Минимальный размер оплаты труда. Повышение мрот: последствия для работодателей Повлияет ли повышение мрот на налоги

Действующее российское законодательство обеспечивает соблюдение трудовых гарантий гражданам РФ и иностранцам, работающим в России. Уровень жизни людей напрямую зависит от экономики государства. А экономическая обстановка в стране определяется рядом показателей, одним из которых является МРОТ. Рассмотрим, что представляет собой этот параметр и зачем он нужен.

Понятие и характерные черты

Минимальным размером оплаты труда (МРОТ) называется величина заработка, наименьшее значение которой определяется на законодательном уровне. Наниматели не имеют права платить своим подчиненным месячную зарплату меньше «минималки». Исключением может быть только работа при совмещении или неполной занятости.

Право гражданина на оплату трудовой деятельности не ниже «минималки» гарантируется ТК РФ. Размер МРОТ ежегодно индексируется и регулируется положениями № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. Основная ценность этого документа заключается в определении области действия МРОТ. Но нормативное регулирование данного аспекта не ограничивается одним законом.

Размер минимальной зарплатной величины также регулируется следующими правовыми актами.

  1. Ст. 129 ТК РФ – гарантирует доплату до суммы МРОТ, даже если подчиненному не положена премия за месяц;
  2. Ст. 133 ТК РФ – в ней прописано, что МРОТ не может быть ниже значения прожиточного минимума;
  3. Ст. 133.1 ТК РФ, которая устанавливает наименьшую сумму заработка для регионов;
  4. Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года, согласно которому начальство обязаны платить подчиненным «минималку» плюс РК – районные коэффициенты, а не МРОТ с РК в одном составе;
  5. ФЗ № 421 от 28.12.2017 и ФЗ № 41 от 07.03.2018 – эти законы устанавливают сумму МРОТ на текущий год и правила изменения показателя в дальнейшем.

На основании перечисленных документов в состав МРОТ входят оклад, компенсирующие и премиальные выплаты. Размер фиксированной части заработка или другого вознаграждения за работу зависит от профессионализма сотрудника. Также при установлении зарплаты во внимание берутся условия труда и количество выполняемых задач.

За тяжелые трудовые условия и ненормированный график работы руководство компаний обязано доплачивать работникам.

Чем отличается от прожиточного минимума?

Главное отличие МРОТ состоит в том, что этот показатель определяет минимальную сумму заработной платы. Тогда как размер наименьшего порога проживания – это стоимость минимума товаров и продуктов, необходимых человеку для функционирования организма. То есть это сумма, на которую можно прожить месяц – с учетом оплаты различных взносов. Существует минимальная точка порога проживания на работоспособного гражданина, ребенка и пенсионера.

Теоретически размеры МРОТ и прожиточного минимума всегда должны совпадать. Но на практике их удалось уравнять только с мая 2018 года. Прежде наименьшее значение заработка было ниже минимальной суммы, которая требуется человеку в месяц на приобретение продуктов и товаров. С 1 мая текущего года общегосударственный МРОТ в России соответствует уровню прожиточного минимума работоспособных жителей РФ за 2-ю четверть прошедшего года.

Кем и для чего устанавливается?

МРОТ нужен для контроля и регулировки зарплатного уровня, для определения суммы социальных выплат, налоговых ставок, величины штрафных санкций и иных платежей. Этот показатель влияет на оплату больничных листков, выплаты по беременности и родам и прочие цели обязательного соцстрахования. По данным Министерства финансов РФ рост размера «минималки» сказывается на выплатах примерно 4 млн трудящихся жителей страны. И еще у 12 млн человек МРОТ напрямую влияет на порядок начисления зарплат с пособиями.

Значение минимального заработка устанавливается на уровне государства и по каждому отдельно взятому региону.

Общая цифра первоначально предлагается правительством РФ, после чего Госдума издает закон. Затем он утверждается Советом Федерации и подписывается Главой государства. Для регионов же составляется специальное соглашение, которое заключается сроком на 3 года.

Специфика на федеральном и региональном уровнях

Вопрос установления размера «минималки» на всей территории страны решается в верхах. В соответствии с ФЗ № 41 минимальный заработок с 1 мая 2018 года привязан к наименьшему порогу проживания и составляет 11 163 руб. По сравнению с началом текущего года МРОТ повысился на 1 674 рубля.

Из-за экономических особенностей субъекты РФ вправе устанавливать свой минимальный размер заработка. Но он не должен быть ниже общегосударственного. Например, в Москве и Санкт-Петербурге МРОТ выше, нежели среднее значение показателя по стране. А в северных краях к общему уровню «минималки» начисляются надбавки с коэффициентами. До мая текущего года примерно в трёх десятках субъектов МРОТ отличался от федерального параметра. Но после майского повышения их число значительно уменьшилось.

Как в 2018 году региональный МРОТ отличается от единого параметра

Региональный МРОТ неактуален для граждан, трудящихся в бюджетных учреждениях. Связано это с тем, что они получают зарплату из федерального бюджета. Чтобы избежать резкого увеличения затрат из региональной казны, многие субъекты РФ устанавливают общероссийский уровень для всех бюджетных предприятий.

Порядок заключения регионального соглашения о МРОТ

Поскольку экономическая ситуация в регионах РФ различна, местные власти вправе устанавливать МРОТ, отличный от федеральной «минималки». Для этой цели подписывается трехсторонняя договоренность, сторонами которой выступают:

  • местное правительство;
  • объединение профсоюзов;
  • союз работодателей.

Соответственно региональное соглашение о МРОТ – это документ, разработанный трехсторонней комиссией на основании трудового и социального уровня в регионе. Вступить в него могут любые наниматели: официальная публикация делается для всех работодателей. Соглашение становится обязательным для тех, кто в него вступил.

Чтобы заключить договор с областной властью, нужно дождаться момента принятия решения о минимальной сумме заработка. Заключение делается администрацией региона совместно с профсоюзным объединением. Оно публикуется на информационном портале местных органов власти, в региональных СМИ.

После этого у работодателей есть 30 дней, чтобы отказаться от присоединения к региональному соглашению. Если же не подать в этот срок заявление об отказе в районную администрацию, условия программы будут приняты автоматически. Важно, чтобы несогласие было мотивированным, а каждая причина подтверждалась выписками из бухгалтерского баланса и прочей документацией.

Что касается структуры регионального договора о МРОТ, то она состоит из 4 блоков: предмета договоренности, действия соглашения, обязательств и ответственности сторон. В тексте документа содержатся следующие сведения:

  • категория трудящихся, для которой установлен минимум;
  • МРОТ для региона;
  • дата, с которой начнет действовать новый показатель;
  • условия присоединения к соглашению;
  • порядок контроля исполнения приказа;
  • обязательства правительства, нанимателей и профсоюзов;
  • дата заключения договоренности;
  • ФИО и подписи сторон.

Трехсторонняя договоренность устанавливает МРОТ выше общегосударственного. Поэтому даже в случае написания отказа от присоединения к соглашению сложно добиться применения единого параметра в субъекте с более высокой «минималкой». На основании данного договора происходит регулирование заработной платы.

Если человек полностью отрабатывает положенное время, его заработок не может быть ниже учрежденной в области суммы.

28.08.2019

В процессе установления уровня заработной платы сотрудников работодатель руководствуется определенными показателями.

Одним из таковых является МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Логичен вопрос: как повлияет изменение минимальной оплаты на величину заработка работников, нужно ли повышать заработную плату при увеличении МРОТ?

Как минимальный размер оплаты труда влияет на заработную плату?

Сама расшифровка аббревиатуры МРОТ говорит за себя. С помощью этого показателя происходит регулирование величины оклада. Об этом свидетельствует ФЗ №82 .

Помимо этого Конституцией РФ определяется:

  • порядок определения размера минимальной гарантированной к выплате сумме оплаты труда;
  • обязанность работодатель выплачивать работникам ежемесячное вознаграждение, размер которого не должен быть ниже МРОТ.

Из этого можно сделать вывод — МРОТ представляет собой показатель, который прямым образом влияет на уровень заработной платы трудящихся граждан.

Особому вниманию при этом подлежат сферы деятельности, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета.

Если официально трудоустроенный сотрудник получает за выполнение своих должностных обязанностей зарплату, размер который менее МРОТ, он вправе обратиться за защитой своих прав в вышестоящие органы с целью повышения заработка.

В качестве таковых может выступать суд, Трудовая инспекция, прокуратура и т.д.

За нарушение установленных правил и отказ в увеличении зарплаты до уровня МРОТ руководство фирмы может привлекаться к ответственности. Величина штрафа в каждом случае определяется индивидуальным образом.

Повысится ли оклад в связи с увеличением МРОТ в 2019 году?


Повышение размера МРОТ должно отражаться на уровне заработной платы.

С 1 января 2019 года установлена новая величина минимального размера оплаты труда. Минимальный уровень повышается до 11280 руб.

Как такое увеличение повлияет на уровень заработных плат, у кого повысится зарплата после повышения МРОТ?

После введения изменений все трудоустроенные граждане, работающие на официальной основе, должны получать ежемесячную зарплату, которая не может быть менее указанного показателя.

Важно учесть — фиксированный оклад или установленная тарифная ставка может быть ниже МРОТ. В учет берется итоговая сумма дохода работника. В нее включены различные премиальные выплаты и надбавки.

Причем сравнению подлежит общая начисленная сумма до налогообложения с учетом того, что сотрудник отработал полный рабочий день и рабочую неделю.

То есть при повышении МРОТ увеличение зарплаты проводится, если ее размер при начислении за полный месяц ниже действующего минимального значения.

Заработная плата за месяц может быть ниже минимальной в следующих случаях:

  • Не отработан полный месяц – например, были больничные, отпуска, командировки, прогулы и отсутствие по иным причинам.
  • После налогообложения – после удержания 13% зарплата может оказаться ниже МРОТ, это нормально, так сравнивать нужно заработок до удержания налогов.

С некоторыми нюансами определяется размер зарплаты сотрудников, одновременно работающих сразу в нескольких компаниях, а также граждан, рабочий день которых можно считать неполным.

При таких обстоятельствах сумма, которую они получают по итогам расчетного периода, может быть меньше МРОТ. Минимальный размер заработной платы в этом случае определяется процентным соотношением отработанных в течение месяца часов с установленной нормой рабочего времени.

При работе на половину ставки, сотрудник с 1 января 2019 года должен получать зарплату не менее 5640 р. Если после изменения МРОТ этот показатель не был достигнут, работодатель обязан повысить оклад, размер тарифной ставки, или увеличить размер дополнительных выплат.

Таким образом, при увеличении минимального размера оплаты труда необходимо повысить зарплату тем работникам, у которых сумма начисления за полный месяц ниже МРОТ.

У кого изменится доход?

При изменении величины МРОТ повышается размер заработной платы только некоторых сотрудников.

Особое внимание уделяется гражданам, доход которых после нововведений не достигает минимального уровня.


В обязательном порядке работодатель должен повысить до нормы величину дохода сотрудника, осуществляющего свою профессиональную деятельность на протяжении полного рабочего дня.

При нарушении этого требования руководство компании может привлекаться к административному типу ответственности.

МРОТ может повышаться несколько раз в год. Работодатели должны четко следить за изменением этого показателя и своевременно увеличивать уровень дохода работников. Только таким образом можно избежать проблем с законом.

На законных основаниях могут получать зарплату ниже МРОТ граждане, работающие на неполной ставке и сотрудники-совместители.

Их минимальный доход определяется путем долевого соотношения, которое в каждом случае рассчитывается индивидуально.

Как оформить изменения оплаты труда, если вырос МРОТ?

Порядок оформления увеличения зарплаты сотрудника в связи с повышением МРОТ регламентируется действующими нормами ТК РФ.

Ранее уже было указано, что изменить зарплату можно несколькими способами:

  • изменением оклада;
  • изменением величины или количества надбавок.

В каждом случае работодатель должен издать соответствующий .

Образец приказа

В бланке приказа отражается информация следующего характера:

  • наименование предприятия;
  • название бумаги – о повышении заработной платы;
  • место и дата издания;
  • обоснование создания — “в связи с увеличением МРОТ”, дата, с которой действуют изменения;
  • основная часть — в ней указываются данные о сотрудниках, чья зарплата будет повышена.

Отмечается должность и инициалы гражданина:

  • ФИО специалиста, ответственного за исполнение приказа;
  • дата вступления документа в силу;
  • ФИО и подпись генерального директора;
  • ФИО, должности и подписи ответственных лиц — главбуха и сотрудника отдела кадров;
  • ФИО и должность работника, повышение оклада которого регламентируется настоящим приказом;
  • дата вступления приказа в силу.

Скачать образец приказа о повышении заработка в связи с ростом МРОТ –


Пример дополнительного соглашения

На основании оформленного документа вносятся корректировки в штатное расписание. Помимо этого, между работодателем и сотрудником заключается , выступающее в роли приложения к основному договору, заключенному при принятии гражданина на должность.

В доп соглашении указываются следующие сведения:

Своей подписью сотрудник также подтверждает тот факт, что он получил документ, ознакомился и согласен с информацией, отраженной в соглашении.

Методы подбора специалистов и правила ведения документации. Стратегия управления персоналом и тонкости трудового законодательства. Как кадровый работник вы не понаслышке знаете, как много навыков и знаний требует эта профессия.

Мы тоже знаем, насколько сложны и многогранны задачи специалиста по кадрам. Понимаем, как важно вовремя и в полном объеме получать специализированную информацию. Осознаем, как сложно порой бывает трактовать законы и применять их на практике.

В помощь вам мы создали официальный сайт журнала «Справочник кадровика» - портал, где собрана вся важнейшая профессиональная информация.

Регистрация на Prо-personal.ru - это:

    О работе с персоналом и кадровом делопроизводстве - каждый день.

    Оперативная информация об изменениях в трудовом законодательстве.

    Разъяснения Роструда, комментарии экспертов, анализ судебной практики.

    Практические советы, пошаговые инструкции для всех ключевых процессов.

В команде проекта работают опытные эксперты в области кадрового дела и трудового законодательства. Результат их труда - материалы, которые облегчают труд кадровых специалистов на всех этапах: от формирования штата до оформления отчетов и взаимодействия с ГИТ.

Мы стремимся создать информационное пространство, где профессиональные кадровики найдут все необходимое для эффективной работы. В электронной версии журнала вы найдете не только полезные статьи, но также множество сервисов, которые существенно облегчат вашу работу. В их числе:

    Калькуляторы пенсионных выплат, других пособий.

    Производственные календари с функцией расчета норм рабочего времени.

    Графики диспансеризаций.

Используйте бесплатный демо-доступ, чтобы на практике оценить информативность и практическую ценность материалов.

Регистрируйтесь, чтобы использовать возможности кадрового портала максимально эффективно.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин