Социальное взаимодействие и социальные связи. Социальное взаимодействие людей. Формы социальных взаимодействий

Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия : 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;

2) ценностно-рациональное действие совершается через веру;

3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне;

4) традиционное действие – привычка, инерция.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: действующее лицо; объект (индивид или общность, на которое направлено действие); цель действия; способ действия; результат действия (реакция объекта).

В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Взаимодействие может иметь следующие виды :

– непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями;

– опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Социальное взаимодействие можно классифицировать :

По количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее;

Типу контактов: солидарное или антагонистическое;

Уровню организованности: организованное или неорганизованное;

Характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное;

Уровню: межличностное, групповое, социетальное.

Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.


К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», символического интеракционизма» и «теория обмена».

Концепция «зеркального Я : В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется

переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».

Теории символического интеракционизма . Символический интеракционизм (от лат. interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид,

А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени

социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.

Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.

Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах

Э. Гоффмана (1922 – 1982), которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли.

Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.

Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

Социальное взаимодействие - один из видов социальной связи - взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами.

Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Есть два типа связей : непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации - иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Виды связей :

1) социальный контакт (единичный или регулярный) - связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2) социальное взаимодействие (интеракционизм) - систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

Черты социального взаимодействия :

1) сопряженность действий обоих партнеров;

2) возобновляемость действий;

3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий :

1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, в политической жизни));

2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство);

3) прямые-косвенные интеракции (прямые - непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные - сложные, опосредованные через 3-4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции));

4) индивидуальные-групповые интеракции (индивид-индивид, индивид-группа, группа-группа).

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды - это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция - это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и

атеистов? Почему?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называется социальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

а) индивидов, совершающих те или иные действия;

б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;

в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;

г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как «деятель» и «другой», и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера – вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт, то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью. Социальные cвязиустанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

Взаимодействия;

Отношений;

Контроля;

Институциональные связи.

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

Субъекты (индивиды и группы);

Предмет (проезд в транспорте, поход в театр);

Механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам

идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения – длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями.Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация – внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней – направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней – стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие – мотивация достижений , предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества – кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие «конкуренция» частично совпадает с понятием «конфликт».