Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления. Гендерные различия в управлении Гендерные аспекты в управлении организацией и персоналом

Гендерные особенности управления является весьма актуальным вопросом в современном мире. Данным вопросам занимаются многие исследователи в разных областях науки. Изучение данной проблемы породили множество противоположных взглядов, концепций и исследований в этой области. Исходя самом из этого, следует определить влиет ли гендер на стили руководства мужчины и женщины

Скачать:


Предварительный просмотр:

когда Определения влияния руководителей гендерных особенностей какому управления на стили которой руководства в образовательной личностная системе.

Шпыркова А.В.

Гендерные особенности основе управления является полученные весьма актуальным умение вопросом в современном среди мире. Данным направленность вопросам занимаются учредитель многие исследователи существует в разных областях между науки. Изучение данной учителей проблемы породили планируемое множество противоположных каждом взглядов, концепций основной и исследований в этой контроль области. Исходя самом из этого, следует определить ситуации имеет ли оно оснащенных специфику, для уяснения этого проблем женского опираясь и мужского лидерства. оптовая Для оптимальная этого нужно концепций сравнить лидерское следующие поведения обоих контроля полов и определить видно влияет ли гендерный фактор на чаще формирование стилей заместитель руководства и эффективность личностных управления. Анализ отечественной кодам и зарубежной литературы по данной выделенные проблеме показал, основные что имеется таблица два основных, результаты противоположных подхода выше к роли мужчин и женщин в контроль систему управления. Первый основании подход, который сотрудников разрабатывается в русле феминистически направленных план тенденций, рассматривает страхани женщину как муниципальным субъект борьбы занимается за карьерное равноправие, этого выделяет ряд управления гендерно обусловленных одного барьеров на пути данным восхождения женщины необходимости по карьерной лестнице. Второй управления подход считает, дисциплина что базовые целью различия между учетом женскими и мужскими ориентированы ролями в социуме женщин оправдывают различный пытаются подход к построению труженики карьеры и управленческой грамматических деятельности у мужчин процентное и женщин. Данная распоряжается позиция считает, оказание что построение плановой карьеры и осуществление излишней управленческой деятельности выстроить изначально различно, управления так как второй у женщин профессиональная ассоциируют деятельность сочетается учреждением с активным выполнением гендерны ролей матери, другие жены, домохозяйки, школы а это служит теория источником «ролевого пресекать напряжения», стресса.

Исходя умение из этого, цель мужским исследования стало изучение проблемы взаимосвязи стиля заключению руководства и эффективности анализа управленческой деятельности совокупность от гендерных особенностях косых личности.

В соответствии чтобы с поставленной целью была последние выдвинута гипотеза влияют, основании ли особенности гендерного имущество управления на результативность контроль работы персонала если или эффективность лидерства управления зависят группа от совокупности индивидуальных качеств данных личности.

Для решения уровне данной цели особенно и проверки гипотезы уделить были поставлены называют следующие задачи:

Выявление исследование влияния индивидуальных службе особенностей личности качество и гендерного фактора иной на формирование стиля лидерская руководства.

Определение чтобы различий в эффективности собственником лидерства у мужчин если и женщин.

Определение более соотношения эффективности считаетесь лидерства и стилей также управления у мужчин другой и женщин.

Констатируя выше олее изложенное, можно стиля говорить о том, что сторонники конфликты феминистического направление можно считают, исходя что женщина-руководитель в усилия процессе управления обеспечивает отличается большим осуществляется стремлением к новому радикализму, прямолинейное высокой чувствительности, женщин заботой о людях, видно в основе управленческой больше деятельности женщины-руководителя лежит стиля направленность на взаимодействие высшая с подчиненными. Однако, влияния динамика гендерных особенностей поэзии для управленческих российской характеристик не столь примерами важны при оснащение реализации управленческой оположные деятельности, в то время основные как для четвертый успешного выполнения старшая управленческой деятельности земельный решающим является личностные изучению характеристики человека.

Так осуществляет же следует отметить, будет что в изучении неординарных гендерных различий сравнительно в системе управления возможности существует две обязательствам позиции. Сторонники одного первой позиции (Э. Криттенден, характеристики Р. Айслер, Дж. Роузнер) убеждены этих в существовании особого, структура присущего только усиление женщинам способа стилями принятия решений т.е. «преобразовательного» стиля плановой руководства, другие представлена же (С. Эпстайн) отрицают называют такую специфику, каждого т.е. не выделяют таких средний различий исходя проверяемым из гендерной особенностей. особенности

В является данной работе рассмотрим проблему изучению гендерных особенностей осуществления управления в образовательных одной учреждениях с точки педагогическую зрения коллектива, в связи с программ чем исследование основании стилей руководства чего и эффективности управления привести проводилось комплексом можно методик, ориентированных типом на оценку деятельности результатам руководителей коллективам.

Исходя из этого в втором исследовании были использованы совокупность следующие методики:

  1. «Методика втором определения стиля расстановка руководства трудовым быть коллективом» (Приложение 2);
  2. Психогеометрический тест (Приложение 3);
  3. Методика «Эффективность учащихся лидерства» (Приложение 4);

В исследовании эмоциональный приняло участие 54чел., из сколько них 22 учителя МБОУ лидерский г. Астрахани «Прогимназии № 1» и 22 учителя МБОУ определенный г. Астрахани «СОШ № 56». Каждому году респонденту предлагался иные набор из трех дошкольный методик, где опираясь он должен был своего оценить своего руководителя опрошенных по определенным параметрам, респондентов в соответствии с требованиями коллективам указанных методик. Другими словами, причин объектом исследования коммунальных явились руководители, телефон а не сами респонденты, соблюдением заполняющие бланки некоторой методик.

Анализирую полученные этом результаты исследования, мы небольшим пришли к следующим выводам, каких что баланс у женщины – руководителя основными преобладающим стилем среде руководства выявлен демократичный, рассмотрим а у мужчины – руководителя – авторитарный, транспорт однако в процессе женщина полученных данных анализе по «Методике определения пределах стиля руководства высшая трудовым коллективом» диаграммы 8 и 9, поддержание получилась несколько роисходит иная картина. Результаты страхани представлены в приложении

Результаты распознавать исследования показывают, лава что авторитарный женщины компонент в стилях проверку руководства мужчин коллективом и женщин встречается соответствии одинаково часто (по 3 человека) исходя будет из рис. 15.

Такие руководители отметка ориентированы на собственное типов мнение и оценки, определяет они склонны исследовании игнорировать инициативы, поощрения творческую активность позиция подчиненных. Единоличное ответственная принятие решений, ухудшения контроль над сотрудников действиями подчиненных. Руководители суде такого типа учеными всегда действуют увеличение по одной и той подобная же схеме, которая, управления по их мнению, подходит конвенции для всех речи случаев жизни, существует поэтому все некоторой новшества воспринимаются баланс ими неохотно, личностных с некоторой настороженностью. В грамматических своей управленческой остальные практике они констатирую руководствуются принципом: объектами критика одного руководителей сотрудника - стимул контроль для активной сначала работы других знания работников.

Рис.15 функциональные . Распределение программных стилей руководства нашла у учителей Прогимназии №1 контроль

Рис.16. Распределение степень стилей руководства будет у учителей школы № 56

Анализ либерального компонента мбоу в стилях руководства эмоциональное у мужчин и женщин целью показал, что организации у женщин этот земельный стиль руководства являются встречается немногим когда меньше, чем психологически у мужчин. Так, качеств среди исследуемых учителей феминистичекая Прогимназии № 1 к данному сначала стилю отнесли всех качества своего психолог руководителя 31,8% (7 из 22), учебные а учителя школы № 56 - 22,7% (5 из 22). Либеральный российской стиль руководства среди характеризуется снисходительностью способ к работникам, отсутствием осуществляется требовательности и строгой уметь дисциплины, контроля. Им свойственны руководителями либеральность, склонность федерального перекладывать ответственность литературного в принятии решений, влечет дружеские отношения согласованным с коллегами.

Результаты исследований позволившее показывают, что управления наибольший процент респондентов поскольку считают, структуры что их руководитель приобретенное использует демократический оклада стиль в работе, владение основными характеристиками рабочие которого являются позиция требовательность и контроль, своей сочетающиеся с инициативным направленных и творческим подходом практически к выполняемой работе когда и сознательным соблюдением школе дисциплины, стремление диаграмма делегировать полномочия организации и разделить ответственность, исходя демократичность в принятии инструкциями решений. Как денежными видно из данных, а поможет именно, из 22 описываемых есть своего руководителя иной учителей школы № 56 - 14 (63,6%) и 12 (54,5%) из женщины общего числа зависит учителей Прогимназии №1, это выделенных наиболее подходящий стиль группа руководства в современных собой условиях считают респонденты.

Таким хорошо образом, исходя ассоциируются из результатов исследования, кандидатов можно сделать грамматических вывод о том, общего что формирование ухудшения стиля руководства обязанности основано в большей отчетность степени не на гендерных зала особенностях стиля результата управления, а имеет другие управления корни, которыми может являются специфика данной лидерской позиции январе и совокупность личностных качеств женщины человека. Исходя изученному из этого, не важно, ледуемых кто занимает психогеометрия руководящую должность, сложных а важны лидерские бюджетные качества человека, школы что и лежит поможет в основе формирования целом и развития стиля респондентов руководства.

С целью доказательства роль полученных результатов исходя было решено подход сравнить рис. 17 и 18 основании типы учреждения личности исследуемых руководителей для помогать того, чтобы склонны определить имеет письменной ли женское лидерство может свою специфику, исходя т. е. выяснить, выражен необходимо ли какой-нибудь тип процессе личности у женщин-руководителей роисходит ярче, чем результаты у мужчин. Исследование современных типов личности основывается на психогеометрическом результата выборе, в системе енский которого выделяют 4 формы владение личности - треугольник, пытаются круг, квадрат нарушающие и зигзаг, каждому ухудшения из которых соответствует определенная личностная качества.

Рис.17. Психогеометрические формы существенным личности у женщины-руководителя позволяет

диаграмма

Рис.18. Психогеометрические формы количество личности у мужчины-руководителя

Было минут выявлено, что психогеометрические типы проверочная личности мужчины-руководителя требовать школы № 56 достаточно усилия тесно переплетаются поиском с аналогичными типами сначала у женщины- руководителя таблица Прогимназии №1. Из 22 респондентов отчетный школы № 56 – лидерский 5 чел., всей что составляет 22,7%, учителя ассоциируют муниципального с треугольником, который оклада символизирует лидерство. Самая своего характерная особенность чаще людей этого родителей типа - способность достижения концентрироваться на данной закрепленное цели. Эти сформированные люди - энергичные, безупречный неудержимые, сильные загоруйко личности, которые пунктуационных ставят ясные астрахань цели и, как требовать правило, достигают швеции их.

Из 22 исследуемых диаграмма Прогимназии № 1-6 чел., поддержание что составляет 27,2% от своих общего числа возможность исследуемых учителей Прогимназии №1, прямые также ассоциировались деятельности с треугольником.

Среди, учителей всем Прогимназии № 1 соответствии своего сформированные руководителя ассоциируют коэффициент с квадратом - 8 чел., женщина что составляет 36,3 %, учительский а школе № 56 – 9 чел., части что составляет 41 %. Квадрат - это формирования неутомимый труженик. Трудолюбие, выгоду усердие, потребность понимания доводить начатое режиме дело до конца, деление упорство, позволяющее беспечивает добиваться завершения звонкого работы, - это функций основные характеристики маленькую данной формы таблицы личности.

Среди учителей школы № 56, определяют своего руководителя контроля ассоциируют с кругом 31,8 % (7 человек) из показывает общего числа выводится исследуемых учителей, а среди учителей обретя Прогимназии №1 22,7% (5 человек). Психогеометрия рассматривает умение круг как чего символ гармонии. Тот, женщин кто уверенно гендерного выбирает его, лидерский искренне заинтересован, школьный прежде всего, нежели в хороших межличностных следует отношениях. Высшая здоровья ценность для начальными людей этого своей типа - люди, праве их благополучие, они основная скрепляют рабочий коллектив коллектив, стабилизируют разногласия группу, обладают согласованию высокой чувствительностью, может эмпатией.

Меньше всего сложившиеся в обоих школах подходом сравнивали своего руководителя, руководит с зигзагом, который страхани символизирует креативность, управления творчество. Доминирующим отношения стилем мышления уходу этого типа тивности людей чаще практичность всего является следует синтетический стиль, науки комбинирование абсолютно учреждениях разных, несходных мужские идей и создание нахождение на этой основе система чего-то нового, основными оригинального. В отличие могут от кругов, зигзаги необходимо вовсе не заинтересованы можно в консенсусе и добиваются приобретенное синтеза не путем управления уступок, а заострением учебные конфликта идей руководства и построением новой диаграмма концепции, в которой чтобы этот конфликт руководителя получает свое открылись разрешение. Используя руководитель свое природное современном остроумие, они коллективом могут быть психологически весьма язвительными, «открывая могут глаза другим» на таблицы возможность нового тического решения. У мужчины-руководителя 4,5 %, 1 из 22 исследуемых, развития а у женщины- руководителя 13,6 % - 3 из 22исследуемых.

Таким группа образом, результаты способностью исследования по психогеометрическому образования тесту выявили, что связано нет значительной ункт разницы в ассоциируемых возможности типах личности подчиненных мужчин и женщин-руководителей. Констатируя проблемам полученные данные школе можно сделать вывод обеспечить о том, что этого нет ярко оценили выраженных факторов различающих следует мужчину лидера труженики от женщины лидера, является что соответственно приводит составляет к заключению о том, ассоциируются что определяющим личных для формирования вычеты личности руководителя существующей является его целью индивидуальный тип потом личности, а не принадлежность уровень к тому или воспитание иному гендеру.

Для доказательства формирования данного предположения о том, затем что в основе гражданской формирования того итог или иного согласованным стиля руководства лежат свободу индивидуальные качества можно личности, нежели менее гендерный особенности, который целесообразно рассмотреть зала специфику соотношения рынок стиля руководства женщин с типом личности (Приложение 5 этого55 .).

В приложение 6. видно, что необходимо из 14 бюджетные респондентов МБОУ сравнению г. Астрахани «СОШ № 56» накладные выделяют с получившие преобладанием демократического количество стиля руководства основании у 2 - лидерский тип между личности (треугольник), 7 управление из опираясь них характеризуются контроля как труженики (квадрат), 5 ассоциируются выгоду с кругом и соответственно следует ориентированы на установление осуществление хороших межличностных контроль отношений, и 0 мужчина-руководитель отчета характеризуется как мало творческая личность (зигзаг). здании Среди 12 респондентов результатах МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» решение с учителя демократическим стилем осуществляет руководства у 3 - лидерский тип респондентов личности (треугольник), половую у 6 - направленность на выполнение роль самой деятельности (квадрат), оптимальная у 2 - социально-коммуникативная направленность (круг) и 1 - творческие мбоу личности (зигзаг).

Респонденты обязательствам обеих школ сложившиеся ассоциируют своих оказание директоров с авторитарным либеральный стилем руководства в одинаковом неравенства соотношении - по трое. И смотря все они непрерывный ассоциируются с треугольником (лидерство).

Рассмотрение можно соотношения либерального разного стиля руководства кадровом с типом личности этого показывает, что женского из 6 респондентов МБОУ формируется г. Астрахани «СОШ № 56», рабочий руководящих этим отношения стилем, один ассоциируются акцентируя с кругом, двое учительский с зигзагом, а троя - с условиям квадратом. Среди МБОУ финансирование г. Астрахани «Прогимназия №1» с этим этого стилем руководства приобретение по 2 - соответственно с квадрат и обратить зигзагом и 3 круг.

Таким женщин образом, сравнительный данным анализ стилей уделить руководства и типов практически личности у учителей баланс школы показывает, спецификой что типы воспитателей личности в пределах одного включать и того же стиля своих руководства распределяются создание примерно одинаково женщины у мужчин и женщин-руководителей. Соответственно типом это дает стиль возможность сделать чувствует вывод о том, развитию что в основе формируется формирования стиля выполнение руководства основополагающим получившие являются не гендерные следует особенности личности, слаженность а всё же лидерская правил позиция и совокупность личностных мужчин качеств каждого высшая отдельного руководителя.

Результаты практически исследования по методике «Эффективность привлечение лидерства» выявляют учителя определенные различия статистическая в уровнях эффективности втором лидерства у мужчин проблемам и женщин (рис. 19 и 20).

Как вопросов показывают результаты имущество исследования, у мужчин, числу по сравнению с женщинами, воспитание ярче выражены типов крайние показатели увольнения эффективности лидерства. Из 22 каждого респондентов можно МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» работу этому четверо, что российской составляет 18,1%, руководством оценили, как систему низкоэффективную, тогда концепций как среди респондентов частично МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1 » низкая подход эффективность лидерства коллективам вообще не представлена. Однако начальной этому показателю даже противоположные результаты, полученные учащихся при рассмотрении обеспечивает показателей высокой следует эффективности лидерства. Из развитие общего низкая числа респондентов МБОУ выполнения г. Астрахани «Прогимназии № 1» систему у 6, риходя что составляет 27,2%, стиля выявляются высокая уютную эффективность лидерства, предлагаем а у МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» высокоэффективными кругом по результатам данной контроля методики получается 12 человек, согласно что составляет 54,5%. Результаты, существующей полученные по методике «Эффективность международной лидерства», показывают, демокра что у женщины- руководителя больше сходя выражен средний отчетность показатель эффективности январе лидерства.

Рис. 19. Уровни ситуации эффективности лидерства детей у женщин

Рис. 20. Уровни руководить эффективности лидерства исходя у мужчин

Таким образом, общий анализ астрахани показателей эффективности лидерски лидерства у мужчины- руководителя сформированные и женщин-руководителя дает неутомимый основание предполагать, эффективность что средний отчетный показатель эффективности существует лидерства у мужчин проверочной выше, чем типы у женщин.

Сравнительный анализ занимает в пределах авторитарного выделенных стиля руководства работы показывает, что респонденты выражен которые ассоциируют день своих директоров расширять с данным стилям руководства либо являются равное школьный количество учителей нашей дисциплина выборки (3 мужчин компаний и 3 женщин), но при целью этом мужчины- руководитель встречаемых оценен как реализуя высокоэффективный лидер, выражен а женщина - руководитель - как среднеэффективный.

Однако типы при анализе способна либерального компонента настоящий в стилях руководства, образование мы наблюдаем следующую заработная картину двоя имеющуюся учителей, оценили реализации своего руководителя учителя МБОУ г. Астрахани « СОШ № 56» как психогеометрия низкоэффективных лидеров, прогимназия а троих - как среднеэффективных лидеров, когда тогда как два александра учителя МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» оценили общая своего руководителя аргументируя как среднеэффективного лидера.

С эмоциональный целью более негативного наглядного рассмотрения основная руководителей с демократическим открытой стилем руководства статус был составлен будь график (рис. 21 и 22), менее где представлены руководства показатели эффективности приобретение лидерства в рамках средний демократического стиля настоящее руководства у мужчины - руководителя и совета женщин - руководителя.

Рис. 21. Показатели роль эффективности лидерства компетенции в рамках демократического сильнее стиля руководства график у женщин

Рис. 22. Показатели администрации эффективности лидерства направленность в рамках демократического работать стиля руководства общества у мужчин

Таким образом, создание результаты исследований науки не обнаруживают значительной зависимости года стилей управления отношению от гендерных особенностей, респондентов т. е. не существует значительных и ярких выражен различий между эмоциональных стилями руководства возможность мужчин и женщин. Однако знания анализ эффективности роисходит лидерства показывает, распределение что все образование же средний показатель работе эффективности лидерства контроль в выборке оказался изменяющимся у мужчин выше, отрицают чем у женщин, финансовых а сравнение стиля управления руководства с эффективностью когда лидерства мужчин общая и женщин показывает, лидерства что мужчины минному в пределах одного руководителя и того же стиля численность руководства в среднем неутомимый более эффективны, выполнение чем женщины. Исключение деятельности составляет либеральный числа стиль руководства, управления который у мужчин склонен оценивается как основными низкоэффективный.

Исходя из этого, следует первая обучения часть гипотезы учебные относительно того, обществе что в основе существует формирования стиля оказание руководства лежат личностные менее качества руководителя, нежели другими гендерная особенности стилей миссия управления, подтвердилась; местными а вторая часть составлен относительно того, который что эффективность увольнения управления также праве более зависит замкнутый от личностных качеств коллектив руководителя, чем женщину от гендерных особенностей - не реализацией нашла подтверждения.

Констатируя можно выше сказанное, закрепляется можно утверждать преподавание о том, что результаты женщина, вступая создание на дорогу лидерства, прогимназия должна преодолеть конституции серьезные препятствия демокра и показать гораздо большую компетентность женщин и устойчивость, чем заболевшему мужчина, кроме сфере того, она письменной вынуждена находить время между проживает семьей и напряженной астрахани профессиональной деятельностью. Не многом зря говорится, обучения что для отказали женщин путь уровень к управленческой карьере телефон связан с преодолением государства многочисленных препятствий, звание а для мужчин - с многом реализацией многочисленных российской возможностей. Таким следует образом, мужчина-руководитель группа весь свой диаграммы внутренний потенциал проведении направляет на реализацию если управленческой деятельности, изменяющимся тем самым зала повышая эффективность поддержание лидерства, а женщина подобная вынуждена распределять слабое свой внутренний отраслями резерв между скрепляют управленческой деятельностью, аттестации борьбой с институциональным основной сексизмом, профессиональной загоруйко дискриминацией и семьей, математике что влечет прямолинейное за собой «комплекс который усталости» и, соответственно, гендерные в некоторых случаях таблица снижает эффективность каждой лидерства

В результате работы проведенного исследования среди были сделаны сотрудник следующие выводы:

. Формирование поручений стиля руководства номенклатурой не имеет определенной рынке взаимосвязи с гендерными этих особенностями.

. В основе выполнение выбора определенного малый стиля руководства деятельности лежит специфика которого лидерской позиции контроля и совокупность личностных функциональные качеств конкретного отношению руководителя.

. Средний круг показатель эффективности швеции лидерства у мужчин потом выше, чем договор у женщин.

. При нахождение сравнительном анализе воспитателей стилей руководства муниципальными и успешности управления начал у мужчин и женщин, руководителю мужчины в пределах изнашиваемой одного и того сами же стиля руководства одного в среднем более страхани эффективны, чем этих женщины. Исключение компетенции составляет либеральный составляют стиль руководства, рабочие который у мужчин бизнес оценивается как составляет низкоэффективный.

Исходя из этого зяйственной осуществления назначения технических людей на руководящие формирование должности следует осуществлять не среди акцентируя внимания вечным на гендерные особенности распознавать личности.


2.1 Анализ специфики гендерных аспектов менеджмента

В древности один мудрец сказал: «Мы правим миром, а женщины нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывания приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам» 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - Нижнекамск: КГТУ НХТИ. - С. 64. .

Актуальность данной проблемы вызвала развитие гендерной экономики, одного из наиболее молодых направлений экономической науки. Гендерная экономика анализирует различия в экономическом положения мужчин и женщин и причины их возникновения.

Необходимость исследования гендерных аспектов менеджмента обусловлена динамичным проникновением женщины в управление экономикой, появлением новой социальной когорты «деловых женщин». Особенно заметны эти процессы в развитых странах. Например, по данным, приведённым В. И. Кноррингом в книге «Теория, практика и искусство» в США женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписаны более 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности 22 Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство. Учебник для вузов по специальности Менеджмент и / В. И. Кнорринг. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА. 2001. - 528 с. .

В более сопоставимых с Россией странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся, около 25% зарабатывают больше мужей в семьях с двумя работающими 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - С. 65. . Доля женщин на министерских постах только за последние десятилетия удвоилась - с 3,4 до 6,8%. А в России, по данным Госкомстата за 2002 год доля женщин в бизнесе 45%. Наибольшего развития женский бизнес достиг в сфере торговли (24%), производства одежды и обуви (20%) 22 См выше. . Приведённые данные подтверждают заметный рост участия женщин в экономической жизни и позволяют прогнозировать перспективные сдвиги в этом направлении.

Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь потому, что это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечалось преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем. Женщины, представляя большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В последние годы они проникли в политическую среду, которая как никакая другая требует высокого профессионализма и ответственности. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место. Несмотря на то, что за период с 1990 по 1998 годы, по данным Госкомстата РФ, из 12 млн. потерявших работу почти 8 млн. составили женщины (причём, из них более 70% с высшим и средним профессиональным образованием), число занятых женщин растёт за счёт проникновения в новые сегменты рыночной экономики. Так, в организациях, обеспечивающих функционирование рынка, среди специалистов по рекламе, имиджмейкеров их 40-50% появились профессиональные группы женщин, обслуживающих избирательные компании и т.д. 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - С. 66.

В условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся реализовать себя всесторонне. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм. Предполагается, что в скором будущем эта доля составит 50% предприятий при одновременном увеличении их стоимости 22 Чирикова, А. Е Женщина во главе фирмы / А. Е. Чирикова // Вопросы экономики. - 2000. - №3. . Особое значение вопрос о роли и месте женщины в системе менеджмента имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин в общем числе работающих достигает 90%.

Анализ контингента обучающихся в университетах в течение нескольких лет, а также сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать реальное возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в управлении. Даже для руководителя-мужчины управление коллективом, в составе которого преобладают женщины, требует учета существенных особенностей. Проведенный анализ показывает, что в современной отечественной теории и практике менеджмента женщине отводится весьма скромная роль. Женщины рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как большая половина общества. Принцип равных нрав и возможностей обоих полов формально декларируется, не реализуется в системе менеджмента. Известно, что положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. У нас принято различать традиционно мужские и женские роли - профессии, должности, сферы деятельности. Это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта. Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу.

По результатам проведенного анализа есть основания утверждать, что в отечественной экономике сложилась гендерная ассиметрия, приведшая к скрытой дискриминации женщин в сфере управления. Она весьма заметно проявляется при гендерном анализе различных уровней управления. Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления бывает значительна и это ни у кого не вызывает удивления, то представительство женщин на высшем уровне управления крайне мало. Так, на рубеже 90-х годов женщины в составе директорского корпуса составляли всего 6 - 7%. Ныне доля женщин, достигших заметных успехов в карьере, по-прежнему невелика - различие с мужчинами составляет почти 4 раза при более высоком уровне образования. В высшем органе законодательной власти -- Государственной Думе - женщины составляют около 10% депутатов.

Весьма характерным для общественного мнения является то, что каждое новое появление женщины на уровне высшего руководства представляется чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.

Например, что в Швеции - стране с одним из самых высоких в мире показателей степени участия женщин в экономической и политической жизни - доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах. - 36 - 37% 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - С. 67. . Понятно, что высокая эффективность скандинавской модели экономики определяется совокупным влиянием множества факторов, но, тем не менее, не является ли социальная направленность экономической политики на «всеобщее благоденствие» результатом именно женского участия в управлении?

Скрытая дискриминация женского иола отчетливо прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчинённый - обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций. При этом, особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. Употребляемые при этом выражения, например, «шеф в юбке», звучат весьма иронично. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.

Исследования зарубежных специалистов также подтверждают выводы о гендерной дискриминации. По данным Э. Игли, по отношению к женщинам применяют «стеклянный потолок», который часто мешает им занимать посты руководителей проектов, выдвигаться в советы директоров и выполнять важные международные функции в компании. В 1998 г. женщины занимали только 6% директорских должностей в 500 крупнейших компаниях и получали за равносильный с мужчинам труд не более 70%. 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - С. 67.

В России в начале 90-х годов заработная плата женщин в среднем составляла 60 - 70% заработной платы мужчин, а в начале 1999 г., по данным ВЦИОМ, - только 56% 22 Там же. С. 67. . Таким образом, средний размер заработной платы у женщин существенно меньше, чем у мужчин, причем этот разрыв имеет тенденцию к увеличению. По мнению феминистски настроенных исследователей, причины кроются в патриархальных взглядах на роль женщины, укоренившихся в массовом сознании. Общество взвалило все обязанности по дому и семье на женщину. Веками в мужчине воспитывалось первостепенное восприятие женщины как хранительницы домашнего очага, воспитательницы детей и хозяйки на кухне. Характерно, что для большинства мужчин решение вопроса о ведении домашнего хозяйства женщиной не имеет альтернативы. Причем, в российской культуре в целом не сформировалось отношение к домашнему труду женщины как к форме неоплачиваемой занятости, а по сути - как к полноценной работе, а уж тем более как ко второй работе для работающей женщины. Стоит отметить, что в большинстве развитых зарубежных странах отношение к домашнем труду женщины принципиально иное. Например, в США работающие на полной ставке женщины и, кроме того, выполняющие более 80% обязанностей в домашнем хозяйстве, учитываются как работники, сочетающие две работы 11 Актуальные проблемы экономики: сб. научн. тр. студентов фак-та экономики и управления КГТУ НХТИ. - С. 67. .

Позиция женщин в этом вопросе двойственна и зависит в основном от личности, среды, образования, семейного положения, достатка и прочих факторов. Многие женщины живут главным образом для семьи и дома, а служебная деятельность для них - лишь способ поддержания семейного благосостояния. Наряду с этим значительная часть женщин стремится к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры, получению удовлетворения от профессиональной деятельности. В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности. В общем виде они представлены в табл. 2 11 Чернышев, В. Н. Человек и персонал в управлении / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. - Спб.: Энергоатомиздат, 1997. .

Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают даже не «благоприятными возможностями», а явными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Вместе с тем, существуют попытки представить деятельность женщины-руководителя в упрощенном виде как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления -- «железная леди» и «старшая сестра». Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности.

Табл. 2.Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики

Способ преодоления препятствий

Интеллект, сила

Хитрость, ловкость

Ориентированность на проблемы

перспективная

Потребность в эмоциональных стимулах

пониженная

повышенная

Основа решений

рассудочность

чувственность

характер

замкнутый

Открытый

Отношение ко внешнему миру

Реалистичное

критичное

Идеализированное

интуитивное

поведение

сдержанное

Эмоциональное

Преобладающий тип мышления

Словесно-логический

Наглядно-действительный

Объект внимания

Наблюдательность и точность

пониженные

повышенные

Ориентированность

Отношение к другим

прямолинейное

Действие словесного поощрения

расслабляющее

возбуждающее

Реакция на критику

агрессивная

спокойная

Напротив, «старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решения, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для «старшей сестры» важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу.

Безусловно, эти два типа женщины-руководителя являются весьма полярными и в практике управления, дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению в поле «женщина-менеджер». Проведенный анализ различных управленческих ситуаций позволяет выделить ряд особенностей, подтверждающих, что женский стиль управления гораздо многообразнее, богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Составленный перечень этих особенностей состоит в следующем (плюсы):

1. Мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной «полноценности».

Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей.

Анализ потерь рабочего времени и разработка рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени менеджера Красноуфимского отделения №1774 ОАО Сбербанка России

Каждый сотрудник Сбербанка является владельцем небольшого капитала -- капитала личного времени. В отличие от денежного капитала, капитал времени невозобновляем...

Гендерные особенности стиля руководства мужчин и женщин в организации

В древности один мудрец сказал: «Мы правим миром, а женщины нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывания приобретает новый смысл...

Гендерные особенности управления организацией на примере ОАО "Томское пиво" г. Томск

Использование интернет-технологий в туристском менеджменте

При использовании интернет-технологий в менеджменте туристской деятельности может возникнуть ряд отрицательных аспектов, которые необходимо учитывать и находить пути по снижению их проявлений во внутренней деятельности туристских компаний...

Организации по стандартизации делятся на несколько уровней, в зависимости от географического, политического, экономического региона мира ее участников. Принято выделять международные, региональные...

Для объяснения особенностей японской системы управления выделяются различные концепции и модели, которые предлагают объяснения с точки зрения культурного детерминизма, технологического детерминизма (модель конвергенции) и т.д...

Основные аспекты японского опыта менеджмента и возможности его применения в деятельности российских предприятий торговли и питания

Более полному раскрытию исследуемой темы, на мой взгляд, способствовало бы проведение более полной сравнительной аналогии методов управления...

Применение Интернет-технологий в менеджменте

При использовании Интернет - технологий в менеджменте может возникнуть ряд отрицательных аспектов, которые необходимо учитывать и находить пути по снижению их проявлений во внутренней деятельности компаний...

3. Оценка динамики корпоративного развития компании «Walt Disney». 1. Определение понятий слияния и поглощения, их классификации слияние корпоративный управление поглощение Тема «слияния и поглощения» компаний в настоящее время актуальна...

Роль системы консолидированного учета и отчетности в функционировании ФПГ

Связи с общественностью как функция менеджмента

Создание предприятия в сфере бытовых услуг (салона красоты) в городе Владивосток

Количество работающих в сфере парикмахерских услуг является максимальным среди всех подотраслей бытового обслуживания населения. Кроме того, парикмахерские услуги оказывают парикмахеры и косметологи - индивидуалы...

Саликов Ю.А., Шереметова О.Г.

Гендерные особенности стиля управления

К началу третьего тысячелетия сформировалось и укрепилось понимание того, что российская экономика должна стать менее иерархичной, но более гибкой и динамичной. Это обстоятельство обуславливает усиление требований к управленческой деятельности. Согласно социологическим исследованиям, менеджеру новой генерации необходимо уметь хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. В реализации нового подхода более важную роль должны играть женщины. В этой связи сегодня становится актуальным выявление гендерных особенностей в управленческой деятельности.

Различные публикации, посвященные вопросам гендерного менеджмента, свидетельствуют о том, что кардинальных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства нет, однако выявляют ситуационную специфику его проявлений - в одних ситуациях и ролях более эффективны мужчины, в других - женщины. Несмотря на большую "ситуативность" женского менеджмента по сравнению с мужским, женщина эффективно реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком "рисковых" стратегий. Многие мужчины-менеджеры, работающие под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления.

Ключевым критерием, красноречиво характеризующим специфику управленческой деятельности, является стиль управления по отношению к своим подчиненным, который во многом определяет успех и динамику развития организации и от которого непосредственно зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и т.д. Определение стиля управления имеет важное практическое значение также и для будущих менеджеров, так как это дает им возможность осознать свои реальные возможности, идентифицировать, сформировать и совершенствовать свой собственный стиль руководства не интуитивно, а обоснованно в соответствии с внешними и внутренними условиями организации.

Традиционный взгляд состоит в том, что женщины выбирают руководство, ориентированное на отношения, т.к. по природе они более эмоциональны, а мужчины демонстрируют ориентацию на задачу, поскольку чаще характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Однако российские психологи предполагают, что соответствующие качества не взаимоисключают друг друга, и приписывание преобладания той или иной ориентации в стратегии руководства только одному полу неправомерно: оно обусловливается личностными особенностями или ситуационным запросом, а совсем не половыми характеристиками.

Как показывают результаты различных исследований, посвященных вопросам гендерного менеджмента, принципиальных отличий в мужском и женском стиле руководства нет, но есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при решении простых задач, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях.

Для выявления склонностей и тенденций формирования стиля управления будущих менеджеров, была изучена группа студентов-старшекурсников обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии" в одном из государственных воронежских вузов. Методика исследования включала тестирование с помощью известных тестов А.Л. Журавлева (тест №1) и Р.Блейка - Дж. Моутон (тест №2).

При определении приверженности того или иного будущего руководителя к одному из трех наиболее известных стилей управления (авторитарному, демократическому или либеральному) с помощью теста №1 было выявлено, что подавляющее большинство из 30 опрошенных респондентов (74% являются представители женского пола, 26% - мужского) склонно к демократическому стилю (87%) и лишь в незначительной мере - к либеральному (10%) и к авторитарному (3%). При этом каких либо гендерных особенностей в явном виде не выражено. Данные результаты, представленные на рис.1, в целом подтвердили картину, которая повторяется при тестировании, осуществляемом ежегодно в процессе обучения студентов по курсу «Менеджмент» и имеет свое объяснение.

Дело в том, что, при ответах на вопросы теста (всего - 27 комплексных вопросов), респонденты, не имея, как правило, своего управленческого опыта, оценивают ситуацию гипотетически, не привязывая к личного практике, а соотнося с собственными представлениями и теоретическими знаниями. Таким образом, они как бы «проектируют» стиль своего будущего руководства и, соответственно, ориентируются на более перспективный вариант.

Рис.1. Результаты определения стиля руководства (тест №1)

Более развернутую картину представляют результаты тестирования по определению стиля руководства в соответствии с более современной концепцией Блейка-Моутон (тест №2). В отличие от классической управленческой решетки (где максимальное значение по осям равно 9 пунктам) в настоящем тесте ориентированность на формирование и поддержание благоприятного климата в коллективе (ось ординат Л) и на достижение производственных целей (ось абсцисс П) характеризовалась в соответствии с количеством вопросов максимальным значением, условно равным 20 единицам. Результаты теста представлены на рис.2.

Данный тест по сравнению с тестом №1 дает возможность для большей дифференциации объекта исследования. Анализируя результаты теста, можно заметить, что незначительно преобладает ориентация на задачу и достижение производственных целей, причем как у мужчин, так и у женщин (среднее значения равны соответственно С л =44% и С п =45%; С л =66% и С п =71%), хотя их разница не так велика. Поле распределения данных показывает в целом достаточно сбалансированных характер сочетания альтернативных направленностей на персонал и на результат. Среди опрашиваемых максимального равного результата по осям в точке 16.16 достигли 10% респондентов (все - женщины).

Рис.1. Результаты определения стиля руководства (тест №2)

Следует отметить, что показатели опроса студентов мужского пола в среднем находятся в точке 8.9, что говорит об достаточно ограниченной ориентации как на достижение высоких производственных результатов, так и на нужды и потребности работников. Среди женщин средним значением является точка 13.14, что отчасти может характеризовать их большую готовность к профессии менеджера. Таким образом, в ходе анкетирования не выявлено принципиальных различий между выбором стиля управления девушек и парней по тесту №1, а по результатам теста №2 было отмечены более высокие результаты среди женщин, что свидетельствует об отсутствии у мужчин каких-либо очевидных стартовых преимуществ в профессиональной деятельности менеджера.

Полученные результаты находятся в соответствии с известной в управленческой литературе точкой зрения, согласно которой успешные модели менеджмента осуществляют те из руководителей, которые независимо от своего пола имеют психологический репертуар типов поведения, характерных и для мужчин и для женщин. Это означает, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Таким образом, российские менеджеры XXI века, вероятнее всего, будут в меньшей степени подвержены гендерным стереотипам; что, в свою очередь, будет способствовать тенденции к постепенному выравниванию позиций мужчин и женщин в отечественном бизнесе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Гендерные аспекты в управленческой практике. Мотивация трудовой деятельности женщины и специфические черты принятия решения женщиной-руководителем.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Характеристика управленческой деятельности. Распределение мужчин и женщин по сферам занятости. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления. Анализ различий между гендерными стилями руководства.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Изучение истории возникновения теории управления. Исследование подходов к управленческой деятельности, школ управленческой мысли. Анализ роли управленческой работы в обществе. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Проблема равенства мужчин и женщин и история ее становления в обществе начиная с начала XXI в. Гендерные аспекты управления, исследование вопросов женского лидерства и его специфики. Особенности гендерного различия при управлении предприятием на сегодня.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Сущность инновационной деятельности и управления предприятием, основные виды и организация планирования, создание информационного обеспечения. Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности с использованием информационных технологий.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Понятие "гендер" в современной социологической науке. Характеристика основных стилей руководства организацией. Проблемы правового и фактического равенства женщин и мужчин. Сравнительный анализ эффективных стилей управления организацией у мужчин и женщин.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Анализ состояния вопроса оптимизации управленческой деятельности. Пути оптимизации деятельности управленческого персонала. Исследование и анализ документационного обеспечения системы управления. Требования к информации. Уровни управленческой информации.

    Введение


    Понятие «гендер» (социальный пол, от англ. gender - род) подразумевает, что личностные и деловые качества мужчин и женщин детерминированы социально.

    Проблемы равенства мужчин и женщин приобретают в начале XXI в. все большую значимость, поскольку мировое сообщество все еще вынуждено констатировать тот факт, что ни в «одном обществе женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины». Понадобилось не одно столетие, чтобы женщины добились юридического равенства с мужчинами. В настоящее время на уровне мирового сообщества разработан и принят целый ряд международных документов, посвященных разработке стратегии перехода от достигнутого сегодня почти повсеместно равенства прав женщин и мужчин к равенству их возможностей.

    В современном менеджменте соотношение количества мужчин и женщин на управленческих должностях стремительно изменяется. Все больше женщин оказывается вовлеченными в предпринимательство. Изменение структуры социальных отношений и слом патриархальных стереотипов послужили основой для восприятия женщины в роли руководителя предприятия, а не только наемного работника. Так, статистические данные (2006) говорят, что число женщин руководителей составляло 29,5%, а мужчин 70,5%. Причем исследователям удалось определить ряд отраслей, в которых женское руководство превалирует - это социальные отрасли: образование 85,1%, здравоохранение 79,3%, культура 70,6%, туризм и гостиничный бизнес 59,8%. У мужчин к таким отраслям относятся строительство 83,7%, СМИ 74%, наука 71,9%, транспорт 67,7%».

    Активная интеграция женской и мужской моделей поведения в бизнесе формирует предпосылки для изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности. Чем отличаются мужской и женский стили управления бизнесом? Как решает конфликты мужчина-руководитель и как это делает женщина? Как реагируют на неудачи бизнесмены и бизнес-леди? Чем отличается их манера ведения переговоров? А может, вообще нет никакой обусловленной полом разницы, и стиль руководства бывает либо эффективным, либо неэффективным? В каких случаях женщины действуют таким образом, а мужчины - совершенно иначе? Почему переговоры бизнес-леди с мужчиной могут зайти в тупик и как предвидеть хотя бы на один ход вперед возможные реакции и действия делового человека противоположного пола.

    Целью работы является изучение особенностей управленческой деятельности и стиля руководства в зависимости от гендерной типизации.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.


    1. Гендерные аспекты управления


    Вопрос о женском лидерстве притягивает к себе внимание многих исследователей в области психологии управления, экономики, социологии и политологии. Одним из наиболее актуальных вопросов современной психологии управления являются гендерные различия в управленческой практике. Гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

    Исследование гендерных аспектов управления обусловлено активным проникновением женщин в управление экономикой, а также появлением такой социальной категории, как «деловые женщины».

    Востребованность и интерес к данной проблематике породили множество диаметрально противоположных взглядов, концепций и исследований, в частности две основные позиции по вопросу гендерных различий в менеджменте. Одни исследователи убеждены в существовании особого, присущего только женщинам способа принятия решений в экономике и политике, стиля управления, ценностей (Э. Лейбенлюфт, Дж. Роузнер, Г. Келли). Сторонники же второй позиции не выводят таких различий исходя из гендерной типизации (С. Эпстайн, С. Таурис).

    Положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. В нашей стране принято различать традиционно мужские и женские роли - профессии, должности, сферы деятельности. Однако это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта.

    Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу. Различные публикации, посвященные вопросам гендерного менеджмента, свидетельствуют о том, что кардинальных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства нет, однако выявляют ситуационную специфику его проявлений - в одних ситуациях и ролях более эффективны мужчины, в других - женщины. Так, Мельник А.С. в своей работе «Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект» отмечает, что сегодня в России женщины составляют 48% всех занятых. Автор говорит о том, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности.

    Становление рыночных отношений в России способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриархальных стереотипов.

    В.И. Усачев в статье «Гендерные и возрастные особенности занятости населения в России» говорит об уровне занятости мужчин и женщин. Наибольший уровень занятости у мужчин в возрасте от 25 до 49 лет, где он составляет более 80% (от 84,4% в возрасте 45-49 лет до 87,9% в возрасте 30-34 года). Среди женского населения в настоящее время самый высокий уровень занятости в возрасте от 30 до 49 лет (от 79 до 84%), 2-е место по уровню занятости занимают женщины в возрасте 25 - 29 лет (76%) и 50 - 54 года (75,4%), 3-е место - в возрасте 20-24 года (48,9%) и 55-59 лет (46,8%). Уровень занятости женщин в возрасте 60 и более лет выше (11,9), чем в возрасте до 20 лет (8,1%).

    Т.П. Хохлова в статье «Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления» говорит о том, что в управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

    Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были сделаны выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности.

    Изменение отношения общества к проблеме гендерного равенства - это долгий и трудный процесс. Эффективные преобразования в российской экономике немыслимы без использования женского потенциала, в том числе для повышения эффективности и качества менеджмента. Усилия по обеспечению равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин должны быть неотделимы от социальных преобразований в целом. Вовлечение в сферу управления должно осуществляться на принципах равноправия, с учетом профессиональных качеств и способностей, а не половой принадлежности человека.

    2. Особенности гендерного различия при управлении предприятием

    гендерный управление лидерство женский

    В общественном сознании много стереотипов, один из которых, как уже было отмечено выше, мужчина лучше руководитель, чем женщина. Управление - одна из сфер, в которой подобное положение вещей просматривается наиболее зримо. Для того чтобы женщине пройти путь к власти, ей необходимо преодолеть многочисленные препятствия, а мужчинам - реализовать многочисленные возможности. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчин.

    По мнению Н.В. Ходыревой, все первые женщины-менеджеры придерживались командного стиля управления, который сегодня приносит успех мужчинам. Сейчас к принятию решений в сфере экономики пришла вторая волна женщин, пользующихся своим уникальным умением общаться и руководящих совершенно не так, как мужчины, достигая успеха, создавая и разрабатывая свой «специфически женский» стиль управления. Они добиваются успеха не вопреки тому, что некоторые человеческие черты всегда считались «женскими» и не годились для руководителя, а благодаря этому.

    Ключевым критерием, красноречиво характеризующим специфику управленческой деятельности, является стиль управления по отношению к своим подчиненным, который во многом определяет успех и динамику развития организации и от которого непосредственно зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и т.д. Мужчины-менеджеры представляют стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию сделок с подчиненными - с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает им занимаемая должность.

    В табл. 1 проиллюстрированы наиболее типичные отличия в стилях «мужского» и «женского» управления.

    К сожалению, существуют различия и в оценке деятельности лидеров-мужчин и лидеров-женщин: если женщина практикует стереотипный «маскулинный» стиль руководства, если она типичный «босс» и ориентирована на задачу, её оценивают более негативно, чем руководителя мужчину, использующего такой же стиль. Это проявляется особенно ярко, когда оценку производят мужчины.

    Характеристику феномена женского лидерства и определение влияния гендерного фактора на формирование стилей руководства и эффективность управления можно дать только при сравнительном анализе лидерского поведения обоих полов.


    Таблица 1 - Гендерные различия в стилях управления

    Менеджеры-женщиныМенеджеры - мужчиныГлавная проблема - сохранение рабочего места. Связь власти с личными качествами - обаянием, контактностью, умением общаться с людьми Работа на реализацию профессиональных знаний и умений. Проявление меньшей заинтересованности в лидерстве, независимости и самореализации. Большее доверие решениям, принятым коллегиально. Более слабая мотивация достижения. Оценка достижений с точки зрения человеческих отношений. Работе не отводится главное место в жизни (есть семья, дети, подруги). Предпочтение более короткого рабочего дня высокой оплате труда. Осуществление руководства таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы (отдела, кафедры), постановка перед собой более широких целей. Административное невмешательство в частную жизнь сотрудников. Низкая частота профессиональных стрессов. Оптимистическое отношение к факторам, ведущим к успеху. Стремление как можно лучше обслужить клиента («Наши клиенты - наш капитал»). Одинаковое отношение к мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу.Главная проблема - продвижение по службе. Связь власти с занимаемой должностью. Работа с целью по лучения максимальной материальной выгоды. Проявление большей заинтересованности в лидерстве, независимости и самореализации. Большее доверие решениям, принятым единолично. Высокий уровень мотивации достижения. Оценка достижений с точки зрения общественного признания и повышения благосостояния. Большая сосредоточенность на работе («Женат на работе».). Предпочтение более высокой оплаты труда в ущерб свободному времени (ненормированный рабочий день). Осуществление руководства с целью реализации прежде всего индивидуальных карьерных целей, постановка фрагментарных заданий («разделение» труда). Административное вмешательство в частную жизнь сотрудников. Высокая частота профессиональных стрессов. Скептическое отношение (консерватизм) к факторам, ведущим к успеху. Менее тщательное обслуживание клиентов («Главное - получить с клиента чек!»). Различное отношение к мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу.

    Существует две противоположные друг другу модели управления - «железная леди» и «старшая сестра».

    «Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она строга и требовательна к подчин?нным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных требует дисциплины, ценит в них профессионализм. «Старшая сестра», напротив, опирается на коллективизм в принятии решений, поощряет дискуссии. Она является неординарной личностью, ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для нее важны как профессиональные, так моральные и психологические качества работников. Не поощряет интриг. В системе мотивации использует вознаграждение, поощряет творческий подход к делу.

    Эти два типа женщины-руководителя являются противоположными, и в практике управления дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и особенностях подходов к управлению женщин-менеджеров.

    У женщин и мужчин часто различаются стили осуществления управления. Женщины склонны использовать демократический стиль руководства. Женщины-менеджеры ориентированы на группу, умение общаться. Мужчины-менеджеры используют авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль. Одним из проявлений дифференциации в стилях управления является различие в характере лидерства среди мужчин и женщин. Мужчины чаще используют деловую модель лидерства (стремление к власти, доминирование, формирование целей, стратегическое развитие), а женщины - социальную (направленность на общение, взаимодействие, урегулирование межличностных отношений).

    В стрессовых ситуациях мужчины и женщины руководители ведут себя по-разному: мужчины-менеджеры впадают в диктаторство, замыкаются в себе, женщины же прибегают к советам, делятся проблемами с окружающими. Мужчины и женщины переживают одни и те же эмоции, но выражают их по-разному. Женщины-руководители меньше подвержены «срывам», они продуктивнее решают спорные вопросы, они внимательнее относятся к подчиненным. Женщины-руководители эмоционально устойчивы, стремятся к самореализации, умеют устанавливать высокие деловые отношения.

    В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, а у мужчин - профессионально-деятельностный. При осуществлении одинаковой профессиональной деятельности, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В ходе планирования собственной карьеры мужчины четко ориентированы на результат, тогда как женщины в равной мере ориентированы и на процесс, и на результат.

    Итак, анализ исследований позволяет выделить ряд особенностей гендерного различия управленческой деятельности:

    в управлении женщины предпочитают использовать демократичный и либеральный стиль, в то время как мужчины - демократический и авторитарный. У женщин-руководителей преимущественно выявился коллегиальный компонент в стиле руководства, а у мужчин - директивный. В то же время для реализации принятых решений женщинам характерно четкое распределение функций исполнения, оказание помощи в случае необходимости. При организации контроля за ходом исполнения решений превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок, недопущение затягивания нежелательной ситуации. Ответственность за работу устанавливается в соответствии с четким распределением обязанностей, причем, весьма характерно возложение конечной ответственности за определенный участок работы на конкретного исполнителя. Таким образом, несмотря на мягкость стиля управления, женщина-руководитель способна к решительному осуществлению функции контроля;

    в управлении персоналом женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя-мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию знаков внимания: проявляет большую эмпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных коллизий личности. Действия женщин-руководителей чаще направлены на перестройку отношений, а действия мужчин - на перестройку правил и норм. В сложных ситуациях женщина-менеджер строит свои стратегии выхода из кризиса на высоких мотивациях сотрудников. Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, женщина не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами;

    мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной полноценности. Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей. Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. В этих случаях ярче проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей. Важно подчеркнуть, что особенности мотивации труда у женщин отражают скорее своеобразие личности, а не общие закономерности;

    женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. Она больше склонна проигрывать ситуацию, переживать возможный исход событий. При принятии решений женщина-менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику, что бывает в ряде случаев небезуспешным, поскольку женщина ведет себя как целостная личность, чуткая к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение. В то же время, вследствие повышенного уровня эмоциональности женщина обидчивее, болезненнее реагирует на критику, грубость и тем более оскорбление, что не позволяет ей всегда быть объективной и вести себя конструктивно. У более опытных руководителей - и мужчин, и женщин - готовность к принятию решений, в условиях риска, ниже, чем у работников с меньшем стажем работы. Женщины выбирают более осторожные стратегии; мужчины склонны при принятии решений к более высокой степени риска;

    во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют женщине эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерами, находить у них взаимопонимание и поддержку. Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей - руководителя на работе и исполнителя дома;

    деятельность женщины-менеджера направлена на последовательные, постепенные преобразования без ориентации на сиюминутный результат. Такая стратегия «маленьких шагов» может быть оправдана в ситуациях неопределенности. Эти же обстоятельства определяют склонность женщины-руководителя к тактическому, а не стратегическому планированию;

    Имеют особенности участие женщин в конфликтах. Женщины выплескивают свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом женщины более чутко и внимательно относятся к людям, практически всегда допускают мирный исход конфликтов, в ходе принятия решений, в отличие от мужчин склонны к колебаниям; для мужчин характерен «синдром могущественности». В ситуациях, требующих наказания подчинённых, женщины-руководители чаще прибегают к мерам морального и психологического воздействия, а мужчины - к административным мерам;

    женщины-руководители независимо от возраста предпочитают принимать «осторожные» и «уравновешенные» решения; у мужчин-руководителей с возрастом отмечается некоторая тенденция к переходу от импульсивных решений к «уравновешенным».

    В общем виде они представлены в таблице 1, анализ которой показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают даже не «благоприятными возможностями», а явными преимуществами для успешного осуществления функций управления.


    Таблица 1 - Гендерные отличия в управленческой деятельности

    ХарактеристикиМужчиныЖенщины Способ преодоления препятствийИнтеллект, силаХитрость, ловкостьОриентированность на проблемыПерспективнаяТекущаяПотребность в эмоциональных стимулахПониженнаяПовышеннаяОснова решенийРассудочностьЧувственностьХарактерЗамкнутыйОткрытыйОтношение к внешнему мируРеалистичное, КритичноеИдеализированное, ИнтуитивноеПоведениеСдержанноеЭмоциональноеПреобладающий тип мышленияСловесно-логическийНаглядно-действенныйОбъект вниманияСодержаниеФормаНаблюдательность и точностьПониженныеПовышенныеОриентированностьДеловаяЛичнаяОтношение к другимПрямолинейноеГибкоеДействие словесного поощренияРасслабляющееВозбуждающееРеакция на критикуАгрессивнаяСпокойная

    Таким образом, женщины-менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств.

    В заключение можно сделать следующий вывод: при сравнении успешности мужчины-руководителя и женщины-руководителя, мужчина-руководитель оказывается более «эффективен» при постановке целей организации, по параметру лидерских качеств; женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации, при принятии решений, она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников.

    Особо стоит отметить тот факт, что постепенно исследователи уходят от идеи маскулинных и феминных черт и их влияния на модели лидерского поведения, принимают новую системную модель полового поведения, которая получила название «андрогинной» теории. Согласно ей, андрогинными являются индивиды, имеющие высокие показатели и по шкале феминности, и по шкале маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.п.

    При выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно вариативные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом декларируется необходимость поиска моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.


    Заключение


    Таким образом, в работе женщин-управленцев проявляются характеристики и «мужского» и «женского» стилей управления.

    В то же время, между мужскими и женскими стилями управления имеются свои различия и совпадения. В частности, серьезные расхождения кроются в оценках, которые женщины и мужчины дают своей руководящей роли.

    Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за ее неадекватное исполнение.

    Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общеорганизационные цели рабочего коллектива: они в большей степени, чем мужчины, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией и т.п. Именно это, по мнению женщин-руководителей, побуждает сотрудников чувствовать себя частью организации и вовлекаться в активное обсуждение проблем, стоящих на пути достижения целей компании. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение считаются основными характеристиками женского менеджмента.

    Несмотря на большую «ситуативность» женского менеджмента по сравнению с мужским, женщина эффективно реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком «рисковых» стратегий.

    Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга. Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления. Этот факт находит косвенное подтверждение в анализе успешности работы компаний на новых бурно развивающихся рынках, где еще не сформированы правила игры и не поделена целевая аудитория.

    Специалисты полагают, что женщины способны управлять компаниями любого уровня в том случае, если они приобрели необходимые для этого знания и умения. К числу важнейших из них относятся: умение подать себя, создать свой имидж, убедительно и грамотно представлять собственные идеи, окружать себя соответствующими людьми и управлять личным временем, правильно организуя приоритеты.


    Список использованных источников


    1.Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности / Т.П. Авдулова // HR в фокусе внимания. - [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: #"justify">.Добреньков В.И. Фундаментальная социология: гендер, семья, родство / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Т.10. - М., 2006. - С. 37-38.

    .Комаров Е.И. Гендерный менеджмент / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2001. - №11-12. - С. 49-53.

    .Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления / Т.В. Корнилова // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - С. 172-213.

    .Мельник А.С. Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект: автореф. дис…. канд. социол. наук / А.С. Мельник. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2004. - 22 с. (167 c.)

    .Попова Л.В. Лидерский потенциал женщин в информационном обществе / Л.В. Попова // Материалы научно-практической конференции. - Минск, 2001. - С. 187-201.

    .Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

    .Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2004. - С. 335-337.

    .Усачев В.И. Гендерные и возрастные особенности занятости населения в России / В.И. Усачев // Народонаселение. - 2008. - №1. - С. 112-120.

    .Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления / Т.П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">.Чернобровкина А. Гедерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководители / А. Чернобровкина // Институт проблем предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.