Рынок АЗС:реалии и перспективы. Независимые азс предупредили козака о новом скачке цен на бензин Емкость рынка автозаправочных станций в рф

Москва является самым ёмким и платежеспособным топливным рынком в России. На 680 АЗС здесь ежегодно реализуется около 3 млн. т. топлива. Годовой оборот этого рынка с учетом сопутствующих услуг можно оценить примерно в 1,5 млрд. долларов, причем это живые деньги. Сегодня на топливном рынке Москвы существует около 250 фирм. Но только 60 из них объединившиеся в Московскую топливную ассоциацию, контролируют 85-90% поставляемых в столицу нефтепродуктов. Сейчас МТА охватывает около 450 АЗС. За три последних года инвесторы вложили в автозаправочный сектор более 500 млн. долларов, и строительство продолжается.

В Москве в 1999 году должны быть демонтированы 100 контейнерных АЗС, и часть из них будет заменена стационарными комплексами. Оптимальным же количеством автозаправок при нынешней численности автопарка считается 750. При этом стоимость оборудования и строительных конструкций для современного АЗК с 8 местами для заправки доходит до 700 тыс. долларов, а всего комплекса – до 3 млн. долларов. С 1992 по 1996 год город передал в аренду приблизительно 25 фирмам-инвесторам около 140 бензоколонок МПКА. Предполагалось, что после подписания контракта инвестор в течение первых восьми месяцев должен согласовать все свои действия с соответствующими инстанциями, а затем за 18 месяцев полностью переоборудовать заправки. Завершив реконструкцию, инвестор мог выкупить бензоколонки МПКА по остаточной стоимости. Условия соглашения были выполнены только частично. В декабре 1997 года в столице появилась новая топливная структура “Московская топливная компания ” (МТК), учрежденная на паритетной основе московским правительством и “Мост-ойлом” (входит в группу “Мост”). Основной производственной базой МТК стали одна из крупнейших в столице Павельцовская нефтебаза и оставшиеся 56 АЗС МПКА.

В Санкт-Петербурге на данный момент насчитывается 170 стационарных и 113 контейнерных,13 из них в области. За 1998 год в Санкт-Петербурге было построено 20 новых станций и автозаправочных комплексов, 26 прошли серьёзную реконструкцию. В 1999 году планируется полностью отказаться от АЗС контейнерного типа. Предполагается, что они будут разбиты на несколько категорий. Одна из них предусматривает возможность реконструкции станций в стационарные. Около 20 АЗС будут полностью ликвидированы.

Около 20-25% АЗС города используют морально и физически устаревшее оборудование. В эксплуатации всё еще находятся ТРК “Нара-2”, “Нара-6”, “Ливны”, а также “Нара-22” с механическим отсчетом. Погрешность отпуска топлива на них составляет 0,5%. За последние годы парк ТРК начал обновляться. Вводятся в эксплуатацию колонки с электронным отсчетом: это отечественные “Нара-27”, “Нара-28”, импортные – “Нестерн” (Финляндия) , “Вейн Дрессе” (Швеция) , “Джильбарко” (Англия) , “Шлюбертер” (Германия), “АДАСТ” (Чехия). Параллельно с рынка исчезли передвижные станции.

Балтийская финансово-промышленная группа является крупнейшей на Северо-Западе компанией по поставке и продаже нефтепродуктов. БФПГ представляет интересы фирмы “Джилбарко” на Северо-Западе России и осуществляет поставки оборудования этой фирмы. В состав Балтийской финансово-промышленной группы входят: ЗАО “Балтийская финансово-промышленной группа”, ЗАО “Роснефть-Балтика”, ЗАО “Балт-Маркет”, ООО “Эко-Бельм”, АОЗТ “Балт-Трейд”, ЗАО “Мега-Плюс”, ООО “Экор”, ООО “Стимул”, ООО “Россернефть”, ООО “Балт-Сельхозтехника”, ЗАО “Транс-ЛЕС”, ЗАО “Балтика-Дорсервис”, ЗАО “Севзап-Ойл” и др. В период с1996 по 1998 год компания построила 20 АЗС и передала их в эксплуатацию дочерним фирмам, годовой объём продаж бензинов и дизельного топлива составил около 200 тыс. тонн.

На основание паспортизации АЗС, Центр гослицензирования разработал критерии оценки состояния автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. На основание рейтингового анализа по 83 показателям, таким. как техническое состояние и оснащение, комплексность предоставляемых услуг, соблюдение норм и правил безопасности эксплуатации станций и другим, определена первая двадцатка лучших АЗС. Они принадлежат 11 фирмам - ООО “Несте Санкт-Петербург” , ООО “Шелл АЗС” , ООО “НТК” , ЗАО “Транссервис” , ООО “Барель-П” , ООО “Русланд” , ЗАО “Эгрин Инк” , АОЗТ “ТИК Балт-Трейд” , ЗАО “Киришиавтосервис” , ТОО “Велиор” и частное предприятие “Горбунцова Д.Ю.”

Из 15 петербургских АЗС, принадлежащих “Несте” , 10 построено при участие “Лентека”. ЗАО “Лентек” основан российским концерном “Севзапмебель” и финляндским АО “Финн-строй”. В настоящее время основным владельцем “Лентека” является финляндский концерн YIT Corporation (88% акций).

ООО “Шелл АЗС” официально открыло в Петербурге две автозаправочные станции – на площади Конституции и на улице Фучека. Строительство станций обошлось компании примерно в 4 млн. долларов США. Их открытие является первым шагом “Шелл АЗС” по реализации проекта строительства 25 фирменных АЗС в течение 2 лет. Оборудования для ТРК с апреля прошлого года компанией “Шелл АЗС” было ввезено на сумму 171 тыс. долларов.

В Ленинградской области сильные позиции имеет “Сургутнефтегаз”. Там находится Киришский НПЗ (“Кинеф”) , который “Сургутнефтегазу” удалось реорганизовать в ООО с небольшой долей мелких пайщиков. “Кинеф” обеспечивает по разным оценкам от 50% до 70% розничного рынак нефтепродуктов Петербурга. Кроме этого, “Сургутнефтегаз” продолжает контролировать деятельность АО “Леннефтепродукт” (сеть АЗС и небольших нефтебаз в Ленобласти) и еще нескольких сбытовых компаний.

Весьма преуспела в создание сети своих автозаправочных станций компания “ЮКОС”. В состав “ЮКОСа” входят сбытовые предприятия Центральной России – “Белгороднефтепродукт” , “Брянскнефтепродукт” , “Орёлнефтепродукт” , “Воронежнефтепродукт” , “Липецкнефтепродукт” , “Тамбовнефтепродукт” , “Пензанефтепродукт” , “Ульяновскнефтепродукт” и “Самаранефтепродукт” ,распологающие 180 нефтебазами и более 800 АЗС. Сейчас “ЮКОС” стремится увеличить продажу нефтепродуктов в розничной продаже с 10% до 18%. За счет реконструкции существующих и строительства новых заправок ЮКОС намерен расширить свою долю рынка.

Тюменская нефтяная компания расширяет рынок сбыта своих нефтепродуктов, выпускаемых на Рязанском НПЗ. Она приобрела в прошлом году контрольный пакет акций сбытового предприятия АО “Карелнефтепродукт” , в состав которого входило 20 автозаправочных станций и четыре нефтебазы. В результате этой сделки ТНК увеличила количество своих автозаправок до 400. В январе 1999 года ТНК закупила у “Вест Груп Ресорсес Инк” оборудование для строительства контейнерных АЗС на общую сумму 590 тыс. долларов США. Если сравнивать, то ЗАО “ЛУКойл-Нефтепродукт” в Тюмени за период ноябрь-декабрь 1998 года и январь 1999 года закупил у фирмы “Шлумбергер Электроник Трансаксьон” топливораздаточные колонки СПЕКТРА для использования на открытых АЗС на сумму 247тыс. долларов США.

В Нижнем Новгороде и области около 30% АЗС принадлежат “Нижегороднефтепродукту”. Предприятие существует уже 80 лет и имеет 140 АЗС.

В Минске действует около 70 автозаправочных станций (не считая ведомственных), 40 из них принадлежат не государственным структурам. В Белоруссии под вывеской белорусско-российской нефтегазовой компании “Славнефть” работает 10 фирменных автозаправочных станций. Строительством занимается совместное предприятие “Славнефть-Старт”. Причем АЗС на шоссе Гродно-Минск – первая автозаправка, которую в Белоруссии компания построила с нуля. АЗС построена в течение 10 месяцев. Стоимость строительства обошлась сравнительно недорого – 380 тысяч долларов США. АЗС рассчитана на обслуживание легковых и грузовых машин. Мощности этой АЗС позволяет ежедневно реализовать 22 тонны дизельного топлива и 5 тонн светлых нефтепродуктов за безналичный и наличный расчет. На АЗС установлены раздаточные колонки производства компании АДАСТ (Чехия). Всего в Белоруссии до конца 2000 года “Славнефть” планирует ввести в эксплуатацию 20 АЗС. Все АЗС строятся с учетом мировых разработок и широким комплексом сервисных услуг.

Скромная модернизация АЗС сегодня обходится около 4-5 млн. рублей. Разброс цен между отечественным и импортным оборудованием составляет 300-400%. Если же речь идёт о строительстве новой станции, то инвестору придётся выложить, как минимум, 450 тыс.долларов США.

Поэтому, несмотря на потерю качества, многие предприятия переходят на отечественное оборудование. Фирмы, которые производят подобное оборудование есть почти в каждом регионе страны.

Например строительством автозаправочных станций, производством, монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием топливораздаточных колонок в Московской области занимается ЗАО “Спецавтоматика”. АО “Автозаправочная техника” предлагает топливораздаточные колонки и передвижные ремонтные мастерские. ТОО “Вега” - монтаж и ремонт автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и топливных магистралей. Проектированием автозаправочных станций, автотранспортных предприятий, индивидуальных гаражей, станций техобслуживания, моек, терминалов и т.п. и разработкой нормативов для всего этого в Москве занимается ЗАО “Гипроавтотранс”. Концерн “КОНАТЭМ” - изготовление и монтаж стационарных автозаправочных станций. Комплексное строительство стационарных АЗС производит ООО “Партнер АЗС”.

В Ленинградской области Сосновоборский машиностроительный завод строит автозаправочные станции. АООТ “Сила” и МП “УИМП” выполняют по желанию заказчика модули из металлоконструкций для АЗС стационарного типа.

В Калужской области монтаж контейнерных АЗС производит ЗАО “Феррум” и балабановский завод металлоконструкций “Венталл”. Комплексное строительство автозаправочных станций осуществляет ЗАО “Электронные системы”.

В Орловской области АООТ “Промприбор” предлагает электродвигатели для бензоколонок.

Ростовский опытный завод автозаправочных станций строит АЗС контейнерного типа и предлагает сервисное и техническое обслуживание АЗС всех типов в Ростове-на-Дону.

Саратовский электротехнический завод производит автозаправочные колонки в Саратове.

В Ярославской области 751 ремонтный завод делает контейнерные автозаправочные станции.

В Тверской области бежецкий завод ОАО “Автоспецоборудование” предлагает установки для мойки двигателей, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, насосы, гаражные компрессоры и т.п.

В Нижегородской области ТОО “Автотранссервис” занимается проектированием и производством гаражного оборудования для станций технического обслуживания. ООО “Альбатрос” - монтаж автозаправочных станций.

В Пензенской области передвижные и контейнерные автозаправочные станции строит Грабовский завод специализированных автомобилей. Фирма “Лантал” - бензоколонки. ОАО “Пензхиммаш” предлагает оборудование для АЗС. Ремонт и техническое обслуживание бензоколонок – РТП Пензенского района.

В Воронежской области АООТ “Лиски-металлист” предлагает топливозаправочные станции. ЗАО “Приборремонт” занимается ремонтом бензоколонок.

В Марий Эл автозаправочные станции строит ПО “Марийский машиностроитель”.

В Самарской области Машиностроительный завод и АО “Нефма” производят автозаправочные станции контейнерного типа. АЗС и контейнерного, и стационарного типа строит АООТ “Термостепс-МТЛ”

В Краснодарском крае блочно-контейнерные заправочные станции строит авторемонтный завод “Павловский”.

В Омской области комплектующие агрегаты для топливораздаточных колонок и сами колонки производит Омское машиностроительное КБ и ОАО “Сатурн”.

В г. Барнауле “Алтайтрансводстрой” и Барнаульский завод металлоконструкций предлагают блочно-контейнерные заправочные станции. АООТ “Экстрим” - АЗС.

В Иркутской области “Ангарскнефтепродукт” проектирует, строит и вводит в эксплуатацию АЗС, нефтехранилища и гаражи.

В нашей стране за последние годы количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Строятся новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно растут. Есть надежда, что начнет развиваться автотуризм. При всех этих условиях пока даже разговоров нет о строительстве автозаправочных комплексов европейского класса на российских автодорогах – с барами, закусочными, аптеками, магазинами, мотелями, с ремонтными мастерскими, с продажей всех автозапчастей и автокосметики и, обязательно, с охраняемыми автостоянками. В Польше вдоль всех автодорог в частных домах устроены автомастерские, автосалоны, продажа автозапчастей, маленькие придорожные бары и кафе, небольшие мотели.

Развитие автодорожного строительства и оборудования дорог позволило бы повысить безопасность проезда по нашим дорогам, дало бы дополнительные рабочие места и возможность развития мелкого предпринимательства, развития предприятий, поставляющих необходимое оборудование. А также позволило бы развивать тот автобусный туризм по нашим российским просторам, который приносит европейским странам миллионы долларов доходов.

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример - в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация - и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз - это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% - это расходы на розницу, 11% - себестоимость добычи, еще 10% - прибыль компании и 8% - затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает - начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, - слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже - практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах - там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.

На круглом столе, который состоялся в ТАСС и был посвящен перспективам развития российских АЗС, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, гендиректор компании "ИнфоТЕК-Терминал" Рустам Танкаев , старший аналитик "БКС" Сергей Суверов, председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз и заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева, обсудили о сновные тренды развития розничного бизнеса АЗС, а также пути повышения маржинальности и перспективы развития таких форматов АЗС как многофункциональные сервисные комплексы,

По мнению участников дискуссии, долгосрочный тренд развития АЗС - это увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного бизнеса. На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, например, «Роснефть» на первом этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.

По словам Михаила Делягина,«в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно купить выпечку, которая, действительно, там совершенно замечательная. То есть эти заправки становятся своеобразным центром притяжения. Автозаправочные станции – это очень лакомый кусок. Бизнес так называемых сопутствующих товаров у нас развивается. Это – сети заправок BP, «Роснефти», многих других компаний. «Роснефть» сейчас строит на Ладоге многофункциональный комплекс, где, по-моему, только космодрома не будет. Мир движется в сторону превращения автозаправочных станций в центры сервиса. По мере развития бизнеса и по мере развития цивилизации, мы, в любом случае, придем к комплексному оказанию услуг. Это, на мой взгляд – единственно возможный вариант».

«Мы все ждем наступления нового года и повышения сразу трех налогов, которые входят напрямую в цену бензина, - отметил Рустам Танкаев. - Как известно, дозволено скомпенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, то есть где-то на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, что касается акцизов – там механизмы непонятные, не просматриваются. У нас сейчас 71% цены бензина – это прямые и непрямые налоги. С нового года уровень достигнет 80% почти. Как будет компенсироваться акциз, я, честно говоря, не представляю себе. Что в мире делают в этой ситуации компании? Увеличивают долю не бензиновых доходов, сопутствующих бизнесов, сопутствующих товаров. В среднем в Европе, ну, и в Соединенных Штатах выручка от продажи топлив на заправочных комплексах и сопутствующих товаров составляет примерно 50 на 50. Половина доходов получается от сопутствующего бизнеса. Есть страны, где до 70% доходит доля выручки от сопутствующего бизнеса».

«Что у нас сейчас в стране? Статистика более или менее прозрачная есть по крупным компаниям, которые обязаны публиковать свои бухгалтерские балансы и отчеты., Компания «Роснефть», например, стремится достигнуть уровня выручки от сопутствующих товаров и услуг в 25%. Судя по тому, что происходит в «Роснефти» и в других крупных компаниях, там идет достаточно бурное развитие сопутствующих сервисов и сопутствующих услуг», - заявил Танкаев.

«Среди наиболее интересных инициатив - проект реализованный почти полностью на Ладожском озере во Владимировской бухте, - продолжил эксперт. - Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Я же говорю – целый городок. В общем, все это вместе направлено на развитие уже не заправочного бизнеса, а бизнеса, я бы сказал, туристического, связанного с посещением святынь, русского Севера. Есть и другие проекты. Та же самая компания «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы «Москва – Санкт-Петербург», где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Уже построены такого рода комплексы в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014. И, в общем, на самом деле развитие идет достаточно бурно и достаточно быстро. Надо полагать, что наши компании такие как «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ выйдут на уровень европейских. То есть 50 процентов выручки будут получать от реализации топлив и 50 процентов или даже больше будут получать от реализации товаров и услуг».

В России «Роснефть» активнее прочих занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе).

«У нас не только Москва и Питер, есть много других регионов, где развивается продажа сопутствующих товаров, - продолжил разговор Сергей Суверов. - «Роснефть», например, построила сеть многофункциональных комплексов на юге России, в Краснодарском крае. Приведу статистику, которая есть на Западе, та же BP, которая является акционером «Роснефти», она в Англии активно сотрудничает с ритейлиноговой компанией Marks & Spencer. У них много магазинов по франшизе, и многие приходят на заправки BP не для того, чтобы даже купить бензин, а для того, чтобы купить товары этого ритейлера. И так же вот Shell сотрудничает с John Lewis на Западе, есть достаточно много примеров, когда автозаправки кооперируются с ритейлерами. Думаю, что нужно, конечно, не только с «Азбукой вкуса» кооперироваться в России, но, может быть, и с «Магнитом» и «Пятерочкой», которые бы поставляли товары для менее обеспеченных групп граждан. Необязательно даже продавать кофе, я знаю, что в Саратовской области продают блинчики на автозаправках, что и дешевле, и, наверное, тоже достаточно выгодно для автозаправщиков.

«Если говорить о «Роснефти», которой принадлежит 30 % розничного бизнеса, - отметил Суверов, - она сотрудничает с итальянским ритейлером Autogrill в ряде регионов. «Роснефть» является, наверное, лидером с точки зрения продаж сопутствующих товаров и намерена приблизить долю продаж сопутствующих товаров к 25% от общей выручки АЗС, она развивает также гостиничные комплексы на Северо-Западе, на трассах на базе заправок будет строить свои гостиницы. Наверное, для многих, кто путешествует на дальние расстояния, гостиницы были бы интересным вариантом».

На данный момент «Роснефть» активно развивает кафе при АЗС, причем как стандартного, так и небольшого формата: и для потребителей, которые находятся в 5 км от дома, и для дальнобойщиков, которые проезжают по 500 км. Компания планирует сейчас переоборудовать кафе практически во всей нашей розничной сети. Это непростая задача, ведь «Роснефть» владеет крупнейшей сетью АЗС в стране - около 3 тыс. заправок.

На АЗС продаются кофе, закуски, автоаксессуары, а в Северно-западном регионе и на юге России строятся гостиницы при АЗС на трассах. Также развиваются услуги по шиномонтажу, ремонту обуви и др. на базе АЗС Роснефти.

Сейчас Роснефть расширяет сеть заправок BP, внедряя новый формат компактных автозаправочных комплексов. Размеры такой заправки меньше, чем текущие форматы ВР в России, но по мировым меркам это абсолютно стандартная АЗС.

Первыйавтозаправочный комплекснового компактного формата сети BP в России, оператором которой является НК «Роснефть», открылся на трассе М-5 Москва - Рязань.Главное отличие нового формата – компактность и расширенный ассортимент продукции кафе. Автозаправочные комплексы компактного формата - перспективное направление развития сети BP в России. Новые АЗК рассчитаны на оживленные трассы, удобны для жителей крупных городов и легче размещаются в плотной городской застройке. В ближайшие три года планируется расширение сети за счет комплексов нового формата прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и на Юге России. Также развитие сети BP будет осуществляться за счет точечного строительства трассовых многофункциональных автозаправочных комплексов.

Аналитиками нашей компании в 2015 г. было обновлено исследование 2011 года, посвященное рынку АЗС в России. Детальный обзор рынка АЗС включает в себя данные по операторам рынка, по проектировщикам и по основным подрядчикам при строительстве заправочных комплексов.

Особое внимание было уделено долгосрочному потенциалу роста рынка АЗС, его оценке на основе различных показателей. Так же в фокус внимания попал текущий экономический кризис и его последствия для данного рынка.

Материалы исследования основываются на анализе отраслевых журналов, опросе более чем ста операторов рынка и двадцати основных подрядчиков.

Часть 1. Основные российские и зарубежные операторы рынка АЗС
1.1. Структура рынка АЗС в России в 2014 году
1.2. Индекс HHI (Херфиндаля-Хиршмана)
1.3. Географическое распределение АЗС в России
1.4. Профили основных операторов российского рынка АЗС
1.4.1. AERO
1.4.2. Aris
1.4.3. АВРО
1.4.4. ООО «Автодорстрой»
1.4.5. ОАО «АЗС «Синтез»
1.4.6. ООО «Бензо»
1.4.7. ОАО «ТНК-ВР» («Роснефть»)
1.4.8. ООО «Браверс»
1.4.9. ООО «Компания «Баррель»
1.4.10. ОАО «АНК «Башнефть»
1.4.11. ООО «Беркут»
1.4.12. ЗАО «Тринити» (VIP)
1.4.13. ООО «Валар» (Астра)
1.4.14. ЗАО «ВИС-Сервис»
1.4.15. ГК «Воронежская топливная компания»
1.4.16. ООО «Комплекс-Ойл» (GF)
1.4.17. ООО «Газойл»
1.4.18. ОАО «Газпром»
1.4.19. ОАО «Газпромнефть»
1.4.20. ООО «ЕКА-АЗС»
1.4.21. ООО «Движение-АЗС»
1.4.22. ООО «Диойл»
1.4.23. ГК «СКОН» («Башнефть»)
1.4.24. ОАО «ЭкоГазСервис» (IP)
1.4.25. ТД «Илим-Роско»
1.4.26. ОАО «Интеграл»
1.4.27. ООО «НКГ «Интеройл»
1.4.28. ГК «Интрансгаз»
1.4.29. ОАО «Калина-Ойл»
1.4.30. ООО «Калининграднефтепродукт» (Сургутнефтегаз)
1.4.31. ООО «Карсар»
1.4.32. ООО «Киришиавтосервис» (Сургутнефтепродукт)
1.4.33. ОАО «Роснефтегаз»
1.4.34. ООО «Крайснефть»
1.4.35. ОАО «Красноярскнефтепродукт»
1.4.36. ООО «Липецкая топливная компания»
1.4.37. ОАО «Лукойл»
1.4.38. ООО «М10-Ойл»
1.4.39. ООО «Магнат-РД»
1.4.40. ЗАО «МНК-Газозаправка»
1.4.41. ООО «Несте Санкт-Петербург» (Neste Oil)
1.4.42. ООО «Н-1»
1.4.43. ОАО «Нефтемаркет»
1.4.44. ООО «Нефтика»
1.4.45. ОАО «Моснефтепродукт» (Нефто)
1.4.46. ОАО «НК «Альянс»
1.4.47. ООО «ТД «Нефтьмагистраль»
1.4.48. ООО «Ока-Пропан»
1.4.49. ООО «Октан-Пласт»
1.4.50. ГК «Уфаойл-Оптан»
1.4.51. ООО «Петрол Систем» (PLUS)
1.4.52. ООО «Петройл»
1.4.53. ООО «Компания «Прайс»
1.4.54. ООО «Ирбис» (Прогресс)
1.4.55. ООО «Агрофирма «Лоза» (Прогресс)
1.4.56. ООО «Фирма «Гранд» (Прогресс)
1.4.57. ООО «Промкриоген»
1.4.58. ЗАО «ПТК»
1.4.59. ООО «Ресурс-Ойл»
1.4.60. ОАО «Роснефть»
1.4.61. ООО «РТК Плюс»
1.4.62. ООО «Руспетрол»
1.4.63. ООО «Энтиком-Инвест»
1.4.64. ОАО «Оренбургнефтепродукт» (Башнефть)
1.4.65. ООО «ТД «Альфа-Трейд» (Газпром)
1.4.66. ООО «Статойл Энерджи энд Ритейл Раша»
1.4.67. ООО «Терминал»
1.4.68. ООО «Спецтехнология»
1.4.69. ОАО «Сургутнефтегаз»
1.4.70. ООО «Центр-ГСМ» (Taxioil)
1.4.71. ООО «ТАИФ-НК»
1.4.72. ОАО «ХК «Татнефтепродукт»
1.4.73. ОАО «Татнефть»
1.4.74. ЗАО «Уралтехснабпром» (Петрол)
1.4.75. ООО «Топлайн»
1.4.76. ЗАО «Транс-АЗС»
1.4.77. ООО «Транснефтепродукт»
1.4.78. ООО «Трансэнергоснаб»
1.4.79. ГК «Трасса»
1.4.80. ООО «Управляющая нефтяная компания» (Unkoil)
1.4.81. ЗАО «Урал-Бизнес-Нефть»
1.4.82. ООО «Уралконтрактнефть»
1.4.83. ООО «ХК «Фаэтон»
1.4.84. ООО «Фортуна-Плюс»
1.4.85. ООО «Шелл АЗС»
1.4.86. ООО «Экосистемз»
1.4.87. ООО «Эталон»

Часть 2. Основные проектировщики строительства АЗС

Часть 3. Основные подрядчики при строительстве АЗС
3.1. ЗАО «Конструкция»
3.2. ООО «ГрандСтрой»
3.3. ООО «Компания «Контур ДС»
3.4. ООО «Стройинвестсервис»
3.5. ООО «АЗС Маркет»
3.6. ООО «LPGroup»
3.7. ЗАО «ПО «ПНСК»
3.8. ООО «Европарк-Инжиниринг»
3.9. ООО «Мастер-Кей-Спектр»
3.10. ООО «НефтеТехСервис»
3.11. ООО «Ацис»
3.12. ООО «АЗСнефтебазстрой»
3.13. ООО «Стройремкомплекс АЗС»
3.14. ООО «ТД «АЗТ Груп»
3.15. ООО «КАДО 2000»
3.16. ЗАО ГК «Ситикорп»
3.17. ООО «Монтажник»
3.18. ООО «МикроИнТех»
3.19. ООО «Копонат+»
3.20. ЗАО «Нефтехиммонтаж»

Часть 4. Емкость российского рынка АЗС
4.1. Расчет методологии по потребности в АЗС
4.1.1. Количество и динамика роста автопарка
4.1.2. Протяженность дорог
4.1.3. Количество населения
4.1.4. Доходы населения
4.1.5. Строительство новых федеральных и местных трасс
4.2. Планы строительства новых дорог в России до 2020 года с расчетом необходимого количества АЗС
4.3. Определение тенденций рынка
4.3.1. Тенденции по укрупнению АЗС
4.3.2. Тенденции по постройке экологически безопасных АЗС
4.4. Оценка емкости рынка АЗС до 2020 года
4.5. Влияние экономического кризиса 2015 года на динамику рынка АЗС в России

Приложения
Перечень основных таблиц в исследовании
Перечень основных иллюстраций в исследовании
Перечень опрошенных экспертов, данные которых использованы в исследовании

Российский автозаправочный бизнес характеризуется сегодня, с одной стороны, снижением прибыльности, что обусловлено рядом негативных факторов: ростом налоговой нагрузки, административным сдерживанием роста цен и падением продаж. С другой стороны, на рынке происходит монополизация: не выдерживая конкуренции, малый и средний бизнес уступает место «гигантам».

Автозаправочный бизнес в России зависит в первую очередь от состояния национального и мирового рынков нефти и нефтепродуктов. В 2015 году ценовая конъюнктура на международном рынке оказала давление на всех игроков рынка АЗС. Кроме того, сокращение доходов населения и девальвация рубля в кризисные 2014-2015 годы ударили по продажам легковых автомобилей, что привело – впервые за последние 15 лет – к падению спроса на автомобильные бензины. Продажи автомоторного топлива в России сократились в 2015 году на 1,3%, до 35,4 млн тонн. В настоящее время тенденция падения сохраняется, и по итогам 2017 года объем продаж топлива ожидается уже на уровне 32 млн тонн.

«Можно прогнозировать переизбыток светлого нефтяного топлива на российском рынке на фоне падения спроса в результате снижения деловой активности населения и растущих цен. Кроме того, отечественные компании столкнутся с трудностями при экспорте бензина, поскольку в странах Европы преимущественно потребляется дизельное топливо», – говорит Олег Атласкиров, генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

На сегодня основными игроками российского рынка услуг АЗС являются «Роснефть» (2557 заправок), ЛУКОЙЛ (2544 заправки) и «Газпром нефть» (1853 заправки). Эти корпорации делят между собой около 60% российского рынка АЗС. Правда, в настоящее время, в связи со снижением продаж топлива, ЛУКОЙЛ рассматривает вопрос продажи до 30% своих АЗС. Но, как отмечают эксперты, 2017 год не лучший период для таких сделок.

Основным направлением развития розничного автозаправочного бизнеса названных выше компаний сегодня является повышение доходности, в том числе за счет продаж высококачественных видов топлива премиум-класса. В частности, «Газпром нефть» продолжает развивать линию реализации моторного топлива G-Drive 98. ЛУКОЙЛ расширяет рынки сбыта фирменного топлива «ЭКТО». В свою очередь, «Роснефть» продвигает собственную разработку – бензины марки «ФОРА».

Структура потребления различных видов топлива в РФ выглядит следующим образом: на бензины приходится 60,6% рынка, на дизельное топливо – 34,2%, на газовое (пропан-бутан) – 2,2%. В сегменте бензинов более половины (55%) приходится на АИ-92, 38% – на АИ-95/98, 7% – на АИ-76/80.

По мнению Олега Атласкирова, повышение акцизов и административное сдерживание роста цен на бензин не способствуют развитию отрасли: государство рассчитывает с помощью растущих акцизов пополнить бюджет на 89,3 млрд руб. Рост налоговой нагрузки сочетается с общим снижением прибыльности заправок. В результате многим компаниям становится невыгодно работать на рынке услуг АЗС, так как они вкладываются в улучшение качества обслуживания, в автоматизацию процессов, но увы, не получают желаемой прибыли.

«Цены на бензины в 2017 году будут расти. Только за первый квартал 2017 года литр бензина АИ-95 на АЗС Москвы подорожал на 1,1 руб. (плюс 2,9%), АИ-92 – на 1,08 руб. (плюс 3%), дизельного топлива – на 0,93 руб. (плюс 2,5%). Однако компании, работающие на рынке АЗС, не могут быть удовлетворены таким ростом цен, поскольку их прибыль от продажи топлива продолжает снижаться в силу роста акцизов», – говорит эксперт.

По мнению Антона Усова, партнера и руководителя практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, подобная ситуация может привести к полной нерентабельности розничной продажи топлива и переходу на госрегулирование данного сектора.

«Достижению разумной рентабельности АЗС может поспособствовать увеличение доли выручки от нетопливных товаров в доходе АЗС. Для максимально быстрого и эффективного изменения бизнес-модели энергетическим компаниям стоит обратиться к опыту ретейла, заимствуя лучшие практики», – говорит Антон Усов.

Действительно, одной из особенностей развития автозаправочного бизнеса в России является сочетание топливного и нетопливного компонентов в продажах АЗС. Впрочем, это можно назвать общемировой тенденцией, когда на автозаправочной станции осуществляется не только заправка транспортного средства топливом, но и предлагается широкий выбор нетопливных товаров и услуг. В настоящее время доля нетопливных товаров составляет в продажах российских АЗС до 40%.

«Особенность топливного ретейла сегодня – активный переход к развитию нетопливного бизнеса, который мы видим повсеместно. Связано это с уменьшением маржи в продаже топлива (акцизы, налоги, конкуренция и пр.) и с параллельным ростом интереса потребителей к дополнительным услугам на АЗС. Так, еще 10-15 лет назад формула «магазин плюс кафе» на АЗС встречалась редко. Сегодня это минимальный стандарт. То же самое касается туалетных комнат и многого другого. Дело в том, что многие годы АЗС были именно станциями, на которые люди приезжали заправиться топливом. Сегодня они все больше работают как комплексы, где можно отдохнуть, закупиться необходимым и с пользой провести время», – говорит Алексей Гончаренко, директор по России и Восточной Европе компании Minale Tattersfield.

По мнению Олега Атласкирова, растущая конкуренция заставляет владельцев АЗС привлекать клиентов дополнительными услугами, в том числе ассортиментом предлагаемых товаров, продуктов питания, открытием кафе. Если учитывать европейские тенденции, где нетопливные продажи приносят АЗС до 70% прибыли, то можно прогнозировать дальнейшее увеличение нетопливного сегмента рынка АЗС. В настоящее время уже 47% российских автовладельцев рассчитывают на наличие при АЗС дополнительных услуг: магазинов, кафе, моек, туалетных комнат и пр.

В числе позволяющих сохранять конкурентоспособность «плюшек», которыми радуют своих клиентов автозаправочные станции, можно также назвать бонусную топливную карту. Это реальный платежный инструмент, дающий вознаграждение его держателю за постоянное приобретение горюче-смазочных материалов на АЗС конкретной компании.

У каждой сети свои условия бонусной программы, но в целом системы идентичны. Вознаграждение клиента выражается в виде накопленных на карточном счете бонусных баллов, которые начисляются за каждую покупку. Размер начислений зависит от суммы платежа, а также от категории приобретаемых нефтепродуктов и иных товаров. Данная система позволяет клиентам получать скидки, участвовать в различных промомероприятиях, оплачивать приобретаемое топливо накопленными бонусами, а также держать на карте собственные денежные средства и при расчете ею на АЗС получать кешбэк. Правда, к последнему пришли пока не все игроки.

Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса. Это требует четкой клиентоориентированности, стремления к максимальному удовлетворению ожиданий клиентов. Сейчас трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые бы отличали ретейлера от конкурентов.

«На фоне крупных компаний, которые всегда могут продавать бензин по более низким ценам, малый или средний предприниматель – собственник либо арендатор АЗС – может выиграть только в том случае, если его станция будет привлекать посетителей какими-то дополнительными бонусами. Не ценой на бензин, а качеством обслуживания, эксклюзивными товарами, инновационными решениями», – убежден генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

Тем не менее в регионах РФ переход к современному формату АЗС происходит медленно. Это связано, во-первых, с соображениями финансовой рентабельности, что заставляет даже монополии избавляться от заправок, а во-вторых, с деятельностью тех же монополий, которые оттесняют малый и средний бизнес.

Что же касается качества топлива, то государство предъявляет жесткие требования к выпускаемой продукции, а на любой АЗС есть «паспорт качества». Между тем в 2016 году по прямому поручению президента России Генпрокуратура и Росстандарт провели множество проверок АЗС. Результаты теста были весьма плачевными: более трети всего топлива оказалось некачественным.

Согласно данным BASETOP, в 2016 году «Роснефть» возглавила рейтинг АЗС по качеству бензина, предоставляя хорошее топливо по приемлемым ценам. На втором месте рейтинга – АЗС ЛУКОЙЛа, но у этой сети есть и минусы: качество бензина в небольших городах может быть неидеальным. Заправки «Газпром нефти» стоят на третьей строчке рейтинга, но в зависимости от поставщика качество бензина тоже может варьироваться. Четвертой в рейтинге фигурирует сеть заправок Shell. Пятую строчку занимают заправки ТНК (бренд, принадлежащий «Роснефти»).