Персидский поход. А.записочный «и это тоже наша история

А.Записочный «И ЭТО ТОЖЕ НАША ИСТОРИЯ» НАСТОЯЩИМ МОРЯКАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ Этот рассказ уже был опубликован в 2002 году в газете «Ведомости ПМП», но я решил его повторить с небольшими сокращениями и дополнениями, потому что в то время уже многие не работали в ПМП, а так как половина этой странички в интернете –это женщины, которые могли вообще не быть в море, но иметь к ПМП самое прямое отношение- это жены моряков, к сожалению и вдовы моряков, то я буду упоминать много фамилий и может родственники узнают про своих родных и близких,поближе узнают чем занимались их родные, поверьте мне, в то непростое время. Этот рассказ основан на реальных событиях. Я не все помню, если кто-то был там, пусть тоже поделится воспоминаниями. В 70-х-80-х годах зона Индийского океана являлась приоритетом Америки и Советского Союза. Для Америки первая причина- это прежде всего нефть Персидского залива (а здесь было очень неспокойно), вторая причина –это с севера Индийского океана баллистическая ракета с подводной лодки, могла в кратчайшее время достичь территории СССР. Нашей стране естественно необходимо было контролировать эту зону, для того чтобы американцы не чувствовали себя здесь как дома и не смогли бы натворить чего нибудь, что могло бы принести вред нашей стране. Америка держала здесь мощнейшую эскадру, включая атомные подводные лодки, авианосные группы, крейсера, фрегаты и много другой техники, которые могли выполнить не только локальные военные задачи, но и стратегические, которые могли изменить мир. Советский Союз естественно не мог остаться в стороне и сдерживал Америку не менее мощной советской эскадрой. К примеру, когда в 1979 году в Иране студенты захватили посольство США и взяли в заложники американских дипломатов, потребовав от Америки 3 миллиарда долларов, Америка в Аденском заливе сосредоточила такую эскадру боевых кораблей, что они бы за сутки могли бы уничтожить Иран. Здесь было сосредоточено больше сорока самых новых американских кораблей таких как;новейший атомный авианосец «Нимитц», авианосцы «Коралл Си», «Мидуэй», «Китти Хок»- каждый имел на борту больше ста самолетов и вертолетов. Новейшие крейсера «Бей бридж»,«Лонг Бич» , фрегаты «Аризона» и «Арканзас», атомные подводные лодки типа «Лафает» и «Трешер», десантные корабли и всякие вспомогательные суда. Более 30 тысяч человек было на этих венных судах. Американские самолеты с авианосцев и днем и ночью носились в воздухе отрабатывая бомбометание и пуск ракет с разных высот, наводя ужас с на проходящие гражданские суда. Американцы наверняка бы провели военную компанию, если бы не военные корабли Советского Союза» С нашей стороны в противовес этой морской армаде, стояла не менее мощная эскадра. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» и « Адмирал Фокин», большие противолодочные корабли « Маршал Ворошилов», «Василий Чапаев» «Таллин», крейсер «Слава», атомные и дизельные подводные лодки, десантные корабли, дальняя морская авиация, которая каждый день вылетала из Адена (Йемен) и совершала облеты Аденского залива приводя в замешательство весь американский флот. Ни один американский корабль не оставался без контроля и постоянно, наверное как и мы были под прицелом потенциальных противников. Потенциальные противники друг друга не трогали, но всячески стремились показать свое превосходство. Я помню американский крейсер « Вирджиния» предложил крейсеру «Слава» посоревноваться в скорости. А нужно сказать, что и Американские и Советские корабли находились в пределах видимости. Наши не отказались и вот они вышли на исходный рубеж, была запущена сигнальная ракета и корабли начали развивать скорость у нас на виду. Сначала американец вышел вперед.Потом у нашего крейсера повалил из трубы черный дым, корма присела, появился сильный бурун за кормой, это крейсер врубил крейсерскую скорость. сорок тысяч лошадей закусили удила и развили скорость свыше 40 узлов. Наш обошел американца как стоячего и скрылся за горизонтом, американец тоже врубил скорость, отстал очень далеко и вернулся на исходную позицию только минут через десять после нашего крейсера. Мы прыгали и орали от радости за наших вояк. Такая мощь не только этого крейсера, но и всей эскадры вызывала уважение и гордость за нашу страну. Теперь я хочусказать- кто это мы. Танкеры ПМП обеспечивали советские корабли топливом в том районе и экипажи становились невольными участниками событий, происходящих там. Так же как и военные корабли, танкеры и экипажи наверняка были под прицелом американских судов. В 1979 году в разгарсамых драматических событий там находились с июля 1979 года по апрель 1980 года танкер «Егорьевск». Капитан Харитонов В.Н ст.пом Записочный А.И, первый помощник Деменчук Б.П,второй помощник Рамзайцев, третий помощник Суртаев, четверный помощник Кузнецов В.Н, нач рации Семенов, электромеханик Сабашнюк Л, старший механик Гедз, второй механик Тюкавкин, третий механик Чеботарь, электрик Литвинов С, матрос Сабат Н, матрос Сушников, врач Татьяна Шерф, пекарь Ольга Нечаева, и многие другие. Экипаж был около 40человек. К сожалению многих сегодня уже нет. Я почему так подробно перечислил фамилии- я уже на этой страничке в интернете видел детей моряков из того экипажа.Потом пришел танкер «Память Ленина» капитан Галибин, старпом Ярков Г.А. Потом подошол «Ахтуба» и «….Колечицкий». Это была моя первая военная экспедиция в тот район, мы базировались на о. Сокотра, часто заходили в Аден, на остров Дахлак в Красном море (Эфиопия), а также в Дубай. В этой экспедиции тоже было много интересного, но я больше буду рассказывать про вторую военную экспедицию, которая была с июля 1985г по апрель1986год на тк «Ленинское Знамя» Там тоже происходили такие события, которые могли поставить мир на грань, но об этом во второй части.А.Записочный

К 55-летию возвращения экипажа танкера «Туапсе» из тайваньского плена

В одном из залов Музея морского флота Украины (до случившегося там пожара) экспонировалась модель танкера «Туапсе», принадлежавшего Черноморскому пароходству. Сам же танкер был построен в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене в конце 1953 г.

Танкер «Туапсе» был назван в честь своего собрата довоенной постройки, судьба которого сложилась трагически: 4 июля 1942 г. в Юкатанском проливе у входа в Мексиканский залив он был торпедирован немецкой подлодкой U-129 и затонул. Не лучшим образом сложилась и судьба нового танкера «Туапсе».

После приемки судна танкер «Туапсе» в первые 7 месяцев успешно совершил два рейса в Антарктику, доставив китобоям флотилии «Слава» топливо и продовольствие. Взял китовый жир - и в Одессу.

Пополнив запасы продовольствия, снабжения, произведя частичную смену экипажа, 24 мая 1954 г. танкер «Туапсе» (экипаж 49 человек) под командованием капитана В. А. Калинина ушел из Одессы на Констанцу и, приняв на борт более 10 тыс. тонн осветительного керосина марки Т-1, снялся на Шанхай (КНР).

Плавание началось как обычно. Благополучно миновав турецкие проливы, Суэцкий канал, Красное море, Индийский и часть Тихого океана, добункеровались в Сингапуре. Казалось, что до порта назначения Шанхай совсем немного. 23 июня 1954 г. танкер находился к югу от острова Тайвань. Это был один из обычных дней плавания. Ничто не предвещало беды. Экипаж занимался повседневной работой, не догадываясь, что этот день станет роковым для него.

Танкер «Туапсе» не высаживал водолазов (до берега было 125 миль - далековато), не имел разведывательной аппаратуры, оружия. Конструкция судна не предполагала каких-либо секретных помещений, да и груз был самый обычный...

В нейтральных водах к югу от острова Тайвань танкер был остановлен эсминцем и корветом тайваньских ВМС и захвачен чанкайшистскими пиратами. Предварительно эсминец выяснил курс, флаг, откуда и куда следует танкер, поднял сигнал: «Застопорить машину, в противном случае будет открыт огонь». Танкер продолжал идти прежним курсом. С эсминца дали предупредительную очередь из зенитного автомата. С кораблей навели орудия на безоружное судне и потребовали лечь в дрейф. Капитан Калинин вынужден был подчиниться, понимая, что нельзя допустить ни одного выстрела: на танкере находилось горючее.

На остановившееся судно высадились более ста вооруженных автоматами солдат, сразу же захвативших ходовой мостик с рулевой и штурманскими рубками, радиостанцию и машинное отделение. Угрожая оружием, потребовали вести судно за военными кораблями. Капитан отказался, а старший механик Антон Сергеевич Беспалов и 2-й механик Владимир Андреевич Егерев саботировали запуск главного двигателя. За что Егерев и получил удар пистолетом.

Судно двинулось лишь тогда, когда тайваньские механики сумели запустить главный двигатель. О случившемся с танкера успели дать радиограмму в пароходство и Министерство речного флота СССР.

На следующий день «Туапсе» вошел в тайваньский порт Гаосюн. Из танков выкачали груз, а команду свели на берег. Там всем предложили подписать просьбу о предоставлении политического убежища. Сразу же отделили капитана Калинина, а чуть позже разделили и весь экипаж. Началась обработка экипажа, его «индивидуальное воспитание», причем для этого были привлечены офицеры разведки в довольно высоких чинах. Чанкайшисты всячески изощрялись в пытках: сутками не давали пищи и воды, лишали сна, старались принудить экипаж к измене Родине, используя шантаж, провокации.

Старшее поколение знает об истории с захватом танкера «Туапсе» из фильма «ЧП» с популярным Вячеславом Тихоновым в главной роли. Однако художественный фильм - все же только фильм.

Это было время, когда шла «холодная война», и захват танкера был для политиков только ее эпизодом, а лидер Тайваня, председатель партии Гоминьдан Чан Кайши пользовался большой поддержкой США и враждовал с Китайской Народной Республикой. Осветительный керосин мог вполне относиться к стратегическому сырью. До сих пор остается много неясного в ситуации с захватом танкера. Зачем понадобилась акция, которая по всем международным конвенциям подпадает под определение «пиратство»? Возможно, Чан Кайши просто хотел подложить свинью Мао?

Понятно, когда склоняют к измене дипломата или разведчика, помимо секретов, это дает известный политический капитал, но какой «навар» рассчитывал получить Чан Кайши от перебежчиков в лице никому не известных матроса либо буфетчицы? Впрочем, такая же судьба постигла и экипажи польских судов «Праця» и «Готвальд», также следовавших с грузом нефтепродуктов в КНР.

Вопрос о незаконном захвате танкера был поднят на многих международных форумах, включая Генеральную Ассамблею ООН.

Более 13 месяцев провел экипаж в застенках Тайваня. Шантаж, провокации чанкайшистов не поколебали его верность долгу, патриотизм.

25 августа 1955 года самолетом из Пекина в Москву прибыли 29 членов экипажа танкера «Туапсе», освобожденных из плена. Не сломленных! А судно осталось на Тайване. Там же остались и члены экипажа, не выдержавшие испытаний и подписавшие прошения о предоставлении убежища... Они вернулись гораздо позже, в разное время, а некоторые не вернулись вообще.

Тут уместно привести выдержку из заявления министра морского флота СССР В.Бакаева: «По сообщениям прибывших членов экипажа танкера «Туапсе», все оставшиеся на Тайване моряки стремятся любыми путями и средствами вернуться в СССР. Министерство морского флота считает необходимым продолжать числить оставшихся на острове Тайвань моряков на службе в Черноморском пароходстве и выплачивать их семьям зарплату, а также просит Министерство иностранных дел СССР принять меры по возвращению остальной части экипажа танкера «Туапсе» на Родину».

Среди прибывших в первой группе были второй помощник капитана Павел Карпович Горобец, второй механик Владимир Андреевич Егерев, а также самый молодой член экипажа матрос Николай Денисович Федоров. За стойкость, мужество и самоотверженность, беззаветную преданность Родине, морской характер вся группа моряков была отмечена государственными наградами - орденами «Знак Почета». Был прием у тогдашнего министра морского флота СССР В. Бакаева. Затем был отдых с семьями в лучших санаториях Крыма. Встречались там с руководителями государства Н. С. Хрущевым, А. И. Микояном, К. Е. Ворошиловым, Н. А. Булганиным.

Н. С. Хрущев поинтересовался, обеспечены ли жильем, обещал помочь и свое обещание выполнил - все были обеспечены пароходством квартирами. После чего моряки снова ушли в рейсы на различных судах.

С П. К. Горобцом, В. А. Егеревым, Н. Д. Федоровым мне приходилось в разное время и на разных судах плавать. Еще в 1953 г., проходя дизельную плавпрактику на теплоходе «Победа», я был определен на вахту третьего механика Егерева. А на «Туапсе» он был уже вторым механиком.

Вновь наша встреча с Владимиром Андреевичем Егеревым произошла в августе 1970 г. в порту Кандла (Индия), где он был старшим механиком на теплоходе «Франц Богуш». Конечно, затронули события 1954-1955 гг. на Тайване. Вспоминая о них, Егерев подчеркнул, что выдержать 13 месяцев плена помогло нахождение рядом опытного моряка, старшего механика А. С. Беспалова. Он сплачивал людей, ведь капитан Калинин был изолирован.

По итогам операции «Анадырь» в период Карибского кризиса за смелость в принятии решений Егерев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Прекрасный специалист и организатор, хороший человек В. А. Егерев скончался 2 марта 1999 года.

Годом раньше ушел из жизни Павел Карпович Горобец, с которым я плавал на теплоходе «Сокол», он возглавлял экипаж. Безусловно, в многомесячных рейсах я в беседах с Павлом Карповичем касался темы захвата танкера «Туапсе». Но чувствовалось - он многое недоговаривает. Потом уже прояснилось, что все участники тех событий дали подписки в КГБ о неразглашении подробностей пребывания в плену. Конечно, выдержать условия, в которых оказался экипаж на Тайване, П.К. Горобцу было проще. Это было предопределено тем, что он всю Великую Отечественную войну провел на кораблях Военно-Морского Флота, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа.

Когда окончилась война, у Горобца не было сомнений в выборе дальнейшего пути. Море стало для него родной стихией, домом и судьбой. Плавал матросом, боцманом на судах пароходства, учился. Ступенька за ступенькой овладевая профессией моряка, Павел Карпович завоевал право стать капитаном крупнотоннажного судна. Впервые вступил на эту должность в 1964 году. Вот с таким замечательным человеком довелось дважды в дальних рейсах делить будни экипажу т/х «Сокол», когда экипаж возглавлял ветеран флота, почетный работник морского флота Павел Карпович Горобец, подменяя штатного капитана. Он очень быстро завоевал уважение всего экипажа, сумел оставить в сердце каждого моряка добрый след.

В наших беседах П. К. Горобец всегда подчеркивал, что вынести тяготы плена ему помогала твердая вера в то, что Родина их не оставит и сделает все возможное для их освобождения. Эту уверенность он внушал тем, кто был рядом.

Пришлось мне быть в дальних рейсах и с Николаем Денисовичем Федоровым на т/х» Демьян Бедный», где он возглавлял экипаж. Сегодня Николай Денисович, возможно, единственный, кто остался в живых из всего экипажа танкера «Туапсе».

В начале захвата танкера Николай Денисович отметил 18-летие. К сожалению, в день 19-летия продолжал еще оставаться в застенках Тайваня. Но ни тяжелые условия пребывания, ни шантаж, ни угрозы и провокации не сломили его.

По возращении из плена он окончил Ростовскую мореходку, куда его направило Министерство морского флота, причем закончил с отличием, затем - эксплуатационный факультет Одесского «водного». Стал капитаном. У меня остались самые добрые, теплые воспоминания о совместной работе. Николай Денисович - почетный работник Морского Флота СССР, сейчас он на пенсии, но продолжает работать в одной из береговых организаций. Недавно Генконсул Российской Федерации в Одессе за персональный вклад в развитие флота вручил ему юбилейную медаль «300 лет Российского флота».

Прошло 56 лет со дня захвата танкера «Туапсе» и 55 лет с момента возвращения экипажа из плена. История, произошедшая с судном и моряками, получила широкий резонанс. Прошли годы, но проблема международного терроризма, к сожалению, стала еще более актуальной.

Поэтому спустя более полвека, как мне кажется, уместно еще раз вспомнить о тех событиях. Не исключено, что еще наступит время, когда вновь будет поставлен вопрос перед Тайванем о грубом нарушении международных конвенций, компенсации за груз, танкер. И компенсации морякам, оказавшимся интернированными.

Дальнейшая судьба танкера «Туапсе» сложилась так: он остался в порту Гаосюн, по данным китайских, японских источников, после захвата был включен в состав ВМС Тайваня, перекрашен в шаровый цвет (серый) и переименован в «Куайцзы», использовался в качестве бункеровочной базы.

В 1972 г. танкер «Туапсе» был исключен из состава Минморфлота СССР.

О тех событиях напоминает памятная доска с очертаниями танкера «Туапсе» на Одесском морвокзале, рядом с церковью Св. Николая, установленная в июне 2002 г. И надпись на ней гласит: «24 мая 1954 года с одесского рейда ушел в легендарный рейс танкер «Туапсе», захваченный чанкайшистами на траверзе о. Тайвань. В память мужественному экипажу».

Олег Булович. Ветеран флота, почетный работник Минморфлота СССР

Оригинал взят у tani_y в

В интернете вы скорее всего найдете устаревшую информацию о том, что самым большим танкером в мире по дедвейту является Knock Nevis. Однако это уже не совсем так и давайте разберемся почему. За время своего существования этот супергигант сменил несколько названий: Seawise Giant, Happy Giant, Jahre Viking, Knock Nevis, Mont. Более того, он успел поменять не только название, но и размеры, а также область своего применения.


Начнем с истории.

Фото 2.

ULCC (Ultra Large Crude Oil Carrier) Knock Nevis был спроектирован японской компанией Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) в 1974 году и построен на верфи компании Oppama в Йокосуке, префектура Канагава. При постройке судно имело наибольшую длину 376,7, ширину - 68,9 и высоту борта - 29,8 метра. Дедвейт его составлял 418 610 тонн. Танкер приводился в движение паровой турбиной Sumitomo Stal-Laval AP развивавшей мощность в 37 300 кВт при 85 оборотах в минуту. 4-лопастный винт постоянного шага диаметром 9,3 метра должен был обеспечить танкеру скорость 16 узлов (29,6 км/ч). 4 сентября 1975 года танкер был торжественно спущен на воду. Долгое время судно не имело названия и именовалось по строительному номеру корпуса - судно №1016. В ходе заводских ходовых испытаний выявилась чрезвычайно сильная вибрация корпуса при работе машины на задний ход. Это стало причиной отказа греческих судовладельцев от приёмки судна. Отказ в свою очередь привёл к длительным судебным тяжбам между строителями и заказчиками. В конце концов, греческая компания обанкротилась, и в марте 1976 года судно досталось SHI и получило название Oppama.

Его грузоподъёмность равнялась 480000 тонн (типичные современные нефтеналивные танкеры вмещают 280000 тонн).

Фото 3.

Но греческому судовладельцу, видимо, показалось этого мало. И он заказал увеличения размеров танкера. После чего, Seawise Giant (так он тогда назывался) был разрезан пополам, и в середину были добавлены дополнительные секции.

SHI, пользуясь своим законным правом владельца, продала Oppama гонконгской компании Orient Overseas Line, владельцем которой являлся магнат C.Y.Tung, поручившей верфи перестроить танкер. Планировалось добавить цилиндрическую вставку, чтобы увеличить дедвейт судна на 156 000 тонн. Работы по переоборудованию закончились через два года, в 1981 году, и обновлённое судно было передано судовладельцу под названием Seawise Giant и подняло либерийский флаг.

В результате перестройки наибольшая длина судна составила 458,45, осадка по летнюю грузовую марку - 24,611 метра, а дедвейт увеличился до рекордных 564 763 тонн (данные классификационного общества Det Norske Veritas). Количество грузовых танков возросло до 46, а площадь главной палубы составила 31 541 кв. метр. После перестройки монстр имел водоизмещение в полном грузу 657 018 метрических тонн, что наряду с его размерами сделало Seawise Giant самым большим судном, когда-либо плававшим на Земле. Правда, скорость снизилась до 13 узлов. Осадка Seawise Giant делала непроходимым для него Суэцкий и Панамский каналы и пролив Па-де-Кале.

Фото 4.

Как оказалось позднее, именно те цифры, о которых мы сказали выше, стали не только плюсом, но и минусом этого гиганта. При полной загрузке, танкер погружался под воду почти на 30 метров. Вы это наверное заметили на фотографиях

Из-за своих габаритов танкер не мог проходить каналы Суэцкий и Панамский, а также ему было запрещено проходить через Ла-Ланш, поскольку существовала высокая вероятность сесть на мель.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

В 1981 году, после окончания всех работ по увеличению габаритов, Seawise Giant наконец начал отрабатывать вложенные в него деньги. Его маршрут пролегал от нефтеносных месторождений Ближнего Востока к США и обратно.

Однако, проходившая в то время Ирано-Иракская война внесла свои коррективы и в жизнь танкера. С 1986 года, судно начинают использовать как плавучий терминал для хранения и дальнейшей перегрузки иранской нефти. Но это не уберегло корабль, 14 мая 1988 года иракский истребитель атаковал Seawise Giant. Иракский истребитель выпустил по уникальному танкеру, который тогда находился почти в Персидском заливе (а точнее — в проливе Strait of Hormuz, лежащем между Ираном и ОАЭ, ведущим в залив) противокорабельную ракету Exocet.

Фото 8.

Танкер получил значительные повреждения, потерял всю нефть. На судне вспыхнул неконтролируемый пожар и экипаж оставил его. Погибло 3 человека. Танкер сел на мель недалеко от иранского островка Ларак и был объявлен затонувшим.

Сразу по окончании войны в Персидском заливе затонувший Seawise Giant был куплен норвежской компанией Norman International, скорее всего из соображений престижа, поднят и переименован в Happy Giant. После подъёма, в августе 1988 года, он поднял норвежский флаг, и его отбуксировали в Сингапур, где он и прошёл ремонтно-восстановительные работы на верфи Keppel Company. В частности, было заменено около 3,7 тысяч тонн корпусных конструкций. Ещё до вступления в эксплуатацию в октябре 1991 года, ULCC был продан норвежской судоходной компании Loki Stream AS, владельцем которой являлся Jørgen Jahre, за 39 миллионов долларров США, и покинул верфь под новым названием Jahre Viking.

Фото 9.

Следующие перемены в жизни гигантского судна случились в 2004 году. После принятия законов, запрещающих заход танкеров без двойного борта в порты США и Европы, в 2004 году, Jahre Viking в очередной раз поменял хозяина и название. В марте того же года он был куплен норвежской компанией First Olsen Tankers Pte. Ltd. и переименован в Knock Nevis. С этого момента его карьера, как транспортного судна, окончилась. В Дубаи ULCC был переоборудован в танкер-хранилище сырой нефти (FPSO - Floating Production Storage & Offloading) и поставлен на якорь на морском месторождении нефти Al Shaheed вблизи побережья Катара.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

В 2009 году танкер в очередной раз меняет хозяина и имя. Mont, так теперь назывался корабль, отправляется в свое последнее плавание. Местом его назначения является Индия, а точнеевсемирно известное кладбище кораблей Аланг . Там, в течение нескольких месяцев танкер разрезается на части и отправляется на переплавку.

Фото 27.

Он был продан компании Amber Development Corporation для дальнейшей утилизации. Новый хозяин переименовал Knock Nevis в Mont и поднял на нём флаг Сьерра-Леоне. В декабре 2009 он совершил свой последний переход к берегам Индии. 4 января 2010 года Mont был выброшен на берег у индийского города Аланг, штат Гуджарат, где его корпус в течение года был разделан на металл.

Фото 20.

Вдумайтесь: тормозной путь гиганта составляет 10,2 километра, а диаметр разворота превышает 3,7 километра! Так что среди других судов, снующих на этих акваториях, этот супертанкер — что слон в посудной лавке.

Когда же танкер нужно подвести к нефтяному терминалу, его берут на буксир и тянут очень и очень медленно. Легко представить, что может случиться при ошибке в маневрировании судна весом едва не в миллион тонн.

Фото 21.

Фото 22.

Технические характеристики супертанкера Knock Nevis

Введен в эксплуатацию: 1976
Выведено из состава флота: 04.01.2010
Длина: 458,45 м
Ширина: 68,86 м
Осадка: 24, 611 метров
Силовая установка: паровые турбины общей мощностью 50000 л. с.
Скорость: 13-16 узлов
Экипаж: 40 чел.

Масса перевозимого груза: 564 763 тонн

Фото 23.

Фото 24.

Единственное что осталось от самого большого в мире корабля - это его 36-тонный якорь, который хранится в Морском музее Гонконга.

Фото 25.

Был еще один гигант. Танкер был произведен в 1976 году - на это ушло 10 месяцев по времени, а также примерно 70000 тонн металла и денежных средств в размере 130000000 долл. Причем танкер построили по исходному проекту, и не было никакой модернизации в ходе его использования. Это грандиозное судно совершало ежегодно по пять рейсов, однако с 1982 года стало многократно простаивать, а в 1985 году его владельцы и вовсе решили продать танкер на металлолом. Это судно поистине впечатляло своими размерами. Оно включало сорок цистерн, общий объем которых равнялся примерно 667000 м3.

В длину оно составляло примерно 414 метров, а в ширину - 63 метра. Дедвейт был равен свыше 550000 тонн. Перекачка нефти здесь осуществлялась с помощью четырех насосов. Данный мощный танкер заставляли двигаться четыре паровые турбины, мощность каждой составляла 64800 л.с. Развиваемая танкером скорость составляла 16 узлов. За сутки он расходовал топлива в 330 тонн. Экипаж, работавший на танкере, насчитывал 16 человек.

После утилизации великана самыми крупными супертанкерами являются четыре корабля TI-класса с двойным корпусом: Oceania, Africa, Asia и Europe. Они имеют длину 380 м и превосходят своих конкурентов по дедвейту — 441 585 т.

Фото 26.

Представитель серии танкеров «Hellespont Fairfax» был построен в 2002 году для канадской судоходной компании «Hellespont Group» на судоверфи «Daewoo Heavy Industry Ltd» в Южной Корее, и является одним из крупнейших танкеров в мире в классификации ULCC (сверхбольшой нефтеналивной танкер). Рядом с ним авианосец покажется карликом, а за одно плавание он доставит достаточно сырой нефти, чтобы под завязку заполнить топливные баки автомобилей такого государства как Канада. Создание танкера «Hellespont Fairfax» обошлось владельцам в 100 миллионов долларов. Он стал чудом открытых морей и океанов. Его строили тысячи рабочих в течение полутора лет.


«Hellespont Fairfax» судно нового поколения двухкорпусных танкеров. Его размеры шокируют. Длина как четыре футбольных поля. Пробежка по палубе - это мини-марафон. С усиленным двойным корпусом, чтобы предотвратить утечку, судно способно перевезти нефти в семь раз больше собственного веса. Сборка танкера стала гигантским упражнением в инженерном деле. Тогда как причиной большого корабля является прибыль, за двойным корпусом стоит забота об окружающей среде. В 90-х годах законодатели настояли на том, что все новые танкеры должны строиться с двумя корпусами. Внешний корпус принимает силу при столкновении, а внутренний содержит опасный груз. Так началась эволюция судов, которая привела к созданию танкеров «Hellespont».

Фото 28.

Всего было построено четыре идентичных супертанкера «Hellespont», но у них уже разные названия и хозяева. В 2004 году два судна «Hellespont Fairfax» и «Hellespont Tapa» были приобретены фирмой «Shipholding Group» и вскоре были переименованы на «TI Oceania» и «TI Africa» соответственно. В это время Бельгийская компания «Euronav H.B.» приобрела два других танкера «Hellespont Alhambra» и «Hellespont Metropolis» в последствии переименовав в «TI Asia» и «TI Europe».

Фото 29.

Современные танкеры обязаны нашему географическому положению. Нефть находится на Аравийском полуострове, а больше всех в ней нуждаются жители Северной Америки и Европы. И флот из танкеров более полувека создали «мост» между странами.

Для таких супертанкеров не так много мест в мире, куда они могут прийти и разгрузиться. Началом маршрута танкера «Hellespont Fairfax» стали терминалы Саудовской Аравии, затем путь через мыс Доброй Надежды к Мексиканскому заливу в терминалы Хьюстона. Это расстояние он преодолевает за пять недель. После разгрузки судно отправляется через Атлантику к Гибралтарскому проливу в Средиземное море, затем через Суэцкий канал в Саудовскую Аравию. Осадка полностью загруженного судна не позволяет двигаться по каналу. Такая доставка стоит 400 тысяч долларов, но возможности корабля перекрывают затраты.

Фото 30.

На борту танкера двадцать один резервуар. Общая емкость составляет 3,2 миллионов баррелей - этого достаточно для заполнения 15 тысяч нефтевозов. Резервуары разделены по коммерческим соображениям. В них могут перевозиться различные сорта сырой нефти. На вертикальных стенках нанесено специальное покрытие, которое не позволяет прилипать клейкой и жирной нефти. Система трубопроводов размещена на верхней палубе, чтобы своевременно заметить утечку и не занимать ценный объем для груза.

Двигатель девятицилиндровый и высокоэффективный, впервые был установлен на этом судне. На обычных судах семь цилиндров, но на танкере «Hellespont» большие требования к мощности. Коленчатые валы с поршнями напрямую соединены с гребным валом, никаких нейтральных, первых или других передач. У многих судов два и больше винтов, у этого танкера один диаметром 10,5 метров и весом 104 тонны.

Фото 31.

Судно автоматизировано до такой степени, что его сможет держать на курсе всего один человек. Кроме этого все системы дублируются, так как в дальнем плавании танкер далеко от ремонтных рабочих. Капитаны супертанкеров принадлежат к избранной группе мореплавателей, лишь лучшие моряки мира готовы к такой работе - он ответственный за безопасность груза и за жизни людей. На борту в пяти точках установлены видеокамеры для лучшего обзора судна. Для команды каюты оборудованы в европейском стиле и даже есть небольшой бассейн. До полной остановки судну понадобиться 4,5 километра.

В основном, супертанкеры разгружаются через подведенный трубопровод в нескольких километрах от берега. Как дополнение к безопасности судну от возникновения пожара в резервуарах, на борту установлена система пожаротушения, которая между корпусами судна, распространяет от двигателя корабля выхлопные газы, обедненные кислородом, что не дает огню развиваться, а со временем и сам исчезает из-за отсутствия источника горения.

Фото 32.

Внешняя часть палубы окрашена в ослепительно белый цвет от лишнего нагрева и испарения ценного груза. Экипажу выдаются сверх темные очки. Корпус судна обработан семью слоями антикоррозийного и связующего покрытия от любителей «автостопа» (моллюски, ракушки и прочие). Внутри корпус тоже покрыт защитным антиабразивным покрытием для борьбы с ржавчиной. Срок службы судна 40 лет.-

Фото 33.

Танкеры «Hellespont» действительно стали одними из самых крупных судов в истории судостроения. В них вложено достаточно новаций, чтобы считаться суперкораблями.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Технические данные танкера «Hellespont Fairfax»:
Длина - 380 м;
Ширина - 68 м;
Осадка - 24,5 м;
Водоизмещение - 234000 тонн;
Судовая силовая установка - дизельный двигатель типа «Sulzer 9RTA84T»;
Мощность - 50220 л. с.;
Скорость - 17,2 узла;
Экипаж - 37 человек;

В этот день:

История праздника уходит в древность. В этот день Иисус обратился с Нагорной проповедью к народу.

1 сентября - День знаний, начало учебного года

История праздника уходит в древность. В этот день Иисус обратился с Нагорной проповедью к народу.

Церковь Христова также связывает этот день с победой императора Константина под знаменем христианства над своим противником - Мавксентием, что положило начало официальному признанию Христовой Церкви и ее победному шествию по просторам Византийской империи.

Волей императора Константина в 325 году нашей эры был созван первый вселенский собор, где кроме прочих было и решение о начале нового года с 1 сентября. На Руси этот день стали особо почитать только с 1492 года, когда по указу Ивана III празднества и встречу Нового года перенесли с марта на первый день осени.

Из истории нам известно, что первые учебные заведения существовали при церквях. Так и получилось, что начало учебы было приурочено к началу церковного, а позже и мирского, нового года. И даже указ императора Всея Руси Петра I о переносе празднования и исчисления нового года на январь не смогло повлиять на сложившуюся традицию. Так и осталось 1 сентября праздником начала учебы, праздником учащихся.

Начало освоения Сибири

1 сентября 1581 года - дата начала освоения Сибири. В этот день казак Ермак Тимофеевич с отрядом в 840 человек погрузился на струги и направился по Чусовой и Серебряной (притоки Камы) до Тагильского перевала.

Начало освоения Сибири

1 сентября 1581 года - дата начала освоения Сибири. В этот день казак Ермак Тимофеевич с отрядом в 840 человек погрузился на струги и направился по Чусовой и Серебряной (притоки Камы) до Тагильского перевала.

Активное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и историк Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. На Тагильском перевале казаки построили земляное укрепление — Кокуй-городок, где зимовали до весны. Отсюда началось завоевание Сибири .

1 сентября 1854 года англо-французская эскадра начала штурм Петропавловска-Камчатского. Незадолго до этого шесть кораблей англо-французской эскадры подошли к порту Петропавловск на Камчатке, после сильного обстрела русских позиций была предпринята попытка высадить десант.

Оборона Петропавловска-Камчатского

1 сентября 1854 года англо-французская эскадра начала штурм Петропавловска-Камчатского. Незадолго до этого шесть кораблей англо-французской эскадры подошли к порту Петропавловск на Камчатке, после сильного обстрела русских позиций была предпринята попытка высадить десант.

Гарнизон во главе с адмиралом В.С. ЗАВОЙКО значительно уступал противнику и по количеству людей, и по числу орудий, но начал активное сопротивление.

Адмирал, разгадав замысел противника, собрал все резервы, снял с батарей всех кого можно было, и бросил людей в контратаку. 950 десантникам противостояли несколько разрозненных отрядов русских в количестве 350 человек, которые подходили к сопке так быстро, как могли, и должны были контратаковать вверх по склону. И эти люди совершили чудо. Яростно атакуя захватчиков, они заставили их остановиться, а затем и отступить назад. Часть десанта была отброшена к обрыву, выходящему к морю. Немало из них покалечились или разбились, прыгая вниз с 40-метровой высоты. Корабли противника пытались прикрыть отступающий десант огнём артиллерии, но ничего из этого не вышло - огонь английских и французских фрегатов был неэффективен. На кораблях, не дождавшись подхода десантных ботов, в страхе стали выбирать якоря. Корабли уходили к своим якорным стоянкам, заставляя догонять себя ботам, в которых было немного людей, способных грести вёслами.

Сражение шло более двух часов и закончилось на Никольской сопке полным поражением англичан и французов. Потеряв 400 человек убитыми, 4 пленными и около 150 ранеными, десант вернулся на корабли. В этом бою со стороны русских погибли 34 бойца.

7 сентября англо-французская эскадра отплыла восвояси , удовлетворившись перехваченными на выходе из Авачинской бухты шхуной «Анадырь» и коммерческим кораблём Русско-Американской компании «Ситха». «Анадырь» был сожжён, а «Ситха» взята как приз.

1 сентября 2004 года произошел захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый чеченскими террористами под руководством Басаева во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года.

Захват террористами Басаева бесланских школьников

1 сентября 2004 года произошел захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый чеченскими террористами под руководством Басаева во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года.

В течение двух с половиной дней они удерживали в заминированном здании более 1200 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях. На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и возник пожар. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 27 террористов. Единственный пойманный живым террорист Нур-Паши Кулаев был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

Недавняя новость: "Нефтяное эмбарго ЕС, запрещающее своим компаниям покупать у Ирана нефть, вступило в силу 1 июля. ...Власти Ирана подготовили законопроект, закрывающий Ормузский пролив для танкеров, владельцами которых являются страны, поддержавшие введение санкций против Тегерана... закрытием Ормузского пролива, являющегося единственным морским путем, по которому можно экспортировать газ и нефть из арабских стран."
А вот как это выглядело в 1987 году когда ВМФ СССР обеспечивали защиту наших судов во время ирано-иракской войны.

В ноябре моряки эсминца «Стойкий» стали свидетелями одной из трагедий войны в Персидском заливе. Эсминец вел из залива несколько наших танкеров. Когда прошли траверз порта Абу-Даби (ОАЭ), все находившиеся на мостике стали свидетелями того, как идет эта война. Корреспондент «Красной звезды» капитан 2 ранга С.Турченко являлся участником рейса и так это описал:
«Танкер без охранения шел курсом на выход из залива. Вдруг со стороны близлежащего острова показались два катера. Это были небольшие дюралевые лодки с двумя подвесными моторами, вооруженные нестационарным безоткатным орудием. Моряки называют их КСИРами, то есть катерами «стражей исламской революции». Эта военно-религиозная организация действует, как правило, не от имени государства, а по своим, порой трудно объяснимым мотивам. Катера на большой скорости подскочили к танкеру. Один из них лег в дрейф прямо по курсу судна. Над стволом орудия взметнулось голубоватое облачко дыма, через несколько секунд до нашего эсминца долетел резкий звук выстрела и сразу за ним - приглушенный расстоянием грохот, лязг, треск рвущегося, сминаемого железа. В носовой части надстройки танкера появилось округлое, словно люк, отверстие, а с правого борта обшивка вздыбилась, кое-где разорвалась, свисая зловещими металлическими лепестками почти до палубы. Судно застопорило ход. В эфир понеслись сигналы бедствия, В это время второй катер, зайдя со стороны борта танкера, сделал еще два выстрела в район нефтяных танков. В небо потянулся шлейф аспидно-черного дыма, полыхнуло пламя. Так же стремительно, как и появились, КСИРы умчались в сторону острова.
Капитан 3 ранга опустил бинокль и скосил воспаленные от недосыпания глаза на радиостанцию: «Мэйдэй, мэйдэй»,- хрипело из динамика. Темное от загара лицо командира корабля с массивным волевым подбородком словно закаменело. В тот миг оно выражало только одно: крайнюю степень напряжения чувств и мыслей. Что делать? Сейчас никто в целом мире, кроме него, не мог ответить на этот вопрос и взять на себя всю ответственность за принятое решение. Нужно спасать попавших в беду греческих моряков. Это однозначно. Однако «Стойкий» был не один. Рядом находились советские танкеры, защита которых должна быть обеспечена при любых обстоятельствах. И не было никакой гарантии, что КСИРы не нападут на них, как только эсминец пойдет на помощь греку. Колебания командира длились не больше минуты.
- Аварийно спасательной группе в баркас. Баркас к спуску,- приказал он помощнику командира корабля капитан лейтенанту Ф. Козлову и передал на охраняемые танкеры: застопорить ход, лечь в дрейф. На эсминце была сыграна боевая тревога для приведения всех средств в полную готовность к противоракетной, противокатерной, противовоздушной и другим видам обороны.
Когда баркас подошел к греческому танкеру, сюда уже спешило спасательное судно одной из стран Персидского залива. Капитан танкера поблагодарил советских моряков, но от помощи в тушении пожара отказался. Вскоре греческие моряки перебрались на подошедшее спасательное судно, а брошенный танкер остался гибнуть в волнах залива. Еще одна жертва прибавилась к более чем четыремстам, которые, по оценке зарубежных информационных агентств, были атакованы в этом регионе за время «танкерной войны».

В мае при сопровождении двух наших судов решительные действия командира БПК «Способный» капитана 3 ранга Г.Никитина позволили избежать опасной ситуации. Как вспоминал член экипажа БПК Сергей Дадаев: «Шли в сторону Кувейта, справа по курсу наперерез нашему строю вышли 2 или 3 иранских катера. Сыграли боевую тревогу, караван перестроился - "Способный" замедлил скорость, суда перестроились влево за корпус "Способного", прикрываясь им. Носовая и кормовая батареи развернули стволы башен в сторону катеров. До стрельбы не дошло, иранские катера резко сбросили ход, экипажи катеров вышли на палубу и стали размахивать руками, мол, "мы розовые и пушистые, мы больше не будем", после чего отстали. Видимо, побоялись, хотя у нас против них кроме 76-мм пушек ничего и не было, остальное вооружение - зенитное и противолодочное, или просто решили проверить нашу реакцию». Иранские катера выполняли не только учебные атаки, в середине мая они обстреляли норвежский танкер «Golar Robin» (219387т.) в результате пострадала четверть команды, а судно оставлено в огне. Почти 40 катеров стражей, оснащенных 106мм орудиями, автоматами и ракетными установками попытались захватывать оффшорный терминал около Faw. На мине подорвался VLCC «Primrose» (272000 т.) в районе где 16 мая подорвался «Маршал Чуйков». 22 мая стражи напали на маленькое грузовое судно «Rashidah» (26т.) и 24 мая - на LPG «Nyhammer», когда оно было на маршруте к Ras Tanura. Иранский катер не предупреждая, подскочил, выпустил две ракеты и скрылся.

Отношения СССР с Ираном развивались сложно, в декабре 1979г. аятолла Хомейни осудил советское вторжение в Афганистан и усилил иранскую пропаганду на 50 миллионов мусульман в советских Центрально-Азиатских республиках. Иран осуществил дипломатическую поддержку и ограниченную военную помощь афганскому сопротивлению. После разрешения в январе 1981г. кризиса с заложниками, Тегеран больше не нуждался в советской поддержке, чтобы сдерживать возможное американское вмешательство. Иран все более и более критически относился к советской войне в Афганистане, осуждал советскую поддержку Ирака в войне между Ираном и Ираком. К этому времени иракский режим фактически стал проигрывать войну и в июле 1982г. Иран вторгся на иракскую территорию. В Москве стали опасаться возможной иранской победы, которая могла уничтожить просоветский иракский режим и распространить исламский фундаментализм и на эту страну. Такая победа создала бы опасный прецедент для Афганистана и советской Средней Азии. Чтобы предотвратить это, Советский Союз в середине 1982г. возобновил прямые поставки оружия Ираку, включая ракеты земля-земля. Эти поставки не производились в течение первого года войны, пока иракцы вели бои на иранской территории.
В это время коммунистическая партия в Иране получила сокрушительный удар. 19 февраля 1983г. более 1000 членов партии были арестованы по обвинению в шпионаже в пользу СССР. Несмотря на охлаждение советско-иранских отношений, в стране продолжали работать приблизительно 2000 советских техников и советников на предприятиях, которые были построены с советской помощью при шахском режиме.
В мае 1981 года иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следовавшим в иранские порты Бендер-Хомейни и Бендер-Машур.
В феврале 1984 года Ирак объявил район радиусом в 50 миль вокруг нефтяного терминала на иранском острове Харк «закрытой зоной». Он предупредил судоходные международные компании, чтобы они не посылали туда свои суда, которые в противном случае могут подвергнуться воздушному нападению.

В свою очередь Иран заявил, что будет отвечать на иракские налеты по принципу «судно - за судно» и сделает Персидский залив небезопасным для любой коммерческой навигации. В марте 1984 иракский истребитель-бомбардировщик выпустил ракету "Exocet" по греческому танкеру «Filikon L.» (85000т.) к югу от острова Харк. До этого мартовского нападения Иран сознательно не напал на гражданские суда в заливе. А иракцы не останавливались перед этим и расширяли список своих жертв. Стремясь обезопасить свои корабли, находящиеся в заливе, в марте 1984 г. США произвольно установили в этом районе ограничения на свободу плавания в открытом море и полетов самолетов в воздушном пространстве над ним. При этом Вашингтон угрожал применить силу в отношении тех, кто не будет соблюдать самоуправно введенные им "правила" плавания и полетов. Как отмечалось в Заявлении ТАСС от 8 марта 1984 г., действия США, предпринятые под предлогом обеспечения "свободы судоходства", на деле представляли собой попытку подтвердить империалистические притязания на Персидский залив как еще один район американских "жизненных интересов". Угрозы американцев не остановили расширение войны в водах Персидского залива. В ответ на иракские атаки иранские силы выполнили свои обещания и 3 апреля 1984г. впервые обстреляли коммерческое торговое судно нейтральной страны - индийский корабль «Varuna». Далее последовали другие атаки - 13 мая у Бахрейна иранский самолет атаковал кувейтский танкер «Umm Аль-casbah» (80000т.), а 16 мая в пределах саудовских территориальных вод недалеко от порта Jubail был атакован танкер Саудовской Аравии «Yanbu Pride» (215000т.). В течение 1984 г. обеими воюющими сторонами было атаковано 71 судно (Ирак- 18, Иран - 53), против 48 за первые три года войны. Так началась “танкерная война”, в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. В частности, в 1984г. Франция направила свои боевые корабли в Персидский и Оманский залив для защиты своих торговых судов, которые среди прочего доставляли оружие в Ирак.
В сентябре-декабре 1985г. корабли и катера иранских ВМС начали проведение досмотров и задержание судов, следовавших в страны Персидского залива с грузом для Ирака. В это время Советский Союз выступил с предложением возложить задачу обеспечения безопасности морских коммуникаций на военно-морские силы ООН. В начале 1987 г. примерно с аналогичным обращением к генеральному секретарю ООН выступила и Международная палата судоходства. Но противостояние двух систем и военных блоков не позволило воплотить в жизнь данные предложения.

в июле 1984г. Советский Союз продал Кувейту оружие на 300 миллионов долларов, в том числе зенитные ракеты "SAM-7" и "SAM-8" и тактические ракеты "Frog-7" класса земля-земля после того как США отказались продать Кувейту ПЗРК "Стингер". Оман установил дипломатические отношения с Москвой в сентябре 1985, а в ноябре Объединенные Арабские Эмираты, столкнувшись с возросшим количеством нападений, обратились к Москве и Вашингтону за помощью. Американцы тянули с ответом, опасаясь подвергнуть угрозе улучшающиеся отношения с Ираном. А СССР решил использовать опасения арабских стран в своих интересах.
В начале сентября 1986г. Иран остановил и обыскал два советских судна в Персидском заливе. Это было первое задержание советских кораблей здесь с тех пор, как иранский флот начал искать грузовые суда, несущие военный груз в Ирак с начала 1985 года, а Советский Союз является главным поставщиком оружия для Ирака. Во вторник иранские военные корабли, преследовали теплоход «Петр Емцов» в южной части Персидского залива и вынудили его зайти в иранский порт Бендер-Аббас. Судно было обыскано, его грузом оказались строительные материалы для Кувейта, а не поставки в Ирак. Поэтому оно было освобождено через 36 часов после задержания. Кроме того, 4 сентября иранцы задержали второе советское судно «Титов», после короткого досмотра его в водах залива оно продолжило путь. Западные эксперты были удивлены действиями Ирана в отношении советских судов, ведь отношения между Тегераном и Москвой улучшалась, и Иран возобновил продажи природного газа Советскому Союзу, что было отмечено как успех иранской дипломатии. Реакция СССР тоже оказалась сдержанной, тем более что задержанные суда были отпущены, а их команды целы.
В середине января 1987г. СССР послал ракетный фрегат класса Krivak (пр.1135), чтобы сопроводить четыре советских судна, доставляющие оружие в Ирак от пролива до Кувейта. Это было второй советский военный корабль, вошедший в залив с 1986г. - первый послали, когда Иран задержал советские торговые суда в сентябре 1986г. - это был сигнал Ирану, Ираку и южным странам Персидского залива о том, что СССР защитит свои суда. Мера эта была нелишней, с 1 января и до начала февраля воюющие стороны повредили 16 судов, а в начале марта было сильно поврежден танкер «Sedra» (998т.), погибли, по крайней мере, семь членов экипажа.

1 ноября 1986г. Кувейт заявил объединенному совету стран Персидского залива, что это будет искать международную защиту для своих танкеров. 10 декабря Кувейт обратился к пяти постоянным членам Совета Безопасности ООН с просьбой помочь ему в транспортировке нефти. Речь шла о том, что Кувейт или фрахтует танкеры этих стран для перевозки нефти, или перерегистрирует свои танкеры в этих странах. («Водный транспорт» 15.08.1987г. «В интересах народов планеты») 13 января 1987г. Кувейт обратился повторно к американцам с просьбой взять под защиту одиннадцать его танкеров, было сообщено, что он обратился с такой же просьбой и к СССР. Кувейт теперь предлагал, чтобы США и СССР разделили защиту ее танкеров - СССР защищает пять, а США - шесть. Советский Союз согласился на повторную просьбу, и, хотя передавать свои танкеры под советский флаг кувейтцы не стали, 2 марта СССР и Кувейт договорились об аренде трех советских танкеров для транспортировки кувейтской нефти. 7 марта США сообщали Кувейту, что они сами возьмут под охрану все одиннадцать его танкеров и 2 апреля было подписано соответствующее соглашение. 15 апреля 1987г. советские представители объявили, что Кувейт зафрахтовал у СССР три танкера для перевозки нефти через Персидский залив и заявили о том, что советские военные корабли будут их сопровождать. Это были суда Новороссийского морского пароходства «Махачкала», «Маршал Баграмян» (1984г., 67980т) и «Маршал Чуйков» (1984г., 67980т), позже два последних заменили на танкеры «Победа» (68000т) и «Генерал Тюленев» (1983г., 68000т). В тот же день иранские представители заявили, что сдача Советским Союзом в аренду Кувейту нефтяных танкеров - "очень опасная ситуация". Четыре дня спустя, 19 апреля реагируя на посещение Кувейта советским заместителем министра иностранных дел Владимиром Петровским, иранские представители предупредили СССР, что залив может стать для них "вторым Афганистаном". Американцам подобное предупреждение было сделано 20 апреля. 27 апреля иранское руководство заявило, что они полностью контролируют северную часть залива и устанавливают там военную зону, 28 апреля командующий иранским флотом заявил, что он закроет Ормузский пролив, если другие державы покусятся на иранскую транспортировку импортных и экспортных товаров. В мае иранцы атаковали 14 танкеров, 2 мая стражи напали индийский танкер «B R Ambedkar» (89450т.), 4 мая они же - на «Petrobulk Regent» (31120т.) и 5 мая японский танкер «Shuho Maru» (258000т.) приблизительно в 48 километрах от саудовского побережья.

советские сухогрузы, доставляющие грузы по линии ГИУ ГКС, начал сопровождать БПК «Способный» (к-3р. Г.Никитин), начавший службу в заливе в марте. Этот корабль находился в походе с декабря 1986г., и конечной целью этой БС был переход корабля в Севастополь на средний ремонт с модернизацией. Т.о., моторесурс до ремонта у корабля был на исходе. Тем не менее корабль нес службу исправно. Как вспоминал член экипажа БПК Сергей Дадаев: «Ходовые вахты были почти постоянно, дрейфовали довольно редко, в ожидании очередного каравана или танкера для заправки…. Проводили в основном наши сухогрузы, на верхней палубе видел уазики и газоны цвета хаки, ребята рассказывали, кто на рабочем катере ходил "в гости", в трюмах - ящики со снарядами. Доводили их до тервод Кувейта. Когда шли обратно к Ормузскому проливу, к нам без спроса цеплялись японские супертанкеры полные нефтью, шли если не в кильватере, то недалеко».

По роковому стечению обстоятельств 17 мая произошел еще один инцидент. Две противокорабельные ракеты "Exoset", выпущенных «по ошибке» с самолета "Мираж" иракских ВВС, поразили американский фрегат «Старк» что привело к гибели 37 и ранению 21 члена экипажа (число жертв могло быть больше, т. к. одна ракета не взорвалась). Эти, а также другие случаи свидетельствовали о том, что выполнять задачу обеспечения советского судоходства будет не просто.

2 октября разведка сообщила, что Иран планирует нанести удар по большому саудовско-кувейтскому месторождению нефти на Ras al Khafji и по перерабатывающему комплексу. Именно эти объекты использовались для переработки и транспортировки нефти Ирака. После консультации с США Саудовская Аравия привела свои силы в готовность и предупредили Тегеран, что его план раскрыт. Тем не менее, иранцы решили продолжить операцию. 3 октября 48 - 60 иранских катеров, собранных около острова Харк (Kharg), выдвинулись к месторождению Ras al Khafji. Американцы обнаружили отряд и сосредоточили там свои силы во главе с судном «La Salle». Обнаружив их, иранцы отказались от своих планов. 5 октября иракцы нанесли ряд воздушных ударов по морским целям у острова Харк, в числе 4 пораженных целей был крупнейший танкер, атакованный до этого, «Seawise Giant» (564739т.). Это было 21 иракское нападение на танкеры с августа. Иран принимал ответные меры, его флот становился все более агрессивным, целый ряд атак прошел рядом с кораблями западных стран. Например, они поразили пакистанский нефтяной танкер в 3-4 милях от французского военного корабля «Georges Leygues». Иранский эсминец приблизился на расстояние мили к американскому эсминцу «Kidd» и начал захват цели радаром; американцы немедленно потребовали это прекратить, угрожая открытием огня. Иранское судно немедленно прекратило свои действия и ретировалось. 8 октября иранские суда обстреляли японское судно «Tomoe-8» (9400т.) под Панамским флагом в 60 милях к востоку от Jubail. Это произошло только спустя одну неделю после того, как Япония снова позволила своим судам входить в залив. В начале октября агентство ЮПИ сообщило: «официальные лица США при содействии британских разведывательных служб уже готовят частичную блокаду Ирана». 8 октября 3 вертолета и 2 катера американского спецназа в северной части Персидского залива атаковали отряд из 4 иранских судов, в результате был потоплен один катер и два повреждены, иранский корвет поспешил скрыться. Погибло 8 иранцев и 6 были пленены. На одном из катеров был захвачен один ПЗРК «Стингер». В тот же день иракские самолеты поразили греческое судно, в результате погиб один из моряков. С учетом этого за неделю обеими сторонами было поражено 9 судов, потери экипажей составили 7 убитыми и 4 пропавшими без вести.

В своем первом рейсе «Турбинист» провел танкер «Махачкала», а на обратном пути - теплоход «60 лет СССР».
В конце октября 1987г. ЭМ «Боевой» завершил свое участие в действиях в заливе. В период с 27 августа по 25 октября за 374 ходовых часа в Персидском заливе, было пройдено 4965 миль, в 16 конвоях проведено 22 советских судна. Присоединившиеся к ним иностранные суда, просившие защиты, а также суда, шедшие в иранские порты, не учитывались.

3 июля 1988г. в Персидском заливе произошел инцидент, который заострил внимание на ситуации в заливе. Американский РКР «Винсеннес» сбил иранский пассажирский авиалайнер «А-300» с 298 пассажирами.

Корабли, участвовавшие в конвойных операциях в Персидском заливе в 1987-1990гг., находились там в среднем по нескольку месяцев (от 2 до 5 месяцев). Список неполон и требует уточнений.
Деление на периоды условное, корабли входили в состав 8-й ОПЭСК. По нахождению кораблей там примерно получается вот что:
Осенью 1986 (после сентября)
1 боевой корабль.

С января 1987.
СКР класса Krivak (пр.1135).

март-май 1987.

Весна-осень 1987.
МТЩ пр.266М «Заряд» (к-л. В.Королев) ТОФ - май- (сентябрь) 1987г.
МТЩ пр.266М «Курский комсомолец» (к-3р. А.А.Голодов) ЧФ - май-октябрь 1987 провел 27 судов в 14 конвоях (по другим данным 16 конвоев).

СКР пр.1135 «Ладный» (к-2р. П.Журавлев) ЧФ - (июнь) - сентябрь 1987. провел 9 судов.

Лето-осень 1987.
ЭМ пр.956 «Боевой» (к-3р. Смирнов) ТОФ - 27 августа - 25 октября 1987 провел 22 судна в 16 конвоях.

1987.
СКР пр.1135 «Порывистый» (к-3р. С.С.Шишкин) ТОФ - 1987г. (когда - неизвестно, возможно, это именно он был в январе в заливе?)

Осень 1987-зима 1988.
МПК пр.1124 «Комсомолец Грузии» («МПК-127») (к-3р. С.Н. Колупаева) ЧФ - 1 сентября 1987-27 февраля 1988.
МТЩ пр.266М «Турбинист» (к-3р. М.И.Батуев) ЧФ - сентябрь 1987 - (январь) 1988
плавмастерская пр.301Т «ПМ-24» ЧФ (к-3р. А.Урбанчук) ЧФ - (ноябрь) 1987 - (январь) 1988г.
БПК пр.1155 «Адмирал Трибуц» (к-2р. В.Еловский) ТОФ - декабрь 1987- 1988 (в июне 1988 был уже дома) провел 41 судно в 17 конвоях (по другим данным - более 20 конвоев).

Зима-весна 1988.
МТЩ пр.266М «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов) ЧФ - (весна) 1988.

Весна-лето 1988.

СКР пр.1135 «Порывистый» (к-л Е.Крайнов) ТОФ - (июнь)- (август) 1988г. провел 17 конвоев.


МПК под командованием капитан-лейтенанта А.Вохмякина. 1988 провел 12 конвоев.
госпитальное судно пр.320А «Обь» ТОФ - 1988г.

Лето-зима 1988.

МТЩ пр.266М «Курский комсомолец» (ст.л. С.В. Антошин) ЧФ - зимой 1988 провел 32 судна.

Осень 1988-зима 1989.
БПК пр.1155 «Адмирал Захаров» (к-2р. А.В.Пискунов) ТОФ - 1988 - 1989г. (в поход вышел в октябре 1988, вернулся в базу в апреле 1989г.) провел 21 судно в 8 конвоях (по другим данным 53 судна в 23 конвоях)
МТЩ пр.266М «Якорь» ТОФ - (декабрь 1988, январь 1989)

МТЩ пр.266М «Вице-адмирал Жуков» (к-3р. В.М.Баскин) ЧФ - (декабрь) 1988 - (февраль) 1989г.
МТЩ пр.266М «Харьковский комсомолец» (к-3р. А.А.Закимовский) ЧФ (декабрь) 1988 - (февраль) 1989г.

1989.

ЭМ пр.956 «Боевой» (к-3р. Смирнов) ТОФ - 1989.
МТЩ пр.266М «Заряд» ТОФ - лето-осень 1989г.
МТЩ пр.266М «Турбинист» (к-3р. М.И.Пятничук) ЧФ - 1989.

1989-1990.
МТЩ пр.266М «Запал» (к-3р. С.Гусев) ТОФ - 1989-1990г.
БПК пр.1155 «Адмирал Виноградов» (к-2р. С.В.Тегенцев) ТОФ - 1989-1990 (?) (в марте 1990г. прибыл во Владивосток, завершив межфлотский переход) провел 22 судна в 9 конвоях.

Известно, что находились в заливе, но неизвестно, когда:
МТЩ пр.266М «Параван» ТОФ.
госпитальное судно пр.320А «Енисей» ЧФ.

Корабельный состав.
Боевые корабли:
БПК пр.61 «Способный» (к-3р. Г.Никитин) ТОФ - март-май 1987г.
БПК пр.1155 «Адмирал Трибуц» (к-2р. В.Еловский) ТОФ - декабрь 1987- 1988 (в июне 1988 был уже дома) провел 41 судно в 17 конвоях (по другим данным более 20 конвоев).
БПК пр.1155 «Маршал Шапошников» (к-2р. В.М.Бутяга) ТОФ - 1988г. провел 41 судно в 19 конвоях.
БПК пр.1155 «Адмирал Виноградов» (к-2р. С.В.Тегенцев) ТОФ - 1989-1990 (?) (в марте 1990г. прибыл во Владивосток, завершив межфлотский переход), провел 22 судна в 9 конвоях.
БПК пр.1155 «Адмирал Захаров» (к-2р. А.В.Пискунов) ТОФ - (февраль) - 1989г. (вернулся в базу в апреле 1989г.) провел 21 судно в 8 конвоях (по другим данным 53 судна в 23 конвоях).
БПК пр.1155 «Адмирал Спиридонов» (к-2р. А.Н.Яковлев) ТОФ (апрель) 1989г. провел 15 судов в 6 конвоях.
ЭМ пр.956 «Стойкий» (к-3р. М.Волк) ТОФ - сентябрь 1987- провел 86 судов в 44 конвоях.
ЭМ пр.956 «Осмотрительный» (к-2р. А.Назаров) ТОФ - (июнь)- (июль) 1988г. провел 31 судно в 16 конвоях.
ЭМ пр.956 «Боевой» (к-3р. Смирнов) ТОФ - 2 похода в залив: первый - 27 августа - 25 октября 1987г., провел 22 судна в 16 конвоях и второй - в 1989. В двух походах провел 50 судов в 29 конвоях.
СКР пр.1135 «Ладный» (к-2р. П.Журавлев) ЧФ - (июнь), - сентябрь 1987. провел 9 судов.
СКР пр.1135 «Порывистый» (к-3р. С.С.Шишкин, в 1988 к-л Е.Крайнов) ТОФ - 2 похода в залив: первый 1987 и второй (июнь)- (август) 1988г. провел 17 конвоев. За два похода провел 67 судов в 30 конвоях.
МПК пр.1124 «Комсомолец Грузии» («МПК-127») (к-3р. С.Н. Колупаева) ЧФ - 1 сентября 1987-27 февраля 1988г.
МТЩ пр.266М «Заряд» (к-л. В.Королев) ТОФ - 2 похода в залив: первый: май- (сентябрь) 1987г. и второй: лето 1989- конец 1989г.
МТЩ пр.266М «Курский комсомолец» (с 1992г. - «Наводчик») (к-3р. А.А.Голодов, в 1988 ст.л. С.В. Антошин) ЧФ - 2 похода в залив: первый май-октябрь 1987 провел 27 судов в 14 конвоях (по другим данным 16 конвоев) и второй зимой 1988-1989 провел 32 судна. 14 членов экипажа были награждены боевыми орденами и медалями.
МТЩ пр.266М «Турбинист» (к-3р. М.И.Батуев, в 1989- М.И.Пятничук) ЧФ - сентябрь 1987 - (январь) 1988; и 1989.
МТЩ пр.266М «Трал» (к-3р. В.Рогов) ТОФ - (июнь) - (август) 1988г. провел 41 судно в 18 конвоях.
МТЩ пр.266М «Рулевой» (к-л. Г.В.Сороколетов) ЧФ - (июнь) - (зимой) 1988г. провел 21 конвой.
МТЩ пр.266М «Снайпер» (к-3р. Н.М.Стрепко) ЧФ - май - (сентябрь) 1987г.
МТЩ пр.266М «Вице-адмирал Жуков» (к-3р. В.М.Баскин) ЧФ - 1988 - (февраль) 1989г.
МТЩ пр.266М «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов) ЧФ - (весна) 1988
МТЩ пр.266М «Сигнальщик» (к-3р. И.И.Тенюх) ЧФ - 1989
МТЩ пр.266М «Харьковский комсомолец» (с 1992 - «Радист») (к-3р. А.А.Закимовский) ЧФ - (февраль) 1989г.
МТЩ пр.266М «Контр-адмирал Першин» ТОФ - (февраль) 1989г.
МТЩ пр.266М «Запал» (к-3р. С.Гусев) ТОФ - конец 1989-1990г.
МТЩ пр.266М «Якорь» ТОФ (декабрь 1988, январь 1989)
МТЩ пр.266М «Параван» ТОФ

Вспомогательные суда:
плавмастерская пр.301Т «ПМ-24» (к-3р. А.Урбанчук) ЧФ - (ноябрь) 1987 - (январь) 1988г.
плавмастерская пр.304М «ПМ-59» ТОФ - август 1989 - июнь 1990г.
морской буксир (В.Шатинский) - (январь) 1988г.
плавбаза (иностранцы определили ее как плавучую базу подводных лодок Urga-класса, у нас это проект 1886) - октябрь 1987г.
плавбаза пр.1886 «Иван Колышкин» СФ - июнь 1988- февраль 1989г.
госпитальное судно «Обь» ТОФ - 1988г.
танкер «Аргунь» (капитан А.С.Войшвилло) ТОФ - 1987-1988г.
танкер «Память Ленина» (капитан А.П.Пономарчук) - ноябрь 1987-1988г.
рефрижератор «Карадаг» - 1988г.
Дополнительно:
«Даурия» (бывший лесовоз «Выборглес» пр.596П) корабль управления 8-й ОПЭСК,