Единый квалификационный справочник должностей в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" — Российская газета. Как пользоваться квалификационным справочником должностей рабочих и служащих Квалификационный справочник должн


4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Перечь должностей по разделам справочника

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих в 2019 году используют, чтобы установить обязанности и присвоить разряд сотруднику, провести аттестацию. Для рабочих и руководителей эти справочники различаются. Какие справочники использовать и в каких случаях, расскажем в статье.

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих в 2019 году: виды

Работодатель сам решает, какое утвердить наименование должности и профессии сотрудника. Но если работник претендует на компенсации либо льготы, то название его должности должно соответствовать квалификационным справочникам (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). К примеру, при предоставлении права на досрочную пенсию или дополнительный оплачиваемый отпуск.

В России существуют два справочника, которыми должны руководствоваться работодатели:

  • ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий;
  • ЕКС – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

То есть единого квалификационного справочник должностей рабочих и служащих 2019 года не утвердили. Действующие два справочника различаются спецификой работы разных категорий сотрудников.

Для чего нужны ЕТКС и ЕКС

  • присвоить тарифный разряд рабочим и служащим;
  • установить размер зарплаты госслужащих;
  • провести аттестацию и определить, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям;
  • разработать должную инструкцию;
  • подготовить программу курсов повышения квалификации.

Отметим, что справочники ЕКС и ЕКТС давно не обновляли. Это связано с тем, что на смену им вводят профстандарты. Как перейти на профстандарты, читайте в конце статьи.

В должностной инструкции надо перечислить все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, и Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Также можно руководствоваться утвержденными профессиональными стандартами . В этих документах приведен примерный перечень обязанностей различных должностей. Как безошибочно оформить должностную инструкцию >>>

Квалификационный справочник должностей в 2019 году

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС) – объемный документ. Он утвержден постановлением Минтруда от 12.05.92 № 15а и включает 72 выпуска. Каждый выпуск поделен на разделы, в которых должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются. К примеру:

Выпуск 1 раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30);

Выпуск 2 разделы: «Литейные работы», «Слесарные работы», «Эмалирование» и т.д. (утв. постановление Минтруда РФ от 15.11.1999 № 45);

Выпуск 3 раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 № 243) и др.

Отметим, что часть разделов ЕТКС уже утратила силу. Это выпуски 30-31, 38-39, 62-63, 65, 67-68. Некоторые из разделов введены еще советскими постановлениями и не обновлялись длительное время. К примеру, выпуск 17 раздел «Производство абразивов» (утв. постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 08.02.1983 № 20/4-41).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих – 2019

ЕКС утвержден постановлением Минтруда от 21.08.98 № 37. Его разработали на основании Общероссийского классификатора должностей и профессий - ОКПДТР (постановление Госстандарта РФ от 26.12.94 №367).

ЕКС включает перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности.

В справочнике 30 разделов. Общие характеристики должностей работников предприятий, учреждений и организаций всех отраслей прописаны в первом разделе. В остальных разделах – информация для отдельных отраслей:

  • здравоохранения;
  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства и т. д.

Отметим, что справочники ЕКС и ЕКТС не обновлялись уже давно, и это не случайно. Поскольку на смену им чиновники постепенно вводят профстандарты. В чем их отличия от ЕКС и ЕКТС, читайте ниже в статье.

Сотрудник работал в компании начальником одной из производственных смен. Однажды он узнал, что у его коллег - тех, что руководили двумя другими сменами, - более высокая зарплата. Сотрудник возмутился: люди работают на аналогичных должностях, выполняют идентичную работу, но оклады у них почему-то выше. Это дискриминация, решил работник и обратился в суд. Он потребовал, чтобы компания пересмотрела его оклад в большую сторону, выдала деньги, которые он недополучил, и перечислила компенсацию за задержку зарплаты. Компания отказалась поднимать сотруднику оклад. В суде она заявила, что для этого нет оснований, и

Замена ЕКТС и ЕКС профстандартами

Квалификационные справочники в скором времени уйдут в прошлое, на смену им придут профстандарты. К примеру, они уже есть для сварщиков (Список 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10). В отличие от ЕКТС и ЕКС в профстандартах более конкретизированная информация по должности или профессии.

Как и квалифицированные справочники, обязательно применять профстандарта надо в двух случаях. Первый – требования к должности работника установлены ТК РФ, федеральным законом или иным нормативным актом. Второй – когда за определенный вид работ работнику положены компенсации или льготы, либо установлены ограничения в связи с работой по конкретной должности.

Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

На законодательном уровне порядок перехода на профстандарты не регламентирован. Мы рекомендуем придерживаться такого алгоритма.

Шаг 1. Утвердить рабочую группу. Для этого издайте приказ об учреждении комиссии (см. образец 1). Ее участники будут вводить профстандарты в процесс работы организации. Число и состав участников комиссии не ограничены. Но лучше, чтобы это были сотрудники разных отделов и структур. К примеру, в состав группы включите юриста, кадровика, главбуха и т. д.

В обязанности группы включите:

  • подбор профессиональных стандартов по должностям и профессиям, которые есть в компании;
  • сверку трудовых функций в должностных инструкциях и в профессиональных стандартах;
  • разработку проектов новых должностных инструкций;
  • подготовку отчета по проделанной работе и др.

И не забудьте про сроки, когда участники группы должны завершить мероприятие. Для удобства можно оформить план-график внедрения профстандартов.

Приказ об утверждении рабочей группы

Шаг 2. Изменить должностные инструкции. Внести корректировки в должностные инструкции сотрудников и уточнить их трудовые функции, требования к уровню образования, опыту работы потребуется, если они отличаются или расходятся с тем, что записано в стандарте. Новые должностные обязанности утвердите отдельным приказом.

Шаг 3. Разработайте программу обучения. Для этого издайте распоряжение, в котором определите, кто, где и когда будет повышать квалификацию. Если для исполнения работы нужно среднее или высшее образование, заранее предусмотрите, за чей счет сотрудник будет обучаться. Это положение обязательно отразите во внутренних документах.

Шаг 4. Проведите аттестацию сотрудников. Этот шаг необязательный. Но по результатам аттестации можно определить, соответствуют ли знания, умения, навыки и опыт работы сотрудников требованиям профстандартов.

Если у компании нет отдельного положения по аттестации, то сначала разработайте его. Для этого издайте отдельный приказ. В нем отразите сроки аттестации, утвердите состав комиссии. Также определите, кто и когда составит списки сотрудников, которые пройдут квалификационный экзамен. Но помните, что об аттестации нужно уведомить сотрудников заранее.

Аттестация может быть в любой форме: тестирование, анкетирование, собеседование, экзамен и др. Если она покажет недостаточный уровень квалификации, то работодатель вправе перевести сотрудника на другую должность.

Шаг 5. Зафиксируйте переход на профстандарты. Данное мероприятие связано с большим объемом бумаг, поэтому решения рабочей группы оформляйте отдельными протоколами.

Каждый протокол следует заверить всеми участниками группы. Чтобы внести изменения в наименование должности и дополнения в трудовой договор, издайте распоряжение и подпишите у директора.

Утвержден новый профессиональный стандарт для бухгалтеров

В профстандарте расширили трудовые функции, поменяли требования к образованию и опыту работы. С 6 апреля действует новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». В нем добавили бухгалтеров I и II категорий. Соответствует работник или нет новым требованиям, проверяют в ходе независимой оценки квалификации.

Дорогой коллега, а вы знаете, что ВТБ Банк позволяет юрлицам проводить операции прямо из бухгалтерской программы и оплачивать платежки до 23:00?

Откройте счет на специальных условиях - закажите звонок прямо сейчас!

Для многих работников кадровой службы квалификационный справочник должностей успел стать настольной книгой. Поговорим о применении ЕТКС и ЕКС, а также о грядущей их отмене в связи с окончательным переходом на профстандарты.

Из статьи вы узнаете:

Квалификационный справочник должностей - руководителей, специалистов, рабочих - свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. По долгу службы к нему приходилось обращаться любому кадровику со стажем. Разработкой и обновлением единых тарифно-квалификационных справочников занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с органами исполнительной власти, регулирующими и координирующими отдельные экономические отрасли (п.2 постановления правительства РФ №787 от 31.10.2002г.).

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих-2018: порядок применения

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Статус и порядок практического использования тарифно-квалификационных справочников определен ст.143 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.8 ст.143 ТК РФ, при тарификации работ и присвоении работникам тарифных разрядов применяются:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • единый тарифный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • профессиональные стандарты.

Скачайте документы по теме:

Существуют даже отдельные нормативные документы, подробно расписывающие правила применения ЕТКС (см. «Порядок», утвержденный постановлением Минтруда РФ №9 от 9.02.2004г.). Наряду с положениями справочников учитываются государственные гарантии по оплате труда, зафиксированные федеральным законодательством, а также рекомендации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов. Детали - в заметках «Как применять » и «Как ».

Важно: требования ЕТКС и ЕКС распространяются, прежде всего, на трудовые отношения, поэтому при заключении гражданско-правового договора наниматель не обязан проверять подрядчика на соответствие установленным справочниками критериям.

Виды и актуальные редакции тарифно-квалификационных справочников

В настоящее время применяется два вида квалификационных справочников - для рабочих (ЕТКС) и для служащих, руководителей, специалистов (ЕКС). Потребность в разработке двух отдельных документов возникла из-за существенных различий в специфике работ, поручаемых разным категориям персонала. Поэтому при установлении тарифов или квалификационных требований для рабочих специальностей (слесарь, литейщик, сварщик и т.д.) работодатели обращаются к ЕТКС, справочнику рабочих профессий.

Если же речь идет о руководящей или служебной должности, используется ЕКС - единый квалификационный справочник должностей руководителей и служащих. О тарификации разных видов работ читайте в статье «Как установить »: вы узнаете, почему так важно знать точный размер МРОТ, как часто следует индексировать зарплату и правомерно ли устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность.

Единый квалификационный справочник должностей рабочих

Тарифно-квалификационный справочник, применяемый для определения сложности и оплаты работ, а также для присвоения разрядов рабочим, состоит более чем из 70 выпусков.

Каждый выпуск посвящен определенным сферам и направлениям экономики, например:

  1. №5 - геологоразведочным и топографо-геодезическим работам (утв. постановлением Минтруда России №16 от 17.02.2000г.);
  2. №16 - производству медицинского инструмента, приборов и оборудования (утв. постановлением Минтруда России №38 от 5.03.2004г.);
  3. №24 - общим профессиям химических производств (утв. приказом Минздрава России №208 от 28.03.2006г.);
  4. №50 - добыче и переработке рыбы и морепродуктов (утв. постановлением Минтруда России №73 от 12.10.2000г.);
  5. №52 - железнодорожному, морскому и речному транспорту (утв. приказом Минтруда России №68н от 18.02.2013г.);
  6. №57 - рекламно-оформительским, реставрационным и макетным работам (утв. приказом Минздрава России №135 от 21.03.2008г.).

Часть разделов утратила актуальность (выпуски 30-31, 34, 38-39, 61-63, 65, 67-68), часть введена в действие очень давно, еще советскими постановлениями. К примеру, разделы «Химическая чистка и крашение» и «Работы и профессии рабочих прачечных», утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №320/21-22 от 31.10.1984г., до сих пор не обновлены.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Разработанный Институтом труда единый квалификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) утвержден постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. С момента утверждения документ более десяти раз подвергался изменениям и дополнялся. Текущая редакция ЕТКС применяется в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными организациями (по отношению к должностям, для которых не разработаны профстандарты). Таблица «Категории и государственной гражданской службы» будет полезна кадровикам госучреждений.

Требования к коммерческим компаниям не такие строгие. Тем не менее, ст.57 ТК РФ обязывает всех без исключения работодателей обращаться к профстандартам или ЕТКС при вводе в штатное расписание должностей, связанным с наличием ограничений или предоставлением льгот. Иными словами, если на предприятии есть должности, дающие право на определенные гарантии (досрочный выход на пенсию, компенсации за «вредность» и т.д.), их наименования должны в точности совпадать с формулировками ЕТКС или профстандартов. Подробнее о предоставлении льгот работникам читайте в статьях «Как оформить выход сотрудника на » и «Какие компенсации положены сотруднику за работу во ».

Всего документ насчитывает тридцать разделов. Общие характеристики должностей, применимые к работникам предприятий, учреждений и организаций всех отраслей, приводятся в первом разделе, утвержденном постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. Далее следуют разделы для отдельных отраслей:

  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • здравоохранения;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства;
  • госархивов и центров хранения документации;
  • воинских частей и организаций ВС РФ;
  • центров метрологии, стандартизации и сертификации;
  • системы государственного материального резерва;
  • правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • органов по делам молодежи;
  • дорожного хозяйства;
  • гидрометеорологии;
  • противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
  • атомной энергетики и плавучих атомных станций;
  • конфликтологии;
  • ракетно-космической промышленности;
  • переводческой деятельности;
  • судебной экспертизы;
  • органов Федеральной миграционной службы.

Если обратить внимание на даты издания приказов постановлений, утверждающих разделы ЕКС, можно заметить, что самые «свежие» положения справочника вступили в действие в 2013 году. И с тех пор не обновлялись, хотя прежде новые разделы добавлялись почти ежегодно. Причиной такого положения дел стал переход на профстандарты - более удобную и современную систему оценки квалификации. Детали - в заметке «Как применять »: эксперт пояснит, кого в первую очередь коснутся изменения в законодательстве, как часто квалификационные стандарты будут обновляться и как проверить работника на соответствие новым требованиям.

Вопрос из практики

Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий ее не указали?

Ответ подготовлен совместно с редакцией

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Наименование должности сотрудника в трудовой книжке укажите в соответствии со штатным расписанием организации. При формировании штатного расписания на произвольное указание должностей сотрудников, которым устанавливают льготы и компенсации.

Например, работа в той или иной должности может давать сотруднику право на досрочную пенсию. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислен в статьях и Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Если должность в трудовой книжке не будет соответствовать, квалификационному справочнику, Пенсионный фонд может отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии…

Задайте свой вопрос экспертам

Единый квалификационный справочник должностей как предшественник профстандартов

От системы профессиональных стандартов, в связи с которой в Трудовом кодексе РФ появились дополнительные нормы (ст.195.1-195.3 ТК РФ), единый квалификационный справочник должностей руководителей, служащих и специалистов отличается не только форматом. Профстандарты содержат более четкие и структурированные сведения о трудовых функциях, выполняемых работниками, и в полной мере соответствуют духу времени.

Раньше специалист, получивший профильное образование, мог всю жизнь проработать на одном и том же оборудовании, используя привычные технологии и знания, которые получил еще в вузе или техникуме. Но современные технологии стремительно развиваются, разительно меняя содержание труда и квалификационные характеристики должности. Приходится в корне пересматривать существующие нормы и вводить новые стандарты. По мере того, как ЕТКС и ЕКС (единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) постепенно утрачивают актуальность, работодатели все чаще обращаются к профстандартам при:

  • подборе персонала;
  • обучении, переобучении, аттестации и планировании карьеры сотрудников;
  • составлении должностных инструкций и штатного расписания;
  • формировании кадровой политики и тарифной сетки на производимые работы;
  • разработке систем оплаты труда.

Важно: профстандарт - универсальный документ, устанавливающий требования к условиям и содержанию труда, а также к навыкам, знаниям и опыту работы специалиста.

На разработку «эталона» для каждой отдельно взятой должности в среднем уходит 9-12 месяцев, поэтому на сегодняшний день, несмотря на активную работу в данном направлении, новые стандарты для ряда специальностей и видов работ все еще не утверждены. Следовательно, в 2018 году единый квалификационный справочник должностей служащих и тарифно-квалификационный справочник рабочих специальностей рано списывать со счетов.

Но если стоит выбор между ЕТКС (ЕКС) и актуальным профстандартом (а таких должностей уже больше тысячи), предпочтение стоит отдать последнему. Как минимум потому, что на ближайшие годы запланирована окончательная отмена справочников и полный переход на систему профстандартов, применяемых с учетом отдельных отраслевых требований (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.).

Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Обязательными они становятся только в двух случаях (как и справочники):

  • когда за определенный вид работ законодателем установлены компенсации или льготы, либо на его выполнение предусмотрены ограничения (ст.57, 195.3 ТК РФ);
  • когда требования к опыту работы и квалификации сотрудника установлены Трудовым кодексом РФ, федеральным законодательством или иными нормативно-правовыми актами (ст.195.3 ТК РФ).

В первом случае следует убедиться, что наименование должности в штатном расписании, трудовом договоре, приказе о приеме на работу и прочих локальных документах совпадает с формулировками профстандарта. Остальные аспекты - особенности трудовой функции, требования к уровню образования и стажу работы по специальности - остаются на усмотрение работодателя. Подробный разбор сложных ситуаций - в статьях «Как сохранить разряд рабочему по ЕТКС, если », «Как проверить, соответствует ли профстандарту» и «Как преодолеть 6 главных проблем, которые возникают при ».

Что касается второй категории работников (к которой относятся и работники юридической сферы, и педагоги, и медики, и даже частные детективы), то к ним требования профстандартов применяются в полной мере. Чтобы понять, о каких конкретно должностях идет речь, загляньте в таблицу « , для которых закон устанавливает требования к квалификации».

Организации, предприятия и учреждения бюджетной сферы, а также все внебюджетные фонды, корпорации и компании с государственной долей более 50%, обязаны перейти на профстандарты, хотят они того или нет. Чтобы сделать переход менее болезненным, внедрять новые нормы разрешено поэтапно (вплоть до 1 января 2020 года, как того требуют п.1,2 постановления правительства РФ №584 от 27.06.2016г.). В помощь кадровику - статьи «Когда , а когда профстандарта. Шесть спорных ситуаций» и «Как профстандарты повлияют на ».

Поскольку законодателем порядок перехода на систему профстандартов никак не регламентирован, работодатель сам решает, как действовать, исходя из потребностей организации и специфики ее деятельности.

Весь процесс можно условно поделить на пять последовательных этапов:

  1. формирование рабочей группы или комиссии, в которой участвуют представители ключевых подразделений (юридической и кадровой службы, бухгалтерии и т.д.);
  2. разработка плана-графика работ по внедрению профессиональных стандартов;
  3. ознакомление руководителей отделов и служб с планом-графиком и законодательной базой, в соответствии с которой осуществляется переход;
  4. реализация мероприятий, предусмотренных планом-графиком;
  5. подведение итогов работы комиссии и утверждение отчета о результатах.

Практическая ситуация

Штатное расписание: как внести сведения без ошибок

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала « »

Отвечает Нина КОВЯЗИНА,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

У нас небольшая организация, и есть отделы, в которых работает по одному человеку. Если сотрудник – руководитель, должны ли быть в отделе подчиненные?

Формально Трудовой кодекс не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, которые состоят только из одного сотрудника, в частности руководителя отдела. Вместе с тем должность «руководитель» предполагает руководство подчиненными. Например, Квалификационный справочник предусматривает такую обязанность для должности «начальник отдела кадров» (утвержден ). Квалификационные справочники носят рекомендательный характер. Но есть исключения…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Первым делом следует издать приказ об учреждении комиссии. В приказе поименно перечисляются все члены комиссии (рабочей группы), а также указываются сроки, отведенные на ознакомление с нормативной документацией и разработку плана-графика.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Каждый протокол заверяется подписями членов рабочей группы, включая председателя.

Чтобы изменить наименование должности, внести дополнения в трудовой договор или утвердить новые локальные нормы, директор компании отдает письменное распоряжение (см. статью « не соответствует профстандарту: что делать»). К счастью, закон не запрещает объединять однотипные распоряжения в один приказ и тем самым экономить ресурсы. Статья «Хитрости, которые упростят вам работу с » поможет минимизировать трудозатраты, связанные с оформлением приказов, договоров, ознакомительных листов и прочей документации.

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

  • Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.