не идет о существовании особой логистической модели построения структур управления и взаимодействия субъектов на рынке, но современный период эволюции контрактной экономики можно назвать периодом логистической организации. Современное состояние экономической науки и практика ведения конкурентной борьбы характеризуются расширением сферы применения принципов и методов логистики, проявляющихся прежде всего в процессе логистической интеграции. Потребности предприятий в новых конкурентных преимуществах реализуются посредством использования интегрального потенциала (синергии) логистических систем.

Поиск адекватных форм управления посредством развития как административных, так и контрактных методов, через институционализацию является одной из основных задач и непрерывным процессом развития логистики на современном этапе.

Логистическая интеграция затрагивает еще один аспект - формирование логистического потока. Его субстанциональный состав включает в себя материальный, информационный, финансовый потоки, начинает активно осваиваться четвертый поток - кадровый. По мере исследования предпринимаются попытки определить правовой и сервисный потоки.

Таким образом, логистическая интеграция представляется многомерным процессом построения логистических систем. Этот процесс происходит по разным направлениям и не в абстрактной рыночной модели предпринимательской деятельности, а в пространстве конкретных хозяйственных связей. Всегда имеется инициатор построения такой системы - фирма, в которой на стратегическом уровне управления логистика воспринимается как конкурентная стратегия развития. Только при таком условии могут начинаться поиски вариантов использования логистического подхода в построении стратегии фирмы. Одновременно с этим начинается поиск новых форм организации связей со всеми субъектами, с которыми взаимодействует фирма в цепочке создания ценности. Когда логистическое управление выходит за пределы конкретной юридически и территориально обособленной фирмы, начинается самый сложный этап в построении логистической системы.

Сложность микрологистической интеграции связана в первую очередь с природой человека и человеческих взаимоотношений. В каком бы направлении функциональной деятельности ни происходил интеграционный процесс в фирме, на определенном уровне развития появляется насущная необходимость в видоизменении управленческой структуры (реорганизации) компании. На практике изменение организационной структуры фирмы, попытки внедрить в управление логистический менеджмент сталкиваются с явным или скрытым

противодействием, что вытекает из природы человека и человеческих взаимоотношений. Ломка старых стереотипов ведения хозяйственной деятельности, преодоление психологической инертности, изменения устоявшихся правил и норм ведения бизнеса, стиля работы, привычной иерархии - сложный и болезненный процесс для сотрудников предприятия. На отношения, выходящие за пределы фирмы, воздействует значительное количество вероятностных факторов внешней среды, плохо поддающихся анализу и прогнозированию, находящихся между собой в сложной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Смысловое значение логистической интеграции в значительной степени сфокусировано на материальной составляющей логистического потока и определяется как объединение всех участников цепочки создания ценности начиная от первичных источников сырья через все стадии воспроизводственного процесса до конечного потребителя для создания потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.

Основополагающая идея логистической интеграции - создание логистической системы, реализующей цели бизнеса, т.е. эффективной организации процесса движения товарноматериального потока от поставщика до конечного потребителя. Построение такой логистической системы является, по сути, целью, которую пытаются достигнуть фирмы, применяя разнообразные формы и методы интеграционного процесса. Однако сама цель и ее схематичное представление не дают представления ни о процессе такой интеграции, ни о сложностях и существующих препятствиях, ни о действительном пространственном построении и взаимодействии участников (субъектов) в такой системе.

Сложность достижения идеального представления логистической интеграции в виде построения макрологистической системы объясняется следующими факторами:

  • - сложностью рыночной структуры (внешней среды), которая влияет на функционирование системы и обусловливает ее;
  • - значительным количеством и высоким разнообразием связей системы с внешней средой;
  • - стохастическим воздействием на систему большого количества факторов внешней среды;
  • - большим числом и неоднородностью самостоятельных субъектов, участвующих в цепочке создания ценности, которые необходимо объединить в систему;
  • - различиями в характере процессов функционирования субъектов рынка, которые тоже являются системами, а также неравномерностью их развития;
  • - сложностью деловых отношений (с одной стороны, взаимодействия интегративного плана: содружество, содействие, сотрудничество, партнерство, а с другой - дезинтегрирующие и деструктивные взаимодействия: конкуренция, конфликт, противоборство), которые определяют непредсказуемость, случайность, парадоксальность, неустойчивость и иррациональность отношений и связей между субъектами;
  • - типами взаимодействия, которые могут быть чрезвычайно многообразными с многовариантностью взаимодействия;
  • - расхождением темпов выполнения функций элементами логистической системы;
  • - сложностью функций, выполняемых логистической системой, а также многофункциональностью и постоянным усложнением процесса ее функционирования;
  • - возможностью многовариантности процессов функционирования и развития системы;
  • - наличием сложноорганизованного управления и структурных особенностей управления сложной логистической системой;
  • - многоаспектностью (технической, экономической, институциональной, социальной, психологической) сторон процесса.

Вследствие того что в процессе логистической интеграции используются две модели построения структур управления - административная и контрактная, этот процесс может происходить по следующим направлениям.

  • 1. Расширение логистической системы в рамках какой-либо организационно-правовой формы существования фирмы (т.е. организация корпоративного бизнеса) и в рамках такого расширенного предприятия построение соответствующей логистической (мезологистической) системы (мезоуровень интеграции). Организационно-правовые (юридические) формы таких фирм могут быть различны в зависимости от законодательств стран, регистрирующих их. Чаще всего это акционерные общества (открытые или закрытые), общества с ограниченной ответственностью, государственные организации, концерны, консорциумы. В деловой практике прижились еледующие термины для обозначения таких крупных предприятий, имеющих территориально разобщенные структурные подразделения: компания, корпорация, концерн, холдинг. Основным системообразующим фактором построения логистической системы такой структуры является административная модель системы управления, и интеграционный процесс начинается с высшего уровня стратегического планирования корпорации. Причинами, ограничивающими рост размера такой фирмы (до построения макрологистической системы), являются увеличивающиеся издержки на внутрифирменные трансакции, а также тенденция дифференциации в бизнесе (международное разделение труда, специализация).
  • 2. Специфическое договорное объединение нескольких юридических лиц в межкорпоративные структуры, так называемые бизнес-группы. Содержание этого аспекта определяется оформлением взаимоотношений и созданием ассоциированных структур. Основу подобных организационных решений составляют законодательные нормы, предусматривающие право вхождения предприятий в союзы, ассоциации на условиях свободы выбора конкретной формы объединения и организации внутренних взаимоотношений. Такого рода координацию экономических действий, которая не сводится ни к обычным контрактам, ни к отношениям в рамках внутрифирменной исполнительной вертикали и занимающую промежуточное положение между рыночной (контрактной) и административной формами, иногда называют экономической квазиинтеграцией. Под бизнес-группой понимается совокупность предприятий и организаций, координация действий которых выходит за рамки обычных контрактов на рынках товаров и заемного капитала, но происходит при сохранении статуса партнеров по группе как отдельных хозяйственных субъектов юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий, организаций. К основным организационно-хозяйственным формам бизнес-групп в мировой практике относятся: крупные компании, имеющие дивизионную структуру; холдинговые компании вместе с контролируемыми ими предприятиями; финансово-промышленные группы; сетевые индустриальные организации; стратегические альянсы и консорциумы. Среди многих причин, по которым фирмы идут на такие объединения, особое место отводится координации совместной деятельности за счет регулирования доступа к отдельным производственным ресурсам и снижение уровня издержек путем кооперирования в логистической деятельности. Для адекватного решения этих задач и формируется мезологистическая система, объединяющая фирмы бизнес-группы. Организация управления в такой системе является попыткой комбинировать децентрализацию управления и концентрацию ресурсов. Управление происходит с выделением действующего на регулярной основе координационного центра, использующего возможность контроля, который предоставляет ему обладание титулами собственности объединяемых фирм. Такой механизм управления основывается на добровольной централизации ряда полномочий участниками группы. В последние годы интеграция предприятий все чаще происходит без опоры на акционерные связи и вызывается повышением значения инновационного и информационного начал в экономическом развитии.
  • 3. Взаимодействие и целенаправленная координация сотрудничества юридически обособленных предприятий и (или) групп предприятий, заключающаяся в определенных контрактных (правовых и организационных) формах деловых отношений, которые для удовлетворения потребностей формирующейся логистической системы фирмы не могут опираться только на рамки рыночной координации. И хотя деловые отношения рассматриваются как способ взаимодействия между участниками (субъектами) по поводу обмена ценностями (материальными и нематериальными), при этом важно отметить, что они устанавливаются и развиваются в условиях определенной правовой среды, этических и нравственных правил взаимодействия субъектов рынка. Однако при формировании логистической системы на первый план выходят разнообразные взаимные ожидания субъектов деловых отношений. Это прежде всего ожидания, связанные с эволюционированием стратегических целей фирмы. Краткосрочная цель максимизации прибыли заменяется целями формирования конкурентных преимуществ, долгосрочного повышения потенциала конкурентоспособности. Взаимные ожидания в таких условиях касаются ожидания эффекта от совместного согласованного действия фирм (синергетического эффекта), основываются на представлениях, знаниях и опыте принимающих решения менеджеров фирм и могут не совпадать, вызывать конфликты, недопонимание. Эти личностные факторы являются самыми сложными и труднопреодолимыми препятствиями расширения логистической системы за пределы фирмы на основе контрактной модели. Они не могут быть решены административными процедурами, возможен лишь путь переговорного процесса согласования интересов, целей, намерений и воли сторон через взаимодоверие, взаимоуважение и взаимозаинтересо- ванность, основанных на полной взаимной информированности. Взаимные ожидания в процессе переговоров проявляются в образовании специфических потоков взаимных обязательств и ответственности, которые обеспечивают целостность логистической системы. Под влиянием этих условий кроме традиционных договоров (купли-продажи, поставки и т.д.) получили распространение новые, более эффективные договорные способы осуществления коммерческих операций - такие как договор об исключительной продаже товаров (договор коммерческой концессии), договор франчайзинга, в которых проявляется потребность интегрированного управления и контроля за функционированием логистической системы. Особое место в формирующихся новых контрактных отношениях отводится информационным взаимодействиям субъектов, качеству и количеству взаимной информированности. Попытки формирования крупных логистических систем без выделения и построения общей иерархической системы управления привели к развитию новой организационной формы - сетевой.

Спецификой логистического интеграционного процесса за рамками микрологистической системы является вовлечение в структуру системы специализированных фирм и организаций инфраструктурного комплекса, предлагающих услуги, которые с полным основанием можно назвать логистическими услугами или логистическим сервисом. Включение фирм, оказывающих разнообразные логистические услуги, также происходит на всех уровнях логистической интеграции, поэтому появление специфических сервисных потоков и управление ими - задача, которая возникает в процессе интеграции при выходе за границы фирмы.

Еще одной особенностью логистической интеграции можно назвать возникновение потоков взаимных обязательств и ответственности, которые порождаются сетевыми методами взаимодействия фирм в контрактной модели организации управления и обеспечивают и поддерживают целостность макрологистической системы. Логистические системы как хозяйственно-организационные системы должны иметь определенный статус, который может быть достигнут только в институциональном аспекте, за счет перераспределения и делегирования (причем добровольного) правомочий собственников.

Эти особенности являются выражением институционализации экономических форм и действий, которые складываются в вертикально интегрированный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность логистических систем и составляющих ее структурных элементов и процессов разного уровня. Именно в процессе вертикальной интеграции проявляется институциональный аспект логистики.

Расширение логистических систем, функционирование их на макроуровне и вовлечение инфраструктурной составляющей экономики в эти системы приводят к все большему проникновению логистики во все сферы и уровни экономики, что свидетельствует о тенденции расширения логистической организации экономики. Это обусловлено тем, что именно в комплексе логистики на современном этапе экономического развития сфокусированы все целесообразные аспекты оптимизации общественных и экономических взаимосвязей.

В составе интегрированного логистического потока данный уровень составляет стратегическую логистику, реализующую все долгосрочные решения, связанные с логистикой вообще. Ее реальным результатом является создание эффективной интегрированной системы функционального менеджмента материальных и других потоков, обеспечивающих эффективную реализацию логистического процесса.

Стратегические цели декомпозируются в решения более низких уровней, и выполняются действия, направленные на их достижение, что осуществляется на тактическом и операционном уровнях управления. Реализация этих решений связана с выполнением конкретных алгоритмов, разница определяется лишь временными сроками, поэтому мы объединяем их в классификационном плане в технологическую логистику.

На уровне технологической логистики осуществляется то, что Д. Уотерс именует «логистическая тактика» и «логистические операции». При переходе к реализации стратегии следует сконцентрировать усилия в следующих областях:

  • - обслуживание потребителей;
  • - размещение элементов инфраструктуры;
  • - политика управления запасами;
  • - транспорт;
  • - конфигурация цепей поставок;
  • - наличие вспомогательных процессов;
  • - стратегические взаимоотношения;
  • - организации инфраструктуры;
  • - использование информационных технологий.

Предметом управленческих компромиссов в процессе логистической интеграции различных субъектов станет весьма значительное число альтернатив. С точки зрения логистической организации цепь поставок продукта состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих ресурсы, необходимые для выполнения основных операций, начиная от первоначальных источников, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих материалы до конечных пользователей. Процесс формирования пространства логистической интеграции представлен на рис. 2.7.

Если вне интеграционного пространства отдельные субъекты бизнес-процесса сосредоточивают усилия в основном на реализации мероприятий, связанных с управлением внутренними затратами, то в пространстве логистической интеграции оцениваются результаты управления затратами с точки зрения функционирования логистической системы в целом. На этом рисунке Ml, М2, М3, М4 обозначены миссии соответственно поставщика, производителя, дистрибьютора и получателя. На уровне миссий, конкурентных стратегий и бизнес-стратегий предприятия сохраняют полную самостоятельность. Что касается функциональных стратегий, то на рис. 2.7 представлена лишь одна логистическая, поскольку другие (производственная, финансовая и проч.) не являются предметом нашего рассмотрения. Именно стратегический и технологический уровни логистики становятся предметом компромиссов в пространстве логистической интеграции.

На стадии взаимодействия индивидуальных логистических стратегий фирмы возникает необходимость формирования общей компромиссной логистической стратегии участников - субъектов логистической интеграции, и на этой основе - создания общего пространства логистической интеграции. При формировании общей интегрированной логистической стратегии среди наиболее важных направлений вза-

Рис. 2.7. Формирование пространства логистической интеграции имодействия и сотрудничества участников формирующейся логистической цепи поставок требуется решение следующих основных вопросов:

  • - определение оптимального уровня (степени) логистической интеграции от торгового партнерства до формирования альянсов как высшей степени логистической интеграции и создания логистических центров;
  • - стандартизация и проектирование товаров, определение его цены в конечном звене товародвижения;
  • - согласованное развитие участников логистической цепи;
  • - разработка системы измерения совокупных затрат участников интеграции;
  • - логистическое проектирование как продолжение производственного проектирования, обозначающее упрощение конструкций продукции, облегчающее их производство и сборку, разработка упаковки, способов и средств транспортировки, складирования и хранения;
  • - глобальное позиционирование размещения логистической инфраструктуры;
  • - единая политика управления запасами с целью минимизации их совокупного размера по всей логистической цепи;
  • - синхронизация затрат по фазам жизненного цикла товара, разработка мероприятий логистического рециклинга;
  • - определение согласованной степени глобальной информационной прозрачности и совместное проектирование информационных систем и программных продуктов.

Логистическое решение всестороннего обеспечения фирмы должно отвечать стратегическим целям фирмы и реализовывать общую цель логистики фирмы в создании эффективной интегрированной системы функционального менеджмента, обеспечивающей высокое качество поставок. Реализуется общая цель только в случае выполнения основных правил логистики. Таким образом, управленческие решения логистики фирмы исходя из стратегических целей фирмы (миссии) принимаются на двух уровнях: стратегическом и технологическом, что схематично представлено на рис. 2.8.

На стратегическом уровне - уровне стратегической логистики - вырабатывается политика фирмы в области взаимодействия с субъектами логистической интеграции, определяются общие принципы построения логистической системы (логистической цепи поставок) на длительный период времени; функциональные стратегии и политики фирм, взаимосогласованные и не противоречащие друг другу.

На технологическом уровне осуществляется разработка алгоритмов управления товародвижением, рассмотрение вопросов организационного характера, влияние которых во времени ограничено. Это технологическое исполнение алгоритмов управления операциями товародвижения, выполнение конкретных операций по упаковке, маркировке, погрузке, разгрузке и т.п. В такие операции включаются доставка материалов, складирование и хранение, упаковка и агрегирование, а также перевозка любым видом транспорта. Сюда входят также сопряженные операции - выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, целью которых является ликвидация территориального разрыва между производством и потреблением. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления в нужное время и в соответствующем состоянии.

По данной составляющей функционирования логистического потока можно судить об адекватности выполнения задач и проблем, стоящих перед субъектами логистической цепи поставок.

Таким образом, комплексный анализ функционального и ресурсного содержания логистической интеграции позволяет определить ее не только как систему организационно-функциональной деятельности технологического характера, но и установить, что экономическим содержанием этой деятельности является создание дополнительной ценности ресурса (товара) посредством трансформационных преобразований логистического потока.


Главное назначение информационных систем в логистике - интеграция и координация процессов в логистической цепи. Интеграция опирается на четыре уровня информационного обеспечения  

К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов , сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику , информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками . Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.  

В книгу вошли две новых главы. В главе 11 Логистика сервисного обслуживания , написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса по каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего . В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой стройного производства , а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.  

Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи закупки сырья - производство -сбыт - распределение на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов  

Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов , связанных с материальными и информационными потоками , производством, менеджментом и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т. п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности , превосходящий сумму отдельных эффектов.  

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. С точки зрения логистики, такие счета являются ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления  

Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики синхронизация, оптимизация и интеграция - служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности функционирования производственных систем.  

Интеграция требует объединения логистики с другими сферами деятельности, например, такими, как маркетинг и производство. При данном подходе координируются не только логистические функции (транспортировка, управление запасами и др.), а ставится задача интеграции в единый хозяйственный процесс функций -закупок, транспортировки, управления запасами , разработки новых продуктов , производства и обслуживания потребителей . Это означает, что традиционные функциональные подразделения должны быть объединены в один орган. Такое слияние требует перестройки традиционных организационные структур и придания им новых конфигураций. Решающим отличием новой организационной модели является практически неограниченный доступ к всевозможной информации, а также применение новых методов управления.  

Новые предпосылки развития и требования. В 1990-е годы глобальная логистика становится важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции . Успех достигается прежде всего за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максимальное сокращение всех временных стадий жизненного (логистического) цикла продукции, а именно сроков проведения научно-исследовательских и опытно- s конструкторских работ, времени поставок сырья и материалов, длительности производственного цикла , сроков обработки заказов , доставки и реализации продукции . Сокращение длительности этих стадий достигается за счет узкой специализации функций на каждой из них. Вместе с тем весьма важно обеспечить интеграцию функций и стадий при формировании глобальных логистических цепей. Ускорение и усиление интенсивности и сложности материальных, информационных и финансовых потоков затрудняют решение указанных задач, особенно при большом количестве звеньев таких цепей.  

В 1996-1997 гг. Мичиганским университетом США при поддержке Совета логистического менеджмента было проведено научное исследование по проблемам глобальной логистики транснациональных корпораций , результаты которого вошли в книгу Логистика мирового класса 1. Было выбрано 111 компаний в 17 странах, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана наилучшей. Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря[Штырем концептуальным факторам позиционированию, интеграции, гибкости и измеримости.  

Естественно, недостаточный уровень концентрации и интеграции многих объектов производства и тяжелое финансовое состояние препятствуют им в осуществлении структурной модернизации. Для того, чтобы выйти из подобной ситуации, прежде всего требуется рациональная финансовая политика . Политика финансирования промышленности должна стать неотъемлемой частью механизма структурной модернизации экономики ПК. Она логически дополняет организационные меры, связанные с курсом реформ, направленных на развитие рыночных отношений . В этой связи одной из наиболее важных особенностей механизма структурной модернизации ПК является интенсификация процессов межотраслевой интеграции финансов и организация логистики инвестиционных потоков. Этот процесс призван обеспечить значительные изменения в характере оборота всего общественного капитала в ПК республики.  

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий , оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и поглощения убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.  

Процесс изменения функций управляющего логистикой проходит довольно болезненно. Роль одних организационно-хозяйственных форм интеграции возрастает, другие - теряют свою значимость или исчезают совсем. Этот процесс сопровождается изменением государственной политики , долгосрочных связей и т.д.  

Логистика интерпретируется специалистами как некая сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции спроса, производства, обращения, транспорта и информации.  

Логистика позволяет свести эти и другие недостатки к минимуму. В процессе интеграции она помогает перевести систему целей предприятия (хозяйственного объединения) в комплекс совместимых задач, имеющих единый язык решения во всех сферах и на всех уровнях управления. В итоге с помощью логистики удается разработать единые, эффективные ориентиры и правила функционирования для всех структурных подразделений путем корректировки интересов последних с общими целями действующей системы.  

Как осуществляется интеграция целей предприятия и логистики  

Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия  

В табл. 7.1 предлагается обобщенная структуризация основных управленческих функций на предприятии с точки зрения их интеграции с логистикой.  

Таким образом, значительные резервы повышения эффективности процессов товародвижения на торгово-посреднических предприятиях могут быть выявлены в результате системного интегрирования процессов закупок, сбыта, складирования, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой на более высоком уровне - в результате межфирменной логистической интеграции, способствующей образованию дополнительного общесистемного эффекта.  

Совокупность оптимизационных методов и моделей логистической интеграции может явиться методологической базой перспективных этапов развития логистики , когда осознание приоритетности логистического мышления выдвинет на первый план принципы объединения экономических интересов и эффективной совместной деятельности субъектов рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.  

Однако, при интеграции логистической деятельности, вертикальной или горизонтальной, целесообразно формирование единого органа управления, координации, контроля этой деятельности. Его необходимость вытекает из самой сущности логистики как науки и практики, с целью оптимизации хозяйственной деятельности системно интегрирующей функциональные области , охватываемые различными ее (хозяйственной деятельности) процессами и явлениями, в том числе процессами товародвижения . Подразделение, ответственное в рамках объединенных предприятий за результаты всей многогранной логистической деятельности, должно осуществлять функции планирования (стратегического, текущего, оперативного), организации, анализа, управления и контроля за реализацией процессов товародвижения в рамках системы предприятий , внося своевременные корректировки с учетом складывающейся ситуации. В рамках такого подразделения должны производиться системные расчеты по оптимизации процессов товародвижения , в том числе закупочной деятельности, складирования, транспортирования, сбыта и др.  

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна в рамках закупочной деятельности, складского хозяйства , транспортирования, сбытовой деятельности и других, охватываемых логистикой, сфер деятельности торгово -посреднических предприятий.  

Полная интеграция в рамках логистической цепи поставок Выход логистики за пределы предприятия. Макрологистика, глобальная логистика Интеграция функциональных областей логистики Интеграция в рамках цепей поставок  

Одним из путей определения, как предполагаемые изменения логистической системы будут влиять на прибыль и рентабельность предприятия является использование стратегических моделей прибыли и рентабельности . Пример использования подобных моделей (по данным компании Sara Lee orporation, США) представлен на рис. 1.1. В соответствии с ним, одной из основных задач любой фирмы является повышение . Поскольку при этом изменение финансового левереджа (рычага) является стратегическим решением и, как правило, принимается в верхних эшелонах управления, для увеличения рентабельности собственного капитала требуется добиться увеличения рентабельности активов. Логистика может оказывать существенное влияние на данный показатель через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий , поскольку очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на собственный капитал , в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения . Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. Кроме того логистика может оказывать воздействие и на такие элементы баланса, как наличность и

Рис. 1. Виды логистистических материальных потоков

Именно с этих позиций и рассматриваются проблемы совершенствования логистики. Причинами совершенствования логистики выступают:

Потребители становятся все более знающими и требуют высокого качества товара, низких затрат и высокого уровня обслуживания;

Конкуренция становится все более острой, что требует повышения уровня конкурентоспособности;

Растет потребность в логистических услугах;

Развиваются современные концепции логистики («точно в срок»);

Наблюдается масштабное совершенствование коммуникаций;

Организации все чаще передают выполнение второстепенных функций внешним исполнителям и т.д.

Это предопределило направления развития логистической деятельности организаций. К ним можно отнести:

Применение новых технологий обработки грузов, например, электронная идентификация товара, спутниковое отслеживание грузов;

Электронный обмен данными (EDI), что привело (в конечном итоге) к формированию систем электронного снабжения, электронных закупок и т.п.;

Развитие электронного обмена данными привело к формированию рынков В2В (компания – компания) и В2С (компания – потребитель);

Для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие технологии: кодирование товаров и электронный перевод денежных средств;

Совершенствование обслуживания потребителей, что заключается в сокращении времени выполнения заказов посредством синхронизированного перемещения грузов и персонализации продуктов и т.д.

Таким образом, логистика сегодня проявляется как:

Современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

Системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

Алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

Вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих цепочек деятельности организаций применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят процесс ; когда подчеркивается маркетинг – логистический канал ; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин цепочка ценности , когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о цепи спроса .


Так как, логистика в первую очередь акцентирует внимание на материалопотоке, возникает категория – цепь поставок . Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень сложными.

Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими.

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в организацию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; поставщик для поставщика второго уровня находится на третьем уровне, и т.д. Потребители также занимают разные места в общей цепи.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций таких цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые. Другие цепи поставок могут быть удивительно длинными и сложными.

Некоторые специалисты утверждают, что термин «цепь поставок» передает слишком упрощенную картину, и поэтому они предпочитают говорить о сетях поставок или даже о паутине поставок .

Цепи поставок возникают и для того, чтобы преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики располагаются на большом расстоянии от потребителей.

Цель поставок – состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

При этом выделяется два вида логистики с позиций интеграционных процессов: фрагментированная логистика и интегрированная логистика.

Фрагментированная логистика. Этими видами деятельности традиционно управляют отдельно, и поэтому в организации могут быть выделены специальные подразделения по закупкам, по перевозкам, складированию, распределению и т.д. К сожалению, такое деление логистики порождает множество проблем.

Если изложить подобную ситуацию кратко, фрагментированная логистика в разных частях организации приводит к следующим недостаткам:

В организации появляются разные, часто конфликтующие друг с другом цели;

Происходит дублирование усилий и снижение производительности;

Ухудшаются коммуникации и затрудняются потоки информации между отдельными частями организации;

Снижается координация между отдельными частями организации, что приводит к более низкой эффективности, более высоким затратам и к ухудшению обслуживания потребителей;

Повышается степень неопределенности в работе цепей поставок и увеличивается продолжительность задержек;

Планировать работу становится труднее;

Появляются ненужные запасы буферного, страхового назначения между отдельными частями, такие, как запасы незавершенного производства, приобретаются дополнительные транспортные средства и вводятся дополнительные административные процедуры;

Важная информация становится недоступной, например, объем общелогистических издержек;

Логистика в целом получает в организации более низкий статус.

Интегрированная логистика – все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно – в виде единой функции.

Этапы интеграции: Этап 1: отдельным логистическим видам функции не уделяется должного внимания или они не считаются достаточно важными. Этап 2: понимание, что отдельные виды деятельности важны для достижения целей. Этап 3: совершенствование отдельных функций. Этап 4: внутренняя интеграция: объединение отдельных функций в одну. Этап 5: разработка логистической стратегии. Этап 6: использование лучших образцов в логистической деятельности. Этап 7: непрерывное совершенствование.

На рис. 2 представлены уровни логистической интеграции.

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна в рамках закупочной деятельности, складского хозяйства, транспортирования, сбытовой деятельности и других, охватываемых логистикой, сфер деятельности тор-гово-посреднических предприятий.

Именно логистическая интеграция позволяет с системных позиций рассмотреть возможность и способствовать рационализации взаимоотношений хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере торгово-посреднической деятельности, в результате чего одновременно выявляется экономический эффект как у предприятий, так и у потребителей: повышается как совокупная эффективность функционирования хозяйственных, в том числе товаропроводящих, систем, так и эффективность функционирования каждого отдельного предприятия, а также создаются условия для обеспечения потребительской экономии. Улучшаются показатели деятельности объединяемых в различных формах предприятий в сравнении с такими же показателями при самостоятельной их деятельности.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.

Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия:

конфликт целей различных подразделений одного предприятия;

затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;

плохая координация деятельности различных подразделений;

излишние запасы всех видов;

отсутствие информации по общим логистическим издержкам и как следствие отсутствие возможности управления ими;

снижение эффективности деятельности предприятия.

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;

географический разброс различных подразделений предприятия;

отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;

отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.

Что движет интеграцией в логистической цепочке? Убеждение, что совместная деятельность для удовлетворения запросов конечного потребителя превосходит независимые отношения по многим параметрам. Приведем в качестве примера четыре принципа стратегии цепочки логистики компании Procter & Gamble:

Выпускать все виды продукции, которые нужно производить постоянно, с помощью производства короткого цикла.

Оперативно общаться с теми поставщиками, с которыми установлены долгосрочные отношения.

Получать данные о спросе в ближайшей к потребителю точке, в данном случае - с кассового аппарата розничного магазина.

Управлять оперативной деятельностью с помощью инноваций и передовых технологий.

Первые три принципа касаются интеграции - как внутренней, так и внешней. Четвертый принцип относится к разработкам в сфере информационных технологий, обеспечивающих еще более тесное сотрудничество.

Доказательства того, что повышение интеграции (как восходящей, так и нисходящей) приводит к увеличению эффективности логистической цепочки в целом, были получены в ходе исследований, проведенных для компаний, занимающихся производством сборных металлических изделий, механического оборудования и техники (Фролих и Уэстбрук, 2001 г.). Интеграция измерялась по следующим восьми переменным:

1) доступ к системам планирования;

2) совместное использование производственных планов;

3) совместный доступ к электронному обмену данными (EDI);

4) информация об ассортименте/ уровне запасов;

5) изготовление упаковки согласно требованиям заказчика;

6) периодичность доставки;

7) общее логистическое оборудование/контейнеры;

8) широкое использование логистических услуг третьих сторон.

Авторы обнаружили, что стратегии наиболее широкой интеграции приводят к самым высоким темпам значительного улучшения результатов деятельности. Они представили это в виде «арок интеграции». Наша версия показана на рис. 1. Можно предположить, что более широкая интеграция уменьшает неопределенность материального потока по сети поставок, что в свою очередь, повышает эффективность и сокращает время.

Пример внешней интеграции

Корпорация Confederated Bottlers раньше доставляла бутылки со своего основного предприятия в Элизабетвилле на пивоваренный завод в Джонстоне, расположенный на расстоянии 115 миль. После заполнения на пивоваренном заводе бутылки отправлялись в распределительный центр, расположенный на расстоянии 20 миль от Элизабетвилля. Для перевозки своей продукции обе компании использовали собственные грузовики, которые после доставки груза возвращались порожние. После проведения анализа этой ситуации компании создали единую транспортную компанию, грузовики которой доставляют и пустые, и заполненные бутылки. В результате такой интеграции расходы на перевозку снизились почти наполовину (рис.6.1).

Объединение интересов всех участников ЛЦ (внешняя интеграция) приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам:
- отношение к партнеру по ЛЦ как к конкуренту;
- недоверие другой организации и как следствие недостаточный обмен информацией;
- различные цели, приоритеты деятельности;
- различия в способах обработки информации, контроля, управления;
- различный уровень профессиональной подготовки персонала;
- географический разброс и др.

Первая же проблема, которая возникает при внешней интеграции – это преодоление традиционного взгляда на другие организации, как на конкурентов. Если предприятие платит деньги своим поставщикам, то люди, как правило, исходят из того, что они могут выиграть только за счет другой стороны. Другими словами, если предприятие совершает хорошую сделку, это автоматически, по их мнению, означает, что поставщик в этом случае что-то теряет, и наоборот, если поставщик получает хорошую прибыль, это явный знак, что организация платит слишком много. Для преодоления этой ситуации необходимо изменить деловую культуру и заменить конфликтный подход к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве (см. табл.6.1).

Таким образом, должно действовать правило: организации, действующие в одной ЛЦ должны конкурировать не друг с другом, а с организациями, действующими в других цепях поставок.

Известны два направления интегрированного процесса в логистике:

1. горизонтальная интеграция, соответствующая воспроизводственному процессу в экономике (от добычи сырья до реализации готовой продукции конечному потребителю) по цепи поставщик – производитель – потребитель

2. вертикальная интеграция, осуществляемая по уровням управления и моделям организации во всем их многообразии организационно-правовых форм управления внешними и внутренними связями.

Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта.

Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне производства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства.

Во-вторых, существует не менее важная для определения стратегии закупочной и сбытовой деятельностивертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) стабильного поддержания высокого качества.

Например, автомобильная промышленность индустриально развитых стран (отрасль машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя десятками параметров как в отделке автомобиля, так и в его конструкции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.

Другое исследование, на этот раз охватившее более 300 организаций Соединенных Штатов, было посвящено сотрудничеству между функциями маркетинга и логистики внутри фокусной компании (Стэнк и др., 1999 г.). Более тесное сотрудничество между службами маркетинга и логистики привело к улучшению результатов деятельности и более эффективному взаимодействию между департаментами. Это может показаться очевидным, но среди полученных результатов - сокращение времени цикла, торговых показателей, повышенный уровень наличия товаров, а также сокращение времени от момента получения заказа до момента доставки.

Компании с более высоким уровнем внутренней интеграции продемонстрировали более высокую эффективность логистики по сравнению с компаниями, в которых уровень интеграции ниже. Различия между компаниями с высокой и компаниями с низкой интеграцией по основным параметрам обслуживания не наблюдалось: то есть осуществлялась постоянная доставка согласно информации о спросе, выдавались предварительные уведомления о задержках и дефиците. Однако, разница в особо ценных элементах обслуживания, например надежности поставок, была значительной. Компании с более высокой интеграцией имели лучшие показатели по удовлетворению потребностей клиента, выполнению специальных заказов и введению новой продукции. В итоге это упрочило репутацию компаний.

Суть данного исследования в том, что организации должны продолжать работать над совершенствованием внутренней интеграции. Например, функциональные барьеры между закупкой, производством и дистрибуцией могут привести к следующему сценарию:

Отдел снабжения закупает металлическое литье, руководствуясь низкой ценой, но надежность и качество продукции поставщика оставляют желать лучшего. Перед производством стоит проблема негарантированных поставок и большого количества брака.

Производственный отдел стремится поддерживать производительность оборудования и трудовых ресурсов на высоком уровне, поэтому объемы партий остаются значительными. Дистрибьюторы часто сталкиваются с отсутствием продукции, особенно деталей класса В и С.

Дистрибьюторы стремятся сохранить высокую пропускную способность при складских операциях, поэтому они препятствуют выполнению дополнительных операций после производственного процесса. Производственный отдел претерпевает дополнительные сложности при изготовлении продукции по индивидуальному заказу.

Внутренняя интеграция служит отправной точкой для более широкой интеграции всей логистической цепочки.

Эффективность логистической интеграции возможно оценить для любого варианта формирования интегрированных структур для любых (и любого количества) предприятий. В связи с этим, возникает вопрос о том, какое количество интегрируемых предприятий может являться предельным. Однако, в целом подобная постановка вопроса некорректна, поскольку количество объединяющихся предприятий не является и не может являться критерием оценки эффективности интеграции. Предельным количеством объединяющихся предприятий может быть два, если выявится, что интеграция с каким бы то ни было третьим предприятием в какой бы то ни было форме неэффективно. Более того, пределом интеграции может быть объединение одной из функций двух предприятий всего лишь в какой-то одной сфере их деятельности, если при этом интеграция других функций окажется нецелесообразной. В то же время на принципах совместной деятельности эффективно могут функционировать пять, десять или более предприятий. Определение некоего абстрактного предельного числа интегрируемых предприятий в данном случае лишено конкретного смысла, поскольку не имеется критерия поиска этого числа.