Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития. Легкая промышленность российской федерации

Московская Государственная Текстильная Академия имени А.Н.Косыгина

Кафедра экономики

Научно - исследовательская работа

по курсу:

Экономика отрасли

Характеристика состояния и

тенденции развития текстильной промышленности России.

Выполнила: студентка ФЭМ группы 51-96

Судник Н.Р.

Приняла: Пекшева Е.Н., доцент.

Аннотация.

В данной работе изучено и проанализировано современное состояние текстильной промышленности России, как финансовое, так и социальное. Рассмотрены причины, приведшие отрасль к кризису, и возможные выходы из него: что необходимо сделать для стабилизации и дальнейшего наращивания производства, завоевания внутреннего рынка и выхода в мировой с конкурентоспособной продукцией.

Объем работы - 20 страниц, число таблиц - 3, количество наименований использованной литературы - 9.


Введение.......................................................................................................4

Глава I. Характеристика состояния текстильной промышленности.........8

1.1. Темпы производства текстильной промышленности..........................8

1.2. Социальные проблемы отрасли..........................................................10

1.3. Существование в конкурентной среде...............................................11

Глава II. Причины кризисного положения отрасли..................................13

Глава III. Стратегия дальнейшего развития текстильной

промышленности........................................................................15

Заключения.................................................................................................18

Список использованной литературы.........................................................20


Введение.

Переход экономики страны на рыночные отношения привел к резкому ухудшению ситуации в текстильной промышленности.

Снижение платежеспособного спроса населения, углубление инфляционных процессов, кризис неплатежей, вызвавший разбалансированность в сфере производства и обращения, привели сначала к затовариванию, а затем и к обвальному спаду производства.

Каждый год падение производства исчисляется нескольким десятками процентов: в 1994 г - 47%, в 1995 г - 31% , в 1996 - 28% . Это в 6-7 раз выше, чем в среднем по промышленности. В 1997 год текстильная промышленность вошла без денег, 55% предприятий убыточны (сумма убытка 1,6 трлн руб.). Кредиторская задолженность, не считая задолженности по кредитам банков, превысила 11 трлн руб., что почти на 6 трлн руб. больше долгов, причитающихся отрасли. А годовой объем производства - 20 трлн руб..

В отрасли самая низкая из всех отраслей заработная плата (кроме сельского хозяйства). Каждый второй работник отрасли (почти 500 тыс. человек) работает неполное рабочее время или находится в отпуске по инициативе администрации. На долю отрасли приходится 21% всех потерь рабочего времени в промышленности .

За пять лет экономических реформ (1990-1995 гг.) падение объема производства важнейших видов продукции в текстильной промышленности в 2 раза превысило падение выпуска по промышленности в целом .

Непродуманное открытие внутреннего рынка привело к тому, что доля импортных товаров в России доходит до 65-75% всего товарооборота .

Фактически отечественная текстильная промышленность лишилась своего рынка сбыта. В результате проведенной приватизации свернута сеть магазинов, и сейчас предприятия снова вынуждены их организовывать.

Правительство, открыв внутренний рынок зарубежным товаропроизводителям, тем самым нанесло экономический ущерб предприятиям отрасли.

Изучение проблем, стоящих перед текстильной промышленностью, позволило выделить три важнейшие группы: ресурсную, спросовую и технико-технологическую. Производство продукции этой отрасли в начале 90-х гг. обеспечивалось необходимым количеством сырья. Наиболее сырьеемкой является шерстяная промышленность, уровень потребления сырья в которой в 1991 г. составлял 226,6 тыс. тонн шерсти, в том числе 111 тыс. тонн собственного производства .

В последние годы сырьевая база отрасли формировалась на основе натуральной шерсти и дополнялась химическими волокнами и хлопком. Вместе с тем, значительно сократился импорт шерсти, хлопка и химических волокон из ближнего и дальнего зарубежья.

Финансово-экономическое положение текстильных предприятий свидетельствует об уменьшении обеспеченности оборотными средствами, а высокие кредитные ставки, достигающие 200%, не позволяют решать сырьевую проблему, ограничивающую выпуск текстильных изделий. Последней необходимо льготное финансирование предприятий и введение таможенных вывозных пошлин на такое сырье и, прежде всего, на шерсть нескольких видов, в которых нуждается отечественная шерстяная промышленность.

Причины снижения производства тканей связаны также со структурными и спросовыми факторами. Определяющим фактором продолжающегося спада производства текстильной продукции является ограничение спроса потребителями. Цены на большинство видов текстильной промышленности приблизились к уровню мировых цен. Спрос на предметы товаров народного потребления и особенно на предметы гардероба наиболее восприимчив к изменению реальных доходов.

Причины снижения производства тканей связаны также со структурными и спросовыми факторами. Определяющим фактором продолжающегося спада производства текстильной продукции является ограничение спроса потребителями. Цены на большинство видов текстильной промышленности приблизились к уровню мировых цен. Спрос на предметы товаров народного потребления и особенно на предметы гардероба наиболее восприимчив к изменению реальных доходов. Снижение доходов населения автоматически замещает продуктами питания приобретение текстильных изделий.

Запаздывающая реакция производства на изменения в структуре потребителей текстильной продукции приводит к неравномерной динамике снижения вырабатываемых изделий (табл.1) .

Таблица 1. Динамика производства текстильных изделий.

Проблема спроса связана как с ростом цен, так и с общей экономической ситуацией - непрерывным увеличением доли импорта всех товаров, и особенно текстильных. В 1995 г. доля импорта возросла до 56% потребляемой продукции против 19% в 1994 г.

Дешевая импортная продукция товаров народного потребления снижает возможность реализации отечественных тканей и готовой продукции на внутреннем рынке. Производители текстильной продукции не могут снижать цены, поскольку цена потребляемых ресурсов непрерывно возрастает.

Технико-технологические проблемы текстильной промышленности наиболее сложны и связаны со спадом инвестиционной активности при крайне острой потребности в инвестициях. Создание конкурентоспособной текстильной продукции вызывает необходимость структурной технической перестройки, то есть требуются значительные капитальные вложения, которыми не располагают предприятия отрасли.

Анализ технического состояния текстильного оборудования показал, что только 13% соответствует современному уровню, 53% подлежат модернизации и 34% требуют замены как морально и физически устаревшее .

В связи с этим инвестиционную политику необходимо основывать на коренной реконструкции действующих предприятий, обеспечивающей снижение капиталоемкости, материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости текстильной индустрии.

Таким образом, анализируя развитие текстильной и трикотажной промышленности за последние семь лет, мы видим, что во всех отраслях текстильной промышленности сохраняется кризисная ситуация.


Глава 1. Характеристика состояния текстильной

промышленности.

1.1. Темпы производства.

Известно, что в формировании госбюджета страны текстильная промышленность всегда играла заметную роль, так как доля направляемых средств в доходную часть бюджета составляла 24% .

При проведении экономических реформ в текстильной промышленности России характерно сочетание глубочайшей депрессии и быстрой деиндустриализации производства, нарастающего разрушения научно-технического потенциала, увеличения социальной напряженности.

Доля продукции текстильной промышленности в общем объеме валового продукта снизилась до 1,8% (8% в 1990 г.). Удельный вес доходов, поступающих в бюджет, составил лишь 1,9%.

При этом опережающий спад производства наблюдается у предприятий, выпускающих общепромышленную продукцию. Текстильные товары отечественного производства обеспечивают сегодня менее трети сниженного платежеспособного спроса населения .

Развитие тенденции спада объема производства в текстильной промышленности не удалось приостановить и в 1996 г. Производство тканей всех видов в России сократилось на 19,6% по сравнению с аналогичными данными 1995 г. В таблице 1.1 приведен темп производства важнейших текстильных товаров в целом по России к уровню этого показателя в 1995 г..

Таблица 1.1. Темпы производства текстильных товаров (к уровню его в 1995 г.).

Примечание к табл.1.1. Текстильно-галантерейных изделий изготовлено на сумму 145,8 млрд. руб. Темп их производства по сравнению с уровнем его в 1995 г. составил 99,6%. В числителе условных дробей приведены данные в целом по России, в знаменателе - по ОАО “ Концерн “ Ростекстиль ”.

Главная цель развития легкой промышленности России состоит в преобразовании ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и выход на внешний рынок.

Для достижения указанной цели крайне важно решить следующие задачи:

– проведение технологической модернизации организаций и обеспечение на этой базе стабильного инновационного развития отрасли;

– повышение уровня переработки отечественного натурального сырья (льна, шерсти, кожи и меха), сокращение, а в последующем и полное прекращение экспорта сырья в не переработанном или недостаточно переработанном виде;

– увеличение удельного веса химических волокон и нитей в сырьевом балансе отрасли;

– повышение рентабельности производства до уровня 20-25%;

– повышение уровня менеджмента и маркетинга в организациях;

– ликвидация убыточных производств и оптимизация структуры отрасли на базе концентрации производства;

– повышение производительности труда, решение социальных проблем, связанных с высвобождением работников легкой промышленности;

– обеспечение защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

– создание экономических условий для постепенного сокращения использования организациями толлинговых схем работы;

– создание системы систематической подготовки, переподготовки и аттестации кадров технического и управленческого звеньев;

– расширение интеграции России в мировое производство товаров легкой промышленности.

Основным условием роста производства в легкой промышленности, увеличения объёма продаж на внутреннем рынке и выхода на международный рынок является повышение конкурентоспособности продукции. Оно должна быть достигнуто только путем технологической модернизации предприятий, минимизации затрат, повышения критериев оценки качества сырья, повышения уровня научно-технического и кадрового обеспечения отрасли.

В этих целях необходимы следующие направления развития базовых технологий в отраслях легкой промышленности:

в хлопчатобумажной промышленности :

– внедрение в прядильном производстве автоматизированных поточных линий для разрыхления и смешивания волокна, кардочесальных и ленточных машин с авторегулятором линœейной плотности ленты, прядильных и мотальных машин с автоматическими съемниками паковок и электронной очисткой пряжи;

– внедрение в отделочном производстве оборудования периодического и непрерывного действия для отделки в расправку как чисто хлопчатобумажных тканей, так и тканей с использованием химических волокон и нитей;

в шерстяной промышленности:

– расширение ассортимента шерстяных тканей за счёт использования химических волокон нового поколения, освоение производства новых моделœей одежды в модном художественно-колористическом оформлении;

в шелковой промышленности:

– увеличение производства тканей бытового назначения с использованием перспективных видов химического сырья, в т.ч. полиэфирных, полипропиленовых, биологически активных и других модифицированных нитей и волокон;

– расширение ассортимента шелковых тканей технического и специального назначения для медицинской промышленности и силовых структур;

в льняной промышленности:

– расширение производства льносодержащих смесовых изделий на базе новых технологий, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий;

в трикотажной промышленности:

– увеличение выпуска легкого верхнего трикотажа, белья и изделий, в т.ч. для спорта͵ на базе освоения модифицированных полиамидных, полиэфирных и вискозных нитей малых линœейных плотностей;

– широкое внедрение кругловязальных машин с электронным управлением, основовязальных машин с расширенными технологическими возможностями, в т.ч. рашель-машин для высокорастяжимого гипюра;

в промышленности нетканых материалов:

– увеличения выпуска материалов для дорожного строительства;

– автомобильной промышленности и стройиндустрии;

– расширение номенклатуры выпуска медицинских изделий и фильтровальных материалов;

в швейной промышленности:

– реформирование производства путем его разукрупнения для большей мобильности и выпуска одежды небольшими партиями;

– расширение ассортимента спецодежды для различных производств;

в кожевенно-обувной промышленности:

– расширение ассортимента натуральных кож с заданным комплексом потребительских свойств в широкой цветовой гамме с различными видами отделки для обуви, одежды, кожгалантереи, обивочных материалов;

– повышение экологичности кожевенного производства; в меховой промышленности:

– промышленное освоение химических препаратов нового поколения для обработки мехового сырья;

– оснащение центров моделирования и конструирования меховых изделий программным обеспечением последних версий.

Важнейшим направлением является выработка технических регламентов на производство изделий легкой промышленности в соответствии с Федеральным законом ʼʼО техническом регулированииʼʼ и выработка национальных стандартов, обеспечивающих повышение качества продукции.

Бизнес-сообщество отрасли приложило немало усилий, чтобы в корне изменить ситуацию и, в первую очередь, доказать крайне важно сть поддержки и развития отечественного текстиля. Понимание этого есть на всœех уровнях государственной власти. Проблемы отрасли стали предметом обсуждения на заседании президиума Госсовета͵ постоянно находятся в поле зрения Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Инициатором решения многих проблем отрасли стали Российский союз предпринимателœей текстильной и легкой промышленности, отраслевые ассоциации и союзы. Их инициативы нашли активную поддержку в министерствах и ведомствах, Совете Федерации, Государственной Думе, в Правительстве.

В 2009 ᴦ. принята Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая предусматривает, что в 2020 году доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности в объёме продаж на российском рынке составит не менее 50 %.

Решение этих задач должна быть обеспечено на базе ускоренной модернизации отрасли.

Основными направлениями модернизации текстильной и легкой промышленности являются:

– модернизация и техническое переоснащение оборудования;

– модернизация межотраслевого взаимодействия на базе создания промышленных кластеров;

– модернизация отраслевого планирования и координации.

Модернизация и техническое переоснащение оборудования реализуются на базе инвестиционных проектов в прядении, ткачестве и отделке тканей, в трикотажном и нетканом производствах. Финансовые вложения преимущественно направляются на технологические процессные инновации и приобретение современного прядильного оборудования фирм ʼʼШляффхорстʼʼ, ʼʼТрючлерʼʼ, ʼʼРитерʼʼ; широкоширинных ткацких станков фирмы ʼʼПиканольʼʼ; высокопроизводительного автоматизированного отделочного оборудования фирм ʼʼШторкʼʼ, ʼʼРиджаниʼʼ, ʼʼШторманʼʼ, ʼʼПробанʼʼ, ʼʼТекстимаʼʼ и других, благодаря чему не только производится конкурентоспособная продукция, но повышается производительность труда в 8–10 раз, зарплата более чем в 3 раза, бюджетная эффективность от налоговых поступлений в расчете на одного работающего – до 20 раз. При этом модернизация осуществляется исключительно на базе импортного оборудования, поскольку состояние отечественного текстильного машиностроения, соответствующее третьему технологическому укладу, может оцениваться как катастрофическое отставание.

Учитывая высокую капиталоемкость текстильных производств, для модернизации отрасли необходимы значительные инвестиционные ресурсы. Так усредненная стоимость модернизации предприятий со средним объёмом производства требует затрат на реализацию проекта от 100 до 125 млн. руб., а для крупных текстильных предприятий – от 750 до 1500 млн. руб. . Даже без учета роста цен на оборудование и строительно-монтажные работы по экспертным оценкам для модернизации отрасли потребуется 170–180 млрд. руб., а в среднем до 2020 ᴦ. ежегодно крайне важно будет привлекать и осваивать инвестиции в объёме 14–15 млрд. руб. Такими ресурсами отрасль не располагает, но они могут и должны быть изысканы.

В первую очередь это расширение доступа предприятий к долгосрочным кредитным ресурсам. При этом только 8 % российских банков рассматривают текстильную и легкую промышленность привлекательными для долгосрочного кредитования. Остальные банки занимают сдерживающую политику по вопросам отраслевого кредитования предприятий, что проявляется не только в размере ставки кредитования, которая существенно выше общемировой практики, но и в том, что банки порой принимают на себя не свойственные им функции в кредитовании. Это относится к тенденции банков стать собственником предприятия-заемщика, запрашивающего кредит для инвестирования в развитие. Часто данное условие является решающим в отказе руководителœей предприятия от своих инновационных намерений или их отсрочке.

Другая возможность модернизации оборудования состоит в создании региональных отраслевых лизинговых компаний с участием государственного капитала. Значительные средства можно было бы привлечь из прибыли предприятий, освободив от уплаты налога ту ее часть, которая направляется на внедрение инноваций. Этот вопрос требует законодательного решения, и такой положительный опыт государственной поддержки отрасли есть. Так за последние два-три года серьезными мерами государственной поддержки отрасли стали:

1. Отмена ввозных таможенных пошлин практически на всю товарную номенклатуру ВЭД РФ технологического и лабораторного оборудования (комплектующих и частей к нему), предназначенного для текстильной и легкой промышленности.

2. Отмена НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не имеющее аналогов в Российской Федерации, в т.ч. 39 позиций ТН ВЭД для отрасли, или 25 % от числа утвержденных наименований.

3. Увеличение размера возмещения части затрат предприятий на уплату процентных ставок по кредитам с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

4. Выделœение из федерального бюджета в 2008–2009 гᴦ. по 100 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение производства с перспективой увеличения размера субсидий до 200 млн. руб. в 2010 ᴦ.

В России крайне важно модернизировать, а точнее, восстанавливать отечественное текстильное машиностроение совместно с ведущими импортерами. Для этого крайне важно научное сопровождение, крайне важно возродить научный потенциал отрасли. Это позволит осуществить технологические ʼʼпрорывыʼʼ.

Таким прорывом может стать выработка и реализация программы ʼʼНефть, продукты ее переработки, готовые товары текстильной и легкой промышленностиʼʼ. Эта идея положена в основу модернизации отрасли путем организации новой формы межотраслевого взаимодействия на базе создания текстильных промышленных кластеров.

В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации первый пилотный проект текстильного кластера запущен в 2008 ᴦ. в Ивановской области как комплекс взаимодействия текстильной промышленности и смежных отраслей, включая нефтегазовый комплекс, машиностроение, швейные производства, торговлю, финансово-кредитную систему.

В состав кластера должны войти: стержневая отрасль - ϶ᴛᴏ предприятия текстильной промышленности; вспомогательная отрасль – предприятия, производящие текстильное сырье, химические материалы и красители, текстильное оборудование и запасные части к нему, учебные организации; обслуживающая отрасль – предприятия торговли, складские комплексы и таможенные терминалы, финансово-кредитные организации. При этом в настоящее время отсутствует концепция текстильно-промышленного кластера, и это сдерживает процессы его развития. Остается неясным механизм формирования кластера: кто должен организовать кластер - администрация региона или он самоорганизуется как объективное экономическое явление, присущее рынку. Каждый участник кластера является хозяйствующим субъектом со своими экономическими интересами и коммерческими выгодами. Для того чтобы он стал участником межотраслевого взаимодействия, ему должны быть понятны механизмы извлечения коммерческой выгоды, и если она не будет доступна каждому участнику кластера, то рассчитывать на их добровольное участие в данном процессе не придется. Должны быть понятны выгоды каждого. Важно эти интересы учесть и объединить.

Интеграция предприятий и отраслей в кластер должна осуществляться в соответствии с региональной промышленной политикой, направленной не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие межотраслевого взаимодействия и кооперации, благодаря чему в Ивановской области будет сформирован локальный экономический комплекс с сильными чертами устойчивости, способный вывести текстильную отрасль из стагнации, сформировать условия для экономического роста и инициирования положительной экономической динамики региона.

Объективными условиями формирования регионального текстильного кластера стали практические действия текстильных предприятий Ивановской области, направленные на самосохранение, сохранение отрасли и защиту ее интересов путем объединœения в вертикально интегрированные финансово-промышленные группы и холдинги, основанные на слиянии капитала.

В результате образованы крупные региональные интегрированные структуры, функционирующие на текстильном рынке страны, такие как ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼФПК ʼʼРосконтрактʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ХБК ʼʼШуйские ситцыʼʼ, ЗАО ʼʼКомпания ʼʼМегаʼʼ, Ассоциация предприятий ʼʼТДЛʼʼ, ЗАО ТК ʼʼРусский Домʼʼ, ООО ʼʼПромышленная группа ʼʼРоскоʼʼ, ООО ʼʼЯковлевская мануфактураʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼАльянс ʼʼРусский текстильʼʼ, Ассоциация предприятий ʼʼВосток-Сервисʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ЦК ФПГ ʼʼТекстильный холдинг ʼʼЯковлевскийʼʼ, объединяющие около сорока текстильных предприятий области.

Это позволило на новом уровне сформировать региональное рыночное равновесие, обеспеченное не только с учетом требований рынка, но крайне важно й сопряженностью между производствами текстильного кластера.

Для обеспечения сопряженности требуется техническое перевооружение ведущих предприятий текстильной промышленности и строительство дополнительных мощностей в прядении и ткачестве, швейном и трикотажном производствах, входящих в текстильный кластер региона, при координационной и финансовой поддержке Правительства Ивановской области.

Такие решения приняты и в 2005–2007 гᴦ. ведущими текстильными предприятиями области за счёт собственных средств реализованы следующие объёмы инвестиций в основной капитал: ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼСамтексʼʼ – 3,5 млн. евро; ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼРодники-Текстильʼʼ – 1500 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ХБК ʼʼШуйские ситцыʼʼ – 1150 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼАльянс ʼʼРусский текстильʼʼ – 720 млн. руб.; ООО ʼʼПромышленная группа ʼʼРоскоʼʼ – 350 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ЦК ФПГ ʼʼТекстильный холдинг ʼʼЯковлевскийʼʼ – 300 млн. руб. При этом темп роста инвестиций в основной капитал в 2006 ᴦ. в Ивановской области был выше, чем в среднем по Российской Федерации и составил 108,6 % против 105,6 %.

Эти меры позволили ускорить модернизацию отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Модернизация отраслевого планирования и координации требует объединœения усилий, но это не может рассматриваться как возврат к прошлому, поскольку должно решаться на иных подходах. За хозяйствующим субъектом должны оставаться полная свобода и самостоятельность в принимаемых решениях. Необходимо вернуться к отраслевому планированию и координации, но на иных, нежели ранее, подходах, учитывающих интересы частного бизнеса и региональные выгоды от консолидации усилий, более эффективного распределœения и использования ресурсов. ʼʼФорпостамиʼʼ корпоративной солидарности, защиты интересов отрасли могут и должны стать вертикально интегрированные центры, финансово-промышленные группы, что повысит конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.

К интегрированным структурам типа ФПГ в текстильной промышленности можно отнести концерн ʼʼРостекстильʼʼ. Сегодня это крупнейшее в России объединœение производителœей текстильной продукции, включающее около 350 предприятий, расположенных по всœей территории России, которые выпускают до 80 % продукции отрасли.

Концерн ʼʼРостекстильʼʼ, созданный на базе бывшего Министерства текстильной промышленности СССР, представляет разновидность горизонтально интегрированной структуры с тенденцией к построению вертикально интегриро­ванных промышленных цепочек.

Основной целью акционерного общества ʼʼРостекстильʼʼ является предоставление предприятиям текстильной промышленности представительских, консультативных и информационных услуг, производство и сбыт текстильных товаров. Свои функции концерн видит в организации торговли, проведении маркетинга, организации ярмарок, участии в федеральных и региональных программах поддержки текстильной отрасли, создании производственных цепочек, а в основном – в представлении интересов текстильной отрасли в государственных органах.

Благодаря ранее наработанным связям, руководству концерна достаточно хорошо удается справляться с представительскими функциями. По мнению независимых экспертов, ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼРостекстильʼʼ является одной из немногих организаций, которые могут оказывать влияние на состояние дел в текстильной промышленности. В то же время ʼʼРостекстильʼʼ не ставит целью помощь членам концерна на уровне предприятий.

Оценить рыночную эффективность концерна достаточно сложно в связи с тяжелым положением отрасли вообще. Однозначно утверждать, что объединœение текстильных предприятий в концерн сыграло положительную роль и усилило их положение на рынке, нельзя. При этом с учетом пассивности большей части отечественных текстильных производителœей, маркетинговые мероприятия, проводимые центральной компанией концерна, помощь в организации продаж, поставок сырья и развития межрегиональных связей оказывают позитивное влияние на положение предприятий и самой отрасли.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, модернизацию системы планирования и координации следует рассматривать как фактор стабилизации отрасли и инициирования ее положительной экономической динамики.

Перспективы развития легкой промышленности России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Перспективы развития легкой промышленности России" 2017, 2018.

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

3.2 Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации

Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:

1. Улучшение нормативно-правовой системы со стороны государства, с целью повышения инновационной деятельности предприятия;

2. Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;

3. Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне;

4. Развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности.

Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.

Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.

Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.

Динамика развития и размещение предприятий легкой промышленности в Тюменской области

Несмотря на то, что выручка продукции предприятий легкой промышленности Тюменской области в денежном выражении росла, однако это не является показателем того, что роль ее в экономике Тюменской области увеличилась. В то время...

Легкая промышленность

Легкая промышленность

Западные санкции несильно повлияли на ситуацию в отрасли. Российский рынок легкой промышленности очень емкий. Если нашим западным партнерам он кажется неперспективным, то свои предложения могут сделать наши восточные друзья...

Легкая промышленность

Сегодня конъюнктура по производству различных видов товаров легкой промышленности меняется в нашу пользу. Во-первых, производство в Юго-Восточной Азии перестает быть дешевым, во-вторых, все дороже становится логистическая составляющая...

Лизинг как система материального обеспечения организации

Для российского лизингового бизнеса современный этап - чрезвычайно продуктивен. Невзирая на затруднения с финансированием у ряда компаний во второй половине 2007 г....

Миграция рабочей силы на примере России

Особенности регионального развития кредитной кооперации в России

В связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК» с различных трибун заявляют, что в России необходимо создать многоуровневую кредитную кооперативную систему...

Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

Легкая промышленность по сравнению с другими отраслями производства имеет менее выраженную территориальную структуру, так как практически в каждом районе есть какие-то предприятия. Тем не менее, можно выделить специализированные районы...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

В 1999 и 2000 годах предприятия легкой промышленности использовали создавшиеся возможности для расширения импортозамещения, увеличив темпы прироста объемов производства продукции до 20% ежегодно...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

После кризиса 1998 года, темп роста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9%, в 2001 году - 12,7%, в 2003 году он снизился до 3%, а в 2004 году темп роста имел уже отрицательное значение - 95,6 процентов...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности...

1. Современная банковская система: принципы построения, структура, механизм функционирования, конкуренция и государственное регулирование Чтобы сформулировать определение понятия «банковская система» и одновременно понять...

Современные банковские системы

Создание развитой банковской системы ключевое условие радикальных экономических преобразований в любой стране. Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации...

Технико-экономический уровень производства предприятия

В последнее время весьма актуальными являются проблемы, связанные с присоединением России к ВТО и конкурентоспособностью предприятий текстильной и лёгкой промышленности. В условиях развития российской экономики...

Отрасль легкой промышленности - одна из наиболее глобализированных в мире. В то же время производство тканей и одежды является важным источником дохода и занятости для многих стран, в частности, для многих развивающихся стран. Согласно статистическим данным, на долю легкой промышленности приходится 5,7% стоимости мирового промышленного производства и более 14% занятых на производстве.

Доля Европы в мировом производстве текстиля составляет 29% - ровно столько же, сколько и суммарное производство обеих Америк,

однако меньше, чем доля Азии - 39%. Что касается одежды, Европа и Америка с долей в 26% каждая намного отстают от Азии, где этот показатель составляет 45%.

В то же время Европа является крупнейшим мировым импортером текстиля - 40% мирового импорта и готовой одежды - более 45%. Почти 90% продукции отрасли легкой промышленности, потребляемой США, импортируется. Почти половина этого бизнеса в 76 млрд долл, в год принадлежит Азии. Относительно экспорта продукции легкой промышленности Европа занимает второе место после Китая, если не учитывать экспорт внутри Европы. Лидерство Китая более выражено в отношении экспорта готовой одежды с долей в 23,7% мирового экспорта, в то время как на Европу приходится только 8,8%. Что касается текстиля, Европа выглядит такой же сильной, как и Китай с долей в мировом экспорте 15,2%.

Современная история квот на продукцию легкой промышленности уходит корнями ко Второй мировой войне, когда производители отрасли во всем развитом мире потребовали защиты от дешевого импорта. Квоты, предоставляемые крупными нациями-потребителями во главе с Америкой, были чем-то вроде разрешения на производство продукции отрасли, которую бы они импортировали. Со временем система квот привела к формированию мировой отрасли легкой промышленности. Следует отметить, что не всегда у производителей с низкими издержками, таких как Индия и Китай, было преимущество. Новые текстильные компании возникали по всей Юго-Восточной Азии.

Борьба приняла вид военной кампании с налаженной системой поставок, армией работников и наступательными маневрами с использованием квот.

Несмотря на режим квотирования, около 70% импорта продукции легкой промышленности в ЕС (в стоимостном отношении) ввозится без каких-либо количественных ограничений. Так, режим квотирования в ЕС не распространяется в отношении импорта США, Канады, стран Центральной и Восточной Европы, средиземноморских стран и многих малоразвитых стран. В этом году были отменены ограничительные квоты на экспорт в страны ЕС и украинских текстильных товаров, что стало возможным благодаря поэтапному внедрению соглашения о взаимовыгодной торговле текстильными изделиями между Украиной и ЕС в период 2001-2004 гг. Остальные же страны вынуждены платить следующие тарифы в ЕС: 0% - на сырье, 4% - на пряжу, 8% - на ткань и составные части и 12% - на готовую одежду. На этом фоне торговый режим США относительно продукции легкой промышленности является более жестким. США устанавливают квоты относительно большего количества стран, имеют преференциальный режим торговли с ограниченным количеством стран и применяют куда более высокие тарифы на импорт. Учитывая опыт торговой политики США относительно защиты внутреннего рынка, следует ожидать, что без введения новых протекционистских барьеров Вашингтон от квот так просто не откажется.

В то же время развивающиеся страны также устанавливают целый ряд ограничений, основной целью которых является не допустить импорт с других развивающихся рынков. Однако в большинстве таких стран существуют, иногда даже довольно значительные, сегменты рынка с высокими доходами. Эти «ниши» могут быть довольно привлекательными для элитной и, соответственно, более дорогой продукции развитых стран, особенно в странах с большим населением.

Фактически режим квотирования служил не только защитной мерой, но и обеспечивал «гарантированную» долю на основных потребительских рынках мира для многих развивающихся стран. Полная либерализация рынка устранит положительный эффект от импортных ограничений, существующий на данный момент, и многие поставщики рискуют потерять свою долю рынка в пользу текстильных гигантов Азии.

Однако и в самом азиатском регионе ожидаются крупные перемены. Центром этой революции станет Гонконг. Город является вторым крупнейшим в мире экспортером продукции легкой промышленности после Китая. Большая часть экспорта продукции легкой промышленности, оцениваемого в 24,2 млрд долл, является реэкспортом из Китая, направляющимся в США. Таким образом, Гонконг, являясь основным посредническим городом, мостом между западными покупателями и китайскими производителями, вскоре может оказаться не у дел. Вероятность такого развития событий увеличивается в свете предстоящего вступления Китая в ВТО.

При рассмотрении перспектив отрасли легкой промышленности Европы особое внимание привлекает рынок ЕС. В период с 1988 по 2000 гг. дефицит торгового баланса ЕС по позиции легкой промышленности увеличился с 6,5 млрд до 27 млрд евро, причиной чему стало увеличение торговли со странами Центральной и Восточной Европы (в основном с Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Болгарией, Румынией, Словенией, Эстонией, Литвой и Латвией) и странами региона Магриб (Тунис, Алжир, Марокко). В основном этому способствовало использование такого преимущества этих стран, как низкий уровень оплаты труда при высоком качестве продукции. Так, согласно данным Werner International, стоимость рабочей силы на предприятиях легкой промышленности Эстонии составляет в среднем 1,64 евро в час, 1,73 евро в час - в Словакии, 2,11 евро в час - в Чехии и 2,99 евро в час - в Литве. Однако со временем, по мере развития этих стран, это преимущество уменьшится, в то время как повышение конкуренции на мировых рынках вследствие аннулирования количественных ограничений оставляет мало надежд на то, что продукция «новых» европейских стран окажется более конкурентоспособной по сравнению с продукцией стран Азии.

В экономиках многих европейских стран значение легкой промышленности намного больше, чем в среднем по ЕС (так, в легкой промышленности Литвы работает около 24% всех занятых на производстве). В 2000 г. на продукцию легкой отрасли приходилось 11% всего экспорта Эстонии, причем 80% экспортных поставок приходилось на рынок ЕС. В 2000 г. экспорт продукции легкой промышленности Эстонии превысил 6 млрд эстонских крон, увеличившись за период 1995-2000 гг. более чем в два раза. Более скромно, однако не менее значимо для национальной экономики, выглядит легкая промышленность Украины. Благодаря подписанию двустороннего соглашения с ЕС за три месяца этого года объем экспорта украинского текстиля в ЕС увеличился на 26%, а к концу года это увеличение достигнет 100 млн долл. Расширение торговли с ЕС способствовало тому, что уже в 2000 г. объемы производства в отрасли Украины увеличились на 39%.

Парадокс, но кризис в августе 1998 г. в России способствовал развитию национальной отрасли легкой промышленности. Тогда цены на импорт резко выросли, вследствие чего в течение 1999-2000 гг. наблюдался рост внутреннего спроса на российскую продукцию. В январе-июле 2001 г. российские предприятия легкой промышленности произвели 1394 млн м 2 ткани. Прирост составил 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако процесс импортозамещения постепенно сходит на нет, и уже в следующем году этот фактор уже не влияет на объемы производства в легкой промышленности, а планируемое правительством введение НДС на хлопок, ввозимый ныне беспошлинно, приводит к резкому удорожанию российской продукции.

В случае либерализации рынка ЕС теряет важный инструмент развития торговых отношений со своими соседями. Поэтому в настоящий момент это должно послужить стимулом сотрудничества европейских инвесторов со странами Центральной Европы. Следует подчеркнуть приоритет качества этого сотрудничества, т.е. не принимать на себя роль субподрядчиков ведущих европейских групп-производителей одежды, а напрямую выходить на рынок ЕС, а также перспективный рынок стран Восточной Европы.

Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации

Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:

1. Улучшение нормативно-правовой системы со стороны государства, с целью повышения инновационной деятельности предприятия;

2. Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;

3. Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне;

4. Развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности.

Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.

Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.

Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.

Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации

Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.

Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:

I. Создание надежной базы отечественного натурального сырья за счет увеличения валовых сборов льна, а так же высвобождение льна из производства продукции технического назначения;

II. Замена на предприятиях хлопчатобумажной промышленности части закупаемого хлопкового волокна на льняное за счет освоения новых технологий;

III. Развитие экспортного потенциала за счет поставок льна, а так же высококачественных льняных тканей и готовых изделий.

Так же, для перспективного развития отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства и развитие научно-технической отрасли. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие техники и технологии в направлении существующего технологического оборудования, позволяющего более полно использовать отечественное натуральное и химическое сырье с целью расширения ассортимента, повышения качества, конкурентоспособности продукции.

Для перспективного развития легкой промышленности необходимо увеличение инвестиционной привлекательности производства. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, предпринимателю должно быть выгодно вкладывать финансовые средства в предприятия легкой промышленности. С одной стороны, в легкой промышленности оборачиваемость средств происходит 2-4 раза, что само по себе уже выгодно. Но кроме этого необходимо изменение финансово-правовой политики государства в отношении легкой промышленности. Со стороны государства первоочередными мерами, направленными на создание условий для развития отрасли станут:

1. снижение ввозных таможенных пошлин на высокоэффективное технологическое оборудование для легкой промышленности, не производимое в Российской Федерации;

2. оптимизация таможенных пошлин на сырье и материалы, используемые предприятиями легкой промышленности;

3. включение в действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы важнейших работ, направленных на внедрение новых технологий в легкой промышленности

4. пресечение незаконного ввоза товаров легкой промышленности на территорию Российской Федерации и совершенствование механизма получения и использования гуманитарной помощи;

5. пресечение незаконного производства продукции легкой промышленности

6. активизация работы по осуществлению мероприятий, способствующих улучшению сырьевой обеспеченности легкой промышленности"".

Так же государственная деятельность направлена на поддержку экспорта продукции о чем свидетельствует Концепция развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, одобренная Распоряжением Правительства Российской федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р.