Из сирии на базу вернулся авианосец "адмирал кузнецов". Поход российских кораблей к Сирии - демонстрация силы или нечто большее? Маршрут крейсера адмирал кузнецов

Маршрут "Адмиралу Кузнецову" проложил Путин

Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов", следующая в Средиземноморье, в пятницу вошла в пролив Ла-Манш на пути в Атлантику, сообщает "Би-би-си". На опубликованной видеосъемке, сделанной в целях безопасности с дальнего расстояния, на палубе авианосца видны два истребителя, стоящих наготове к вылету.

Особая пикантность ситуации заключается в том, что авианосная группа ВМФ РФ следует к берегам Сирии именно через пролив Ла-Манш. Маршрут явно не боевой, поскольку в условиях войны такие крупные корабли в здешних узкостях были бы моментально уничтожены. Тем более, что есть другой маршрут – в обход британских островов с севера – мимо Исландии, которым обычно и пользуются российские корабли. Именно там можно было спокойно выйти на просторы Атлантики, не привлекая особенного внимания.

И, следовательно, именно в целях привлечения максимального внимания и был выбран такой показательный маршрут. Решение, несомненно, не столько навигационное, сколько политическое. Причем, наверняка принятое на самом высоком уровне. Поэтому аплодисменты лично Владимиру Путину в данном случае будут явно не лишними.

Тот артистизм, с которым он выжимает максимум возможного из любой ситуации, обращая её к максимальной выгоде России, не может не вызывать оправданного восхищения. Отдельное спасибо телекомпании "Би-би-си", которая расстаралась на славу и с помощью вертолетов показала всему миру мощь российского флота.

Таким образом, Западу предоставлена возможность максимально наглядным образом убедиться в том, что Россия – далеко не то картонное пугало, в качестве которого её кое-то по старинке продолжает изображать. А вполне реальная мощная военная сила с которой, хочешь не хочешь, придется считаться. Да, у России пока только один корабль такого класса. Но и это немало. Особенно с учетом того, что в настоящее время в боевом строю флота той же "владычицы морей" Великобритании нет ни одного авианосца, у Франции один престарелый "Шарль де Голль", а у остальной Европы нет даже этого. Есть еще, конечно, США с их авианосной армадой. Но этой стране сегодня впору думать не столько о противостоянии с Россией на море, сколько о том, чтобы совместно с ней и ко взаимной выгоде решать мировые проблемы. Пока еще, как говорят в Одессе, трамваи ходят…

А что касается того, что дымит "Кузя" наш - так то "дым отечества",.

И особо изгаляющиеся над тем дымом "небратья" ("УЖАСЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ" РАБОТАЕТ НА АВТОПОКРЫШКАХ!") весьма напрасно изгаляются.

У нас им даже ежики отвечают:

"Просто не знаю, как теперь жить. Всё так хреново.

Авианосец работает на покрышках. Как в глаза смотреть-то людям теперь? Пойду полежу в кустах один. Нет! Брошу всё и уеду на Украину. Только говорят, вид на жительство на Украине дают с условием тем, кто захватит с собой пару кило краски - дабы "Украину" хоть малёхо покрасить.

Да и Запад может пожалеть о шутках над "Адмиралом Кузнецовым"

Российская корабельная авианосная группа Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" продолжает двигаться в сторону Средиземного моря. В комментариях под видео морского шествия, стремительно распространяющемся в сети, иностранные пользователи потешаются над сильными клубами дыма, который испускает в воздух крейсер. Федеральное агентство новостей поговорило с экспертом о том, почему такая реакция является обывательской и почему такое "дымное" поведение "Кузнецова" - норма.

На видео видно, как силовая установка "Кузнецова" усиленно выпускает в небо дым. В сети сразу нашлись острословы, которые пошутили про экологический ущерб и про то, что авианосец загорелся.

"В штаб-квартире НАТО дикий хохот. Чтобы найти и уничтожить российский авианосец, пилотам альянса даже не понадобятся радары, так как дым видно за 50 километров. Легкая добыча", - вот примерный тон и уровень комментариев "экспертов". Которые словно бы пытаются скрыть за нападками на дымовые завесы свой испуг, внушаемый "Адмиралом Кузнецовым". Он, как и большинство советских военных кораблей, выглядит агрессивно, внушительно и в разы опаснее американских.

Начнем с того, что это тяжело вооруженный крейсер. Он несет на себе 12 противокорабельных ракет "Гранит" с дальностью в 600 километров, 256 ракет "Кортик", 192 ракеты "Кинжал", 48 тысяч снарядов для шестиствольных пушек и несколько десятков самолетов и вертолетов как приятный бонус. У крейсера четыре паротурбины, восемь котлов величиной с два этажа и еще целая куча дизельных генераторов. Было бы странно, если бы при всем при этом такая махина не выпускала дым в солидных объемах.

"Это дизельный пароход, коптит и коптит. Что такого? Для военной техники это - обычная вещь, никто и никогда не задумывался здесь над нормами экологии. У них совсем другая задача. Ну, и пароход создан в начале 90-х, понятно, что на такие вещи никто не обращал внимания. К тому же в 90-е годы у нас закончились деньги на кораблестроительную программу. В корабельной группе рядом идет "Петр Великий", из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Понятно, что если мы вообще можем вести речь об аналогах "Адмирала Кузнецова" в США, то американские крейсеры атомные, они не коптят", - комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственное судно подобного класса в составе российского Военно-Морского флота.

Понятно, что пока у России нет другого "Кузнецова", да еще и поновее. Но в будущем все поправимо. Сейчас нашему флоту, как минимум, нужен опыт эксплуатации авианосца и особенно - палубной авиации.

"Вспомните, что за авианесущим крейсером "Кузнецов" следовал бы атомный крейсер "Ульяновск", который тоже бы не коптил, но из-за тяжелой экономической ситуации он был разобран на стапеле в начале 90-х. Но вот следующий авианосец "Шторм", который планируют закладывать после 2020 года, тоже будет атомным и коптить не будет. Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению. Там модернизированные Су-33, что могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция", - добавляет эксперт ФАН.

Сейчас крейсер "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии, чтобы помочь в проведении антитеррористической операции.

Так что Западу неплохо было бы вспомнить "Хорошо смеется тот, кто смеется последним"...

Юрий Селиванов,

Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

Фото: Global Look

В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

Фото: Wikimedia

Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

Фото: Wikimedia

Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.


В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




Добавить коментарий
Последние публикации

Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

Авианосная ударная группа Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» (флагман корабельной группы), авианосца «Адмирал Кузнецов» достигла берегов Норвегии. Уже 9 февраля корабли вернутся в главную базу флота - Североморск, завершив многомесячный дальний поход к берегам Сирии. Дома, на берегу, экипажи уже ждет «жареный поросенок» - символ успешного выполнения боевого задания.
Поход российской эскадры наделал не меньше шума, чем сама антитеррористическая операция российских Воздушно-космических сил в регионе. Общий эффект от присутствия в регионе превысил все ожидания. Весь маршрут следования за кораблями неустанно следили представители НАТО. Ведь впервые со времен СССР Москва собрала полноценную авианосную группировку, способную наносить массированные авиационные и ракетные удары по морским и береговым целям. Корабельная авианосная группа Северного флота выдвинулась к берегам Сирии 15 октября.

Проход авианосца, тяжелого атомного ракетного крейсера, а также кораблей сопровождения «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и вспомогательных судов, а также нескольких подводных лодок с Севера на Юг вдоль побережья Европы и далее в Средиземном море вызвал пристальное внимание ВМС региона. На обратном маршруте глава минобороны Великобритании Майкл Фэллон почему-то назвал возвращающийся из Сирии российский авианосец «кораблем позора». Что именно хотел сказать министр этой фразой не совсем понятно, ведь все четыре месяца боевой службы за российской авианосной группой не только следовали, но и активно мешали ее работе десятки кораблей и самолетов НАТО и США.

Почему? Ответ прозаичен - боятся. Именно поэтому нам отказали в возможности пополнять материально-технические запасы в Испании и на Мальте. Хотя об этом было договорено, наверное, за несколько месяцев до выхода группы в поход.Опять же почему? Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что главная причина том, что ВМФ России в ходе операции в Сирии показал то, что ранее считалось ему недоступным. Например, массированный удар крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Каспийского моря по целям террористов ИГИЛ находящихся в 2,5 тыс. километрах от места запуска ракет. А перед самым выходом российских кораблей к берегам Сирии Северный флот показательно провел учения, в ходе которых атомная подводная лодка проекта 949 «Антей» вооруженная сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранитами» или, как их называют на Западе, Shipwreck («Кораблекрушение»), так же показательно уничтожила несколько наземных целей на архипелаге Новая Земля.

У нас эти ракеты называют «убийцы авианосцев», так как попадание «Гранита» гарантированно топит любой вражеский авианосец. Дальность полета ракеты более 700 км. Она несет полутонную боевую часть, которая может быть, как обычной, фугасной, так и ядерной. К слову, на крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Кузнецов» стоят 24 «Гранита», а на «Кузнецове» - 12. Еще 48 находились на двух подводных лодках, сопровождавших эскадру типа «Антей», безрезультатными поисками, которых активно занимались натовцы в средиземке, но так и не смогли отследить.
О том, что лодки там есть, буквально «трубили» в зарубежных специализированных блогах, сообщая о резко возросшей активности противолодочных самолетов Р-8-А Poseidon, вылетавших с базы Сигонелла на Сицилии. В военном понимании «не отследили», «не взяли на сопровождение» означает одно – как минимум три месяца в прицеле российских кораблей находились не только корабли, но и многочисленные военные базы альянса, расположенные в Италии, Турции, на Мальте и Кипре. На них к слову, хранится практически весь ядерный потенциал США в Европе.
И это всё без учета возможностей обновленного авиакрыла российского авианосца, в составе, которого теперь есть не только тяжелые истребители Су-33, но и новейшие российские МиГ-29К/КУБР. Одна из особенностей палубных истребителей в том, что перед выходом корабля все они прошли дооснащение специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, позволяющей применять обычные неуправляемые фугасные болванки с точностью управляемого оружия. Разработанная компанией «Гефест и Т» устройство - это всего несколько блоков, устанавливающихся непосредственно в бортовое оборудование боевого самолета. Исходя из положения самолета в пространстве, его координат и параметров полета, а также данных о цели, СВП рассчитывает оптимальную траекторию сброса бомбы. При этом максимальное отклонение от цели не превышает нескольких метров.
Как работает СВП, НАТОвцам прекрасно продемонстрировали фронтовые бомбардировщики Су-24М ставшие основными рабочими лошадками российских Воздушно-космических сил в Сирии. Точность, с какой наши машины поражали цели неоднократно демонстрировались Минобороны в ходе брифингов посвященным операции. Но Су-33 и МиГ-29КР/КУБ способны не только «метать» неуправляемые болванки. В зависимости от боевой задачи самолет может нести от одной до двух противокорабельных ракет Х-35 и от двух до четырех бомб семейства КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерно-телевизионными или корректируемыми по GPS/ГЛОНАСС головками самонаведения, что гарантирует ему ювелирное поражение любой морской или береговой цели.
Боевое применение палубной авиации не состоялось. Подход наших кораблей к побережью Сирии совпал с миротворческой инициативой США и Брюсселя о введении перемирия для выхода беженцев из зон боевых действий. Случайно ли? На этот вопрос ответа нет. Но можно сказать, что с приходом российского авианосца, группировка наших сил в регионе обзавелась второй авиабазой Хмейним. То есть мы могли удвоить свои усилия по уничтожению террористических группировок антиправительственных сил, что категорически не устраивало администрацию ушедшего в отставку американского президента Барака Обамы и европейских лидеров.Как бы там ни было, «Адмирал Кузнецов» достойно завершает боевую службу. По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, летчики российской морской авиации за время операции выполнили 420 боевых вылетов, 117 были совершены ночью. «Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях», - сообщил он. Для наших палубников это очень большой показатель налета. Так, что главное мы сделали – научили пилотов пользоваться техникой, а значит, можем быть уверены в том, что они смогут воспользоваться ей и в боевой обстановке.

Александр Геловани

История похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии в средствах массовой информации и социальных сетях стала триллером.

Люди, весьма далекие от военно-морского флота и военной темы вообще, с энтузиазмом, достойным лучшего применения, спорили о том, должен ли авианесущий крейсер дымить и каким дымом, сколько самолетов и вертолетов помещается на его борту и в его трюмах, нужна ли ему дозаправка, и так далее. Оставим в покое резвящихся в социальных сетях. Гораздо интереснее ответить на вопрос — что делает "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии? Почему он там? Боюсь, что простым ответом — для того, чтобы воевать, тут не обойтись.

Для начала давайте разберемся, что такое "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", именно так звучит полное название авианесущего крейсера.

Решение построить свой авианосец было принято советским руководством 3 марта 1981 года. За годы своего существования первый и единственный советский авианесущий крейсер несколько раз менял свое название. В период проектирования название крейсера звучало как "Советский Союз". Проектировался авианесущий крейсер в Ленинграде "Невским проектно-конструкторским бюро" под руководством Ю.Д. Сергеева. При закладке ему было присвоено имя столицы тогда еще советской Латвии "Рига".

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Строительство крейсера было завершено на Черноморском судостроительном заводе в Городе Николаев в декабре 1987 года. Тогда крейсер назывался "Леонид Брежнев".

Позже, во время испытаний, крейсер носил название столицы Грузии — "Тбилиси".

И наконец, при сдаче в эксплуатацию, крейсеру было присвоено имя адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, который возглавлял ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные бомбардировщики, те самые, которые нанесли вчера удары по целям в Сирии.

Министерство обороны РФ

Конечно, решение иметь свой авианосец было принято советским руководством неспроста. Вообще схватку СССР с США часто изображали как схватку Бегемота с Левиафаном, сухопутной силы с морской. СССР воспринимался как главная континентальная держава, а США — как главная морская. В этом был достаточно глубокий смысл, ведь Соединенные Штаты первые шаги в качестве мировой державы начали с "дипломатии канонерок". Именно такое название получили действия американцев во время подавления восстания боксеров в Китае, а также войны с Испанией за Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. СССР же, как правопреемник Российской империи, напротив воспринимался исключительно как континентальная, то есть сухопутная сила. Таким образом решение кремлевского руководства о постройке первого советского авианосца вполне можно расценивать как попытку сыграть на поле противника.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Сыграть, это не значит выиграть, ибо понятно, что один авианесущий крейсер никак не мог составить конкуренцию авианосцам Соединенных Штатов, которых у США было к тому времени пятнадцать. Да и основу военно-морского флота СССР в период холодной войны составляли вовсе не надводные корабли, а атомные подводные лодки, с ядерным оружием на борту. Однако политическое значение данного решения понятно. Кроме этого, у СССР должен был появиться инструмент для своей "дипломатии канонерок", в случае необходимости, конечно.

"Адмирал Кузнецов" был сдан в эксплуатацию за несколько месяцев до конца Советского Союза и использовать его по назначению случай не представился. И вот сегодня российский авианесущий крейсер появился в восточном Средиземноморье.

Многие военные эксперты весьма скептически отнеслись к данному броску российской авианосной группы — в конце концов какой смысл, когда на территории той же Сирии у Российской Федерации есть наземная военно-воздушная база, где можно разместить сколько угодно самолетов. А между тем смысл есть, только он не военный, а военно-политический.

Для начала вернемся к природе войны в Сирии. С одной стороны, конечно, это религиозная война нашего времени в рамках исламской цивилизации. Кроме того, эта война — конец колониальной системы Сайкса-Пико, разделившей в далеких двадцатых годах Ближний Восток на подмандатные территории Великобритании и Франции. Однако войну в Сирии с полным основанием можно назвать и войной за "советское наследство". Причем, это первая война за это самое наследство, в которую решила вмешаться Российская Федерация как правопреемник Советского Союза.

Действительно, практически все страны, бывшие в советской зоне влияния, а среди них были и страны Восточной Европы, и Афганистан, и Ирак, и Ливия, были мягко говоря переформатированы без непосредственного участия Москвы. Сирия оказалась первой страной, которую Кремль решил защищать до конца практически всеми имеющимися у него средствами, в том числе и военными. Учитывая это обстоятельство, становится понятным такой военно-политический шаг, как появление российского авианесущего крейсера в водах восточного Средиземноморья. По сути — это ещё одно подтверждение того факта, что для Кремля Сирия является той самой красной линией, за которую он не отойдет.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Эскадра в восточном Средиземноморье, состоящая из двух сильнейших надводных кораблей российского флота — тяжелого ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", с кораблями сопровождениями (большими противолодочными кораблями "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" и тремя подводными лодками), это не просто военная акция, это заявка на статус страны, которая может строить свой конструкт в международной политике.

Так что авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сегодня у берегов Сирии, что не так уж нелогично, как кажется некоторым военным экспертам. На пушках Людовика XIV была надпись "Последний довод королей". В Сирии, а значит и в сегодняшней мировой политике эти доводы давно говорят, причем говорят достаточно громко.