Презентация на тему "культура киевской руси". Культура киевской руси - презентация Вопросы для закрепления материала

В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.

Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.


Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .

Слайд 2

  • Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

Слайд 3

В. Васнецов

  • Крещение Владимира
  • Крещение Руси. 988 г.
  • Слайд 4

    Крещение киевлян в Днепре

    Слайд 5

    Необходимость принятия новой религии объясняется:

    Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.

    • Католичество
    • Православие
    • Ислам
    • Иудаизм

    Причины выбора православия:

    • Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
    • Распространение христианства на Руси до князя Владимира
    • Обожествление в православии княжеской власти
    • Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
  • Слайд 6

    • Укрепление единства страны и центральной власти
    • Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
    • Развитие феодальных отношений
    • Рост международного престижа
    • Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

    Значение принятия христианства

    Князь Владимир

    Слайд 7

    Основные моменты крещения Руси

    Слайд 8

    • Кирилл и Мефодий
    • Письменность Древней Руси
  • Слайд 9

    Глаголица и кириллица

    Слайд 10

    • Летописец за работой
    • Нестор Летописец, реконструкция антропологов
    • Берестяная грамота
  • Слайд 11

    Литература Древней Руси

    • Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
    • Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
    • Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
    • Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
    • Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
    • От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
  • Слайд 12

    Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Микула Селянинович

    Основные идеи:

    Освобождение своей земли

    Защита земли Русской от врагов

    Народное устное творчество

    Слайд 13

    • Архитектура Древней Руси
    • Киев в Х в. Реконструкция
  • Слайд 14

    Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

    Золотые ворота. Киев 1037 г.

    Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.

    Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

    Слайд 15

    Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

    Слайд 16

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

    Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

    Ярослав Мудрый

    Слайд 17

    Софийский собор в Киеве. Современный вид

    Слайд 18

    Собор Святой Софии

    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
  • Слайд 19

    Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

    Собор Святой Софии

    Слайд 20

    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.

    Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича

    МХК-10

    Урок № 16-17

    Искусство Киевской Руси

    Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

    © А.И. Колмаков


    ЦЕЛИ УРОКА

    • познакомить с искусством Киевской Руси;
    • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
    • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

    ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

    • иконопись;
    • икона;
    • символика храма;
    • собор;
    • крестово-купольный тип храма;
    • язычество;
    • плинфа;
    • цемлянка;
    • хора;
    • фасад;
    • 13- и 5-главыйсоборы

    Универсальные учебные действия

    • исследовать истоки русской художественной культуры; находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре; создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник; осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде


    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    • Архитектура Киевской Руси.

    Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?


    подвопросы

    • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы.
    • Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры.

    Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.

    • Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

    Архитектура – вид искусства,

    который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

    Каменная архитектура,

    которая связана с

    Русью христианской

    Деревянная архитектура,

    которая восходит к

    Руси языческой


    Деревянная архитектура

    • многоярусность строений
    • увенчивание башенками и теремами
    • наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
    • украшение художественной резьбой

    «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.


    Каменная архитектура

    • Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест)

    Храм Успения Богородицы

    (Десятинная церковь).

    986–996 гг. Киев.


    Архитектура Киевской Руси

    • Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

    Архитектура Киевской Руси

    • Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

    Архитектура Киевской Руси

    • Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

    Архитектура Киевской Руси

    • Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

    Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.

    Собор Святой Софии в Киеве-

    памятник древнерусского зодчества,

    главное церковное и общественное

    здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.


    Софийский собор в Новгороде

    Софийский Собор в Новгороде памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.


    Софийские соборы в Полоцке и Чернигове.

    Софийский собор в

    Чернигове

    Софийский собор

    в Полоцке


    Золотые ворота в Киеве.

    Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме.

    Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.


    Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде.

    Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.




    Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

    Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.



    Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.


    Первые книги

    Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями


    Искусство средневековой Руси

    • Богочеловек
    • Вера
    • Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода.
    • Божья мудрость”
    • Материал для создания мозаики.
    • Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней.
    • Самый долговечный вид искусства.
    • Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре.
    • Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси.
    • Что символизирует бордовый плащ Богородицы.
    • Столица Руси в 10 веке.
    • Лак, которым покрывали иконы.



    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я научился…
    • Я смог…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…

    • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

    Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.)

    Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

    «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств» Б.А. Рыбаков, историк «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

    В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития. В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.

    из Именно земле земля была Новгородская одним центров образования Древнерусского в государства. Новгородской и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

    Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые Река да озера к Нову-городу, пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и По одной из А мхи да болота к Белу-озеру, процветанию. гипотез, Новгород Да чистое поле ко Пскову; возник на месте Темные леса Смоленские… трех небольших поселков. Широка мать-Волга под Казань Объединившись, шла, они огородили Подале того – и под Астрахань… свое новое Из-под белого горючего из-под поселение и стали камешка Новым городом – Выбегала мать Днепра-река Новгородом Да устьем впадала в море Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и процветанию. Река да озера к Нову-городу,А мхи да болота к Белу-озеру,Да чистое поле ко Пскову;Темные леса Смоленские…Широка мать-Волга под Казань шла,Подале того – и под Астрахань…Из-под белого горючего из-под камешкаВыбегала мать Днепра-рекаДа устьем впадала в море Черное… По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом

    Берестяные грамоты Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д. письма эластичнее, Для бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Берестяные грамотыДля письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д.

    Архитектура древнего занимает в место русской второй века Искусство Новгорода отдельное истории культуры. Во половине XII новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов. Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века. АрхитектураИскусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

    Юрьев монастырь в Новгороде Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря. сдвинул «Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря.Юрьев монастырь в Новгороде«Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.

    Церковь Спаса на Нередице,1198год Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. одноглавая, 4-столпная Кубическая, трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей. Владимировичем Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику.Церковь Спаса на Нередице,1198годКубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

    Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в. С конца XIII в. В новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Петра и Павла в Кожевниках, (1406) , Федора Стратилата на Ручью (1361). В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Федора Стратилата на Ручью Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в.Церковь Петра и Павла в КожевникахЦерковь Федора Стратилата на Ручью В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды.Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев.

    Фрески История монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии. Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров. Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. ФрескиИстория монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии.Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров.Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства.

    1 слайд

    Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее

    2 слайд

    3 слайд

    СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность Далее

    4 слайд

    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу. -Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря. -Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом. -Основание купола. -Главный храм Константинополя. -В дословном переводе с греческого означало «изображение». -Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты. -Живопись красками по сырой штукатурке. -Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания. Далее

    5 слайд

    Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов. Далее

    6 слайд

    Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева. Далее

    8 слайд

    Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами. Далее

    9 слайд

    При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота. Далее

    10 слайд

    Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. Далее

    11 слайд

    12 слайд

    Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

    13 слайд

    Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Далее Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

    14 слайд

    Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни. Далее

    15 слайд

    Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Далее

    16 слайд

    Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Далее

    17 слайд

    Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают. Далее

    19 слайд

    Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой. Далее

    20 слайд

    21 слайд

    Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м. Далее

    22 слайд

    С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве? Княгиня Ольга Князь Святослав Ярослав Мудрый Князь Владимир Владимир Мономах Далее