Базаров психология организационного обучения и развития персонала. Управление персоналом. Практикум (200,00 руб.). Светлой памяти моей матери посвящаю

Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
Коллектив авторов: Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Б.JI. Еремин, П. В. Малиновский, Н. М. Малиновская.
Рецензенты: кафедра управления персоналом Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М. В. Ломоносова и профессор, действительный член РАО Е. А. Климов.
Главный редактор издательства Н. Д. Эриашвили

На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.
Для студентов вузов, слушателей институтов и курсов повышения квалификации, работников служб управления персоналом, руководителей предприятий и организаций.

Содержание :
От авторов
Основы организации и управления персоналом
Управление персоналом в системе современного менеджмента
Парадигмы управления персоналом в веке
Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
Кадровый менеджмент: вызовы в
Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Организационный контекст управления персоналом
Элементы организации
Жизненные стадии и циклы организации
Концепции управления персоналом
Основные подходы к управлению персоналом
Экономический подход
Органический подход
Гуманистический подход
Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Концепция "человеческого капитала"
Теория человеческого капитала
Концепция "Анализ человеческих ресурсов"
Измерение индивидуальной стоимости работника
Стохастическая позиционная модель
Практикум
Стратегии управления персоналом
Кадровая политика
Типы кадровой политики
Этапы построения кадровой политики
Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
Условия разработки кадровой политики
Практикум
Управление персоналом развивающейся организации
Стадия формирования организации
Стадия интенсивного роста организации
Стадия стабилизации
Стадия спада (ситуация кризиса)
Практикум
Технологии и методы управления персоналом
Х Методы формирования кадрового состава
Проектирование структуры организации
Оценка потребности в персонале
Анализ кадровой ситуации в регионе
Анализ деятельности Должностные инструкции
Привлечение кандидатов на работу в организацию
Оценка кандидатов при приеме на работу
Конкурсный набор персонала на работу
Адаптация персонала
Практикум
Методы поддержания работоспособности персонала
Повышение производительности и нормирование труда
Оценка труда
Аттестация персонала
Формирование кадрового резерва
Планирование карьеры
Разработка программ стимулирования труда
Обучение персонала
Практикум
Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры
Формирование управленческих команд
Кадровый аудит
Недирективные методы сокращения персонала
Реформирование организаций
Управление персоналом кризисного предприятия
Практикум
Конфликт как инструмент развития
Исторический экскурс в конфликтологию
Что же такое конфликт?
Основные понятия
Как быть с деструктивностью?
Когда начинается конфликт?
Что делать с конфликтом?
Конфликт в организации
Паблик рилейшнз и управление коммуникацией в конфликте
Практикум
Рекомендуемая литература
Словарь понятий

Похожие разделы

Смотрите также

Алюшина Н.А. Управление персоналом (на укр.)

  • формат doc
  • размер 2.55 МБ
  • добавлен 07 октября 2009 г.

Учебное пособие для участника тренинга по управлению персоналом, Киев 2007. Содержание: компетенции руководителя гос. учреждения; современные модели и методы управления персоналом; формирование корпоративного сознания; управление эффективностью (стратегия, система и вознаграждение); управление эффективностью и поведением персонала гос. службы; в дополнениях - тесты и методики по управлению персоналом. Всё на укр. языке

  • формат pdf
  • размер 3.26 МБ
  • добавлен 25 декабря 2010 г.

Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с. На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управле...


  • формат doc
  • размер 1.72 МБ
  • добавлен 26 мая 2010 г.

Учебник для вузов В учебнике рассмотрены такие вопросы, как: Управление персоналом в системе современного менеджмента; Организационный контекст управления персоналом; Основные подходы к управлению персоналом; Концепция человеческого капитала; Кадровая политика; Управление персоналом развивающейся организации; Методы формирования кадрового состава; Методы поддержания работоспособности персонала. Также в учебники имеются задания для самостоятельно...


  • формат htm
  • размер 1.41 МБ
  • добавлен 06 января 2009 г.

Учебник для вузов. На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики орган...


  • формат doc
  • размер 2.71 МБ
  • добавлен 07 ноября 2009 г.

Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. - 560 с. На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управл...

Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник

  • формат doc, pdf, jpg
  • размер 3.44 МБ
  • добавлен 23 марта 2011 г.

2-е издание, переработанное и дополненное - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с. На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления п...

БазаровТ.Ю. Управление персоналом

  • формат doc
  • размер 275.05 КБ
  • добавлен 13 октября 2010 г.

Предоставлено компанией Центр Кадровых Технологий - Xxi век. Это теория управления персоналом, где вы найдёте много умных слов для курсовых работ и для диплома если ваша тема мотивация и организация труда. В этой книге вы окунётесь в теорию: Управление персоналом в системе современного менеджмента Организационный контекст управления персоналом Основные подходы к управлению персоналом Концепция человеческого капитала СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ...

В Omicron, средней по размерам электронной фирме, существова­ла практика, когда уже работающие и будущие менеджеры среднего звена проходили спонсируемые компанией университетские програм­мы обучения. Компания платила обучающимся небольшую стипен­дию, но занятия не должны были мешать основной работе. Хотя толь­ко половина всех менеджеров прошла данные курсы, в компании верили, что те, кто их прошел, лучше готовы к исполнению роли руководите­ля. Кстати, эта вера основывалась на точках зрения руководства, самих обу­чающихся и инструкторов.

Ситуация с курсами не менялась до тех пор, пока новый прези­дент компании Кевин Хартман не поднял вопрос об эффективности программ обучения. Стоит заметить, что он предположил, что, с позиции потенциала руководителя, нет никакой разницы между теми, кто прошел курсы, и теми, кто не сделал ϶ᴛᴏго. В таком случае издержки проведения про­грамм значительно выше той пользы, кᴏᴛᴏᴩую можно из них извлечь.

Директор по человеческим ресурсам Джон Уолкер не согласился с такой позицией. По его мнению, программы следует продолжать, хотя он и не может доказать их эффективность цифрами. Чтобы подкре­пить ϲʙᴏю точку зрения, он пригласил консультанта, знакомого с принципами АЧР, ɥᴛᴏбы тот оценил эффективность программ разви­тия руководителей с позиции их индивидуальной стоимости для компании.

Определение служебных состояний. На первом этапе применения модели был определен набор служебных состояний или позиций:

"Инженер" - именно та позиция, об изменении стоимости кото­рой в результате программ обучения хотело узнать руководство. В со­ответствии с данным и были выбраны приведенные выше позиции.

Определение позиционной стоимости. Далее консультант попытался определить стоимость для организации каждой позиции. В контрак­тах, принятых в компании, указывалась почасовая ставка оплаты для каждого работника. Умножением индивидуальной ставки на число часов, кᴏᴛᴏᴩое в среднем отрабатывает работник в течение года, была получена стоимость каждой позиции:

Позиционная стоимость

Руководитель проекта

Начальник отдела

Расчет матрицы переходов. Консультанту удалось собрать инфор­мацию о переходах более чем двухсот сотрудников за последние 10 лет, а также разделить эту информацию на тех, кто прошел курсы, и тех, кто их не прошел. На основе статистики были составлены две матрицы переходов для каждой группы сотрудников отдельно:

Работники, не прошедшие программу подготовки:

Начальник отдела

Руководитель проекта

Начальник отде­ла

Руководитель проекта

Работники, прошедшие программу подготовки:

Начальник

Руководитель

Начальник

Руководитель

Задание 2

Сравните две приведенные выше таблицы и определите:

1. Насколько участие в программах обучения увеличивает вероят­ность повышения сотрудника по карьерной лестнице.

2. Насколько снижается вероятность ухода сотрудника из органи­зации, если он участвовал в программах обучения.

В учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен организационный контекст управления персоналом, основные подходы, стратегии управления персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Описаны методы и технологии управления персоналом. В состав книги вошли методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности персонала, реформирования организации. В структуру учебника включены тесты, контрольные вопросы и задания, а также кейсы, состоящие из конкретной практической ситуации и совокупности вопросов и заданий к ней.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 92-95

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    www.orgpsyjournal.hse.ru

    Управление персоналом развивающейся организации

    ЛИПАТОВ Сергей Алексеевич

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

    Рецензия на книгу: Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 381 с. ISBN 978-5-9916-3302-4.

    Ключевые слова: организация, управление персоналом, кадровый менеджмент, методы управления персоналом, кадровое консультирование, оценка персонала, внутрифирменное обучение, кадровая психодиагностика.

    Реформы высшего профессионального образования, проводимые сейчас в России, радикально изменяют формы образовательных программ и содержание всего учебного процесса. При всей сложности и неоднозначности этого процесса реформирования можно отметить один положительный факт - появление достаточно большого разнообразия учебной литературы. В этих условиях преподавателю вуза достаточно сложно сориентироваться в потоке новых изданий и не пропустить нужный учебник, который можно порекомендовать студентам для углубленной проработки в рамках самостоятельной работы вне аудитории. Особенно, когда это касается таких востребованных в сфере подготовки психологов и менеджеров по управлению персоналом дисциплин, как «Психология управления персоналом» и «Управление персоналом». Необходимо отметить, что отечественные учебники и учебные пособия по управлению персоналом довольно сильно различаются по набору рассматриваемых тем, причина выбора которых часто остается неясной. В англоязычной литературе в основе изложения материала обычно лежит более или менее разделяемое профессиональным сообществом представление о наборе функций по управлению человеческими ресурсами.

    Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

    E-mail: [email protected]

    Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

    www.orgpsyjournal.hse.ru

    Теория и практика» доктор психологических наук, профессор Тахир Юсупович Базаров является известным российским специалистом в области управления персоналом, имеющим огромный практический опыт работы, а также большое количество публикаций в этой сфере1. Он принимал активное участие в создании популярного учебного издания «Управление персоналом»1 2. В рецензируемом учебнике автор концентрирует внимание читателей на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами развивающейся организации. Это находит свое отражение в структуре книги, которая включает четыре раздела.

    Первый раздел «Основы организации и управления персоналом» посвящен рассмотрению организационного контекста управления персоналом, основных подходов к управлению персоналом, а также жизненных стадий и циклов развития организации. В первой главе автор кратко описывает имплицитную модель внутренней среды организации, полученную им в ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с управленцами различных организаций, которая включает следующие элементы: цель, структура, технология, финансы, управление и персонал. Описываются также метафоры организации. Однако основное внимание в этой главе уделено требованиям к специалистам службы управления персоналом и роли HR-отделов в современных организациях. Во второй главе рассматриваются три основных подхода к управлению - экономический, органический и гуманистический, - в рамках которых развивались основные концепции управления персоналом: 1) использования трудовых ресурсов; 2) управления персоналом; 3) управления человеческими ресурсами; 4) управления человеком. Третья глава посвящена краткому изложению модели циклов и стадий развития организаций3. Можно сказать, что автору удалось весьма обширные по своей сути сведения уложить в достаточно малый объем, используя для этого таблицы и рисунки.

    Во втором разделе «Стратегии управления персоналом» описываются особенности управления персоналом на различных стадиях развития организации, виды и цели кадровой политики, которая определяет философию и принципы руководства в отношении человеческих ресурсов, процесс формирования кадровой политики в организации. Данный раздел включает две главы. Четвертая глава посвящена довольно подробному описанию содержанию деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации: 1) стадии формирования организации; 2) стадии интенсивного роста; 3) стадии стабилизации; 4) стадии спада (ситуация кризиса). Глава заканчивается учебным кейсом. В пятой главе достаточно конспективно излагаются представления о понимании кадровой политики, ее типах, этапах проектирования кадровой политики.

    Два первых раздела учебника, составляющие по объему примерно треть книги, являются достаточно традиционными для понимания сущности организации как социального института, а также основных концепций управления персоналом, в которых отражается обобщенное представление о месте работника в организации. Содержание же следующих двух разделов является практико-ориентированным. Третий раздел «Методы управления персоналом» включает три главы, посвященные описанию тех методов, без которых, по мнению автора, психологическая работа с персоналом представляется

    1 См., например, его книги «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организа-ции» (2000), «Управление персоналом» (2002), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009) и «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руково-дство)» (2011).

    2 Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 1998; 2002.

    3 Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. психология бизнеса. М.: Армада, 1998.

    Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

    www.orgpsyjournal.hse.ru

    невозможной. Согласно мнению автора, методы - это часть инструментария психолога-практика (менеджера по персоналу), которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности и реформирования организации. Каждой группе методов посвящены отдельные, довольно объемные главы. Каждая из этих глав заканчивается учебным кейсом. Студенты в процессе освоения содержания этих глав получат достаточно четкое представление о методах проектирования структуры организации, планировании потребности в персонале, поиска, подбора и отбора работников в организацию, оценки рабочих мест, оценки качества труда, аттестации персонала и многих других.

    В четвертом разделе «Технологии управления персоналом» рассматриваются методы управления персоналом, ориентированные на решение двух типов задач: диагностики, экспертизы или оценки человеческого ресурса организации и поддержания развивающих персонал процессов в организации. В отличие от методов, рассматриваемых в предыдущем разделе, технологии, по мнению автора, всегда ориентированы ситуационно, то есть должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Данный раздел по своему объему равен предыдущему и содержит пять глав, в которых представлено краткое описание некоторых социально-психологических технологий управления персоналом: кадровое консультирование как средство развития организации, методы оценки деятельности и результатов сотрудников (в том числе технология Центра оценки), конкурс как технология привлечения персонала, подходы к обучению и развитию сотрудников. В последней главе кратко изложены основы кадровой психодиагностики: основные понятия психодиагностики, методологические основы тестирования, требования к психодиагностическим методикам. На наш взгляд, эта глава могла бы быть дополнена требованиями Этического кодекса психолога-практика (или психолога-диагноста), так как неукоснительное соблюдение правил проведения тестирования является критически важным условием получения валидной, надежной и этически корректной информации о личности работника организации.

    По мнению автора, методы и технологии управления персоналом являются важнейшей частью инструментария практического психолога, работающего в организации. Вообще автор явным образом адресует свой учебник студентам - психологам, отмечая в предисловии, что сфера управления человеческими ресурсами организации является одним из направлений, в которых выпускники факультетов психологии наиболее востребованы и успешны. Конечно, для этого дипломированному психологу необходимо освоить знания из сферы технологий и бизнес-процессов, управления и финансов. Однако материал учебника излагается так, что он доступен для понимания не только психологам, и это является его сильной стороной. Стоит отметить и тот факт, что язык учебника соединяет в себе простоту, академичность и фактическую притягательность. Текст насыщен рисунками и таблицами, которые помогают читателю структурировать и лучше понимать материал учебника. А учебные кейсы помогают отработать те компетенции, на развитие которых направлены соответствующие главы.

    Учебник получился емким, достаточно сбалансированным в изложении теории и практических методов управления персоналом. Он отражает авторский опыт кадрового и управленческого консультирования, с одной стороны, и богатейший опыт преподавания данной учебной дисциплины многим поколениям студентов, с другой. Можно согласиться с мнением официального рецензента учебника доктора психологических наук, профессора А.Г. Караяни, что на сегодняшний день книга Т.Ю. Базарова является одним из наиболее современных, полных и научно обоснованных трудов в области управления персоналом.

    Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

    www.orgpsyjournal.hse.ru

    Personnel Management of Growing Organization

    Sergey A. LIPATOV

    Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

    Review of the textbook by T.Yu. Bazarov “Psihologija upravlenija personalom. Teorija i praktika: uchebnik dlja bakalavrov” . Moscow: Urait, 2014. ISBN 978-5-9916-3302-4.

    Keywords: organization, personnel management, personnel management practices, human resources consulting, performance appraisal, training and developing employees, personnel assessment.

    Address: 11 Mokhovaya Str., Build. 9, 125009, Moscow, Russia