ПАК ДА — перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Авиация россии Авиационный комплекс дальней авиации пак

Мое детство и молодость прошли в стране под названием СССР. Я был и октябренком, и пионером, и комсомольцем. То есть, прошел практически все стадии социалистической обработки. Наша страна самая великая, самая, самая. Вся эта система воспитания взглядов, конечно же, никуда не делась. Да, сейчас я живу в другом мире, в другой стране. Да и сам я стал другим. Но воспитание, вбитое в подкорку, никуда не делось. И сейчас, глядя на то, как возрождаются наши вооруженные силы, не могу сдержать некоторого даже злорадства. Нате, буржуи, получите!

Последние достижения, особенно в области вооружений, дают нам всем чувство удовлетворения, гордости за страну, которая, наконец, возрождается и уже способна поставить на место некоторых зарвавшихся политиков. Да и некоторые страны тоже.

Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА

Системы РЭБ, подводные лодки, системы залпового огня и комплексы ПВО. ПАК ФА и новейшие танки. Наше оружие становится на порядок лучше мировых образцов. Большое количество перспективных тем и направлений. За короткое время, оборонный комплекс удалось вывести из хаоса, наладить производства и работу по перспективным разработкам. Отставание от мировых образцов вооружений, если не полностью ликвидировано, то, во всяком случае, близко к этому. А в некоторых случаях (как в комплексах ПВО, к примеру) и опережает зарубежную технику.

ПАК-ДА

В 2009 году между Минобороны РФ и ОАО «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по разработке принципиально нового самолета для Дальней авиации РФ. Уже к 2012 году техническое проектирование было закончено и начались опытно-конструкторские работы.

Самолет, выполненный по схеме «летающее крыло», вероятно, будет оснащаться отечественными двигателями самарской двигателестроительной фирмы «Кузнецов». Фирма «Кузнецов», входящая в ОДК, разрабатывает перспективные газогенераторные двигатели для самолетов ДА и ТА на ближайшее десятилетие. Это будет унифицированный, усовершенствованный двигатель линейки НК-32, который сейчас применяется на Ту-160 .

Основные параметры комплекса пока неизвестны. Ясно только что ориентировочная взлетная масса будет от 100 до 200 тонн. Будет также применена технология малозаметности. Самолет должен нести все типы видов авиационного вооружения, как существующих, так и перспективных.

Сроки первого полета отложены

В июле этого года, генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владимир Маслов, заявил, что первый полет комплекса ПАК-ДА переноситься на 2023-2024 годы. Это подтвердил Юрий Борисов, замминистра обороны РФ. В первую очередь перенесение сроков связано с решением о возобновлении выпуска ТУ-160. По утверждениям экспертов, самолет Ту-160 аэродинамически совершенен, а значит, имеет задел на десятилетия вперед по перевыпуску. Достаточно обновлять БРЭО, навигационное оборудование, комплексы вооружения, модернизировать двигатели. Самолеты этих типов долгое время еще могут оставаться в строю.

Новый комплекс – новая начинка

Авионику для ПАК-ДА уже разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» КРЭТ. Астронавигационная система позиционирования бомбардировщика, не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам, а значит, будет более эффективна в условиях жесткой РЭБ. Также самолет будет оснащен бесплатформенной интегральной навигационной системой (БИНС), на основе волоконно-оптических гироскопов.

Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться комплексом мер по малозаметности и гиперзвуковыми ракетами большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение».

В Америке тоже существует подобная программа разработки стратегического бомбардировщика – Long Range Strike Bomber LRS-B. И американская и наша программы идут примерно в одном направлении. И там и у нас отказались от гиперзвуковой режима, и от сверхзвукового крейсерского режима, в силу дороговизны разработок. Возможные лучшие качества малозаметности американского аналога, решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволять с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника.

Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Все корпорации «Ростех» подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) приобрел реальные очертания. . Его макет выполнен в масштабе 1:10. Сделан из композиционных материалов, которые, как можно предположить, составят основу его фюзеляжа. Создана и кабина будущей машины. Ее деревянный макет выполнен из дерева в натуральную величину и так же как «фюзеляж», проходит испытания в лабораториях самолетостроительной фирмы. Работы над перспективной машиной КБ «Туполева» ведет с 2008 года в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года.Кроме заявления КБ «Туполева» о существовании модели самолета, о новом бомбардировщике практически ничего неизвестно. Бывший командующий дальней стратегической авиацией Анатолий Жихарев заявлял, что «хотел бы видеть этот самолет с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности».Командующий Воздушно-космическими войсками Виктор Бондарев добавлял, что ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации ‒ Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь» ‒ основная ударная сила нашей воздушной компоненты стратегических ядерных сил сдерживания. Обе машины прошли серьезную модернизацию. На Ту-160 был установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555 и Х-101, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что собственно наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской компании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).Единственный вопрос - почему ВКС видят перспективный бомбардировщик дозвуковым, а не гиперзвуковым, что было бы логичней для перспективной машины будущего? Ответ на этот вопрос, скорее всего лежит в плоскости применения будущего бомбардировщика. Ту-160 создавался для прорыва массированной системы ПВО/ПРО вероятного противника. Должен был иметь для этого большую скорость, возможность выходить в ближний космос. Пилоты стратега даже надевают для этого специальные костюмы, очень похожие на скафандры космонавтов. Однако сегодня на вооружении машины стоят сверхдальнобойные крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Дальность их полета превышает расстояние в три тысячи километров. Есть информация о том, что создается еще более дальнобойная ракета.
В результате получается, что для выполнения боевой задачи ракетоносцу вообще не придется покидать пределы страны. То есть машине совсем не потребуется большая скорость, возможность забираться в космос для прорыва противоракетной обороны противника. Находясь в пределах России ее будет охранять собственная ПВО и истребители. Вот и получается, что дозвукового двигателя будет вполне достаточно. Тем более, что в производстве и эксплуатации он будет на порядок дешевле сверхзвукового мотора. В истребительной авиации та же тенденция. Самый современный американский истребитель F-22 Raptor имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.В ВКС не говорят, когда именно появится новый бомбардировщик. Его прототип должен быть представлен не ранее 2025 года. До этого времени в Дальней авиации планируют продолжить эксплуатацию Ту-95 и Ту-160. Последний должен получить еще и модернизированную версию – Ту-160М2. В начало его серийного производства уже вложено более 500 миллионов рублей.


Возможный вид ПАК ДА в случае его реализации по схеме «летающее крыло»

Вокруг новых разработок российского оружия, начиная с середины 2000-х годов, уже присутствует весьма плотная завеса военной и государственной тайны, которая значительно затрудняет выстраивание каких-либо надёжных и окончательных предположений о параметрах и виде нового, перспективного вооружения.
Достаточно вспомнить все предыдущие предположения о внешнем облике танка «Армата», который выводили из глубокой модификации Т-90, либо из перспективных танковых разработок периода 1980-х - 1990-х годов, но которая в итоге оказалась достаточно оригинальной концепцией на своём уникальном шасси, которое минимум в полтора раза крупнее Т-90.

Отсюда, в общем-то, следует и закономерный подход к вопросу обсуждения перспективных и новых видов вооружений, пока ещё находящихся в разработке — мы, со своей публично-«пиджачной» точки зрения обсуждаем весьма закрытую деятельность «мундиров», как различные вероятностные оценки. А потом уже «мундиры» показывают нам в итоге, что они сделали и насколько это у них получилось на достойном и современном уровне.
При этом даже если человек находится «в теме» — то, если он не главный конструктор или министр обороны, вряд ли знает всё и вся о проекте. В силу чего, например, в ответ (безусловно, неполный и приблизительный, так как — смотри мысль выше) вы, скорее всего, услышите нечто вот такое .
В этом и есть проблема современного инженера или конструктора (если вы не Главный) — человек занимается своим куском работы и может, например, рассказать вам всё о гиперзвуковых маневрирующих блоках. В рамках подписки о неразглашении, конечно. А вот о параметрах самой разрабатываемой ракеты или самолёта этот простой инженер знает достаточно немного — вполне себе на уровне обычных людей. Короче, тот же кулик, что и мы с вами, просто сидящий ближе к центру болота.

Поэтому при рассказе о возможном облике и параметрах ПАК ДА я буду, как и в случае «Сармата», опираться на некие общие соображения, учебники физики, технические справочники и понимание того, что часто вариант «достать готовое из архива и модернизировать» в инженерной среде трусостью не считается.
Хотя и не буду утверждать, что моя реконструкция будущего облика ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) является единственно правильной.
Кто его знает — может быть в 2020-м году мы увидим нечто такое, от чего у всех нас отпадёт нижняя челюсть и мы скажем: «Ну, ёлки-палки, умеем же, когда захотим!»
Засим, приступим.


Во-первых, до начала проведения анализа возможных параметров ПАК ДА стоит оценить все те сообщения и заявления официальных лиц, которыми нас снабжала российская пресса на протяжении всего процесса предварительной работы над будущим обликом ПАК ДА.
Работы над НИОКР по комплексу ПАК ДА были начаты конструкторским бюро Туполева в 2009 году, уже шесть лет назад. В начале 2011 года заместитель министра обороны Владимир Поповкин сообщил , что технический проект ПАК ДА должен был быть готов к 2015 году.
Вплоть до марта 2013 года, судя по всему, сохранялась неопределённость в концепции самого бомбардировщика — принципиальный выбор между возможностью совершенствования «белого лебедя» Ту-160, который реализовывал концепцию сверхзвукового высотного бомбардировщика и концепцией малозаметного дозвукового бомбардировщика прорыва ПВО на сверхнизкой высоте, концепцию которого реализовывали, например, такие машины, как американские В-2 и В-1В, был ещё открыт:


Ту-160. Быстрый, высотный, сверхзвуковой.


В-1В. Околозвуковой, низковысотный, малозаметный.


В-2. Дозвуковой, низковысотный, малозаметный.

Окончательный выбор концепции для ПАК ДА, судя по всему, не давался столь уж легко: в СССР и в современной России технологии снижения заметности самолётов отнюдь не добрались до серийных машин в таком законченном виде, как это случилось в США — скорее, можно было говорить о том, что к середине 1990-х годов в России смогли более-менее довести до опытных моделей тот задел, который сделали по малозаметности самолётов (пресловутому «стелс») в позднем СССР. Но ни о каких серийных машинах речь, понятное дело, не шла.

При этом, надо отметить, что выбор «сверхзвуковой-высотный-заметный» и «околозвуковой-низковысотный-малозаметны й» является в чём-то окончательным и однозначно определённым: сумма требований для осуществления обеих режимов полёта одновременно оказывается практически неподъёмной для реального самолёта в современных условиях.
Так, например, при переходе к концепции прорыва ПВО на сверхнизкой высоте при разработке бомбардировщика В-1 пришлось отказаться от сверхзвукового полёта: в нижних слоях атмосферы, у земли В-1 «вытягивал» своими двигателями и конструкцией планера только низкий сверхзвук (1,25М вместо 2,2М у первой версии В-1А, которая создавалась, как перспективная сверхзвуковая замена стратегического дозвукового В-52).

Кроме того, если вы хотите добиться малой заметности самолёта и его позднего обнаружения не только за счёт огибания рельефа на сверхнизкой высоте, но и за счёт рассеивания и поглощения радиоизлучения и/или же малой заметности для тепловизоров — то вам надо идти на ещё большие жертвы, реально уродуя аэродинамику самолёта и превращая его в летающего «гоблина», как, собственно говоря, и произошло с истребителем-бомбардировщиком F-117 и c бомбардировщиком В-2:


Сравнение классических В-52 и «стелса» В-2

Кроме того, что технологии снижения заметности самолёта неизбежно лишают его «высокого» сверхзвука (М=2,0...2,2), они ещё и неизбежно снижают его боевой радиус: даже на дозвуковой скорости в нижних слоях атмосферы лететь просто неудобнее: достаточно много топлива приходится тратить лишь на преодоление сопротивления воздуха.
В силу чего «стелсы», при прочих равных, имеют меньший боевой радуис по сравнению с высотными сверхзвуковыми самолётами. Ну и за «гоблинский облик» тоже приходится платить.

Отсюда мы можем смело отметать любые заявления о сверхзвуковом или даже гиперзвуковом характере конструкции ПАК ДА при обеспечении ещё и малозаметности, которые звучали вплоть до начала 2013 года: малозаметность и сверхзвук пока что несовместимы. Или одно — или другое.

Для дальнейшего анализа перспектив и возможностей ПАК ДА нам надо рассмотреть его двигатели. В 2014 году, на выставке «Оборонэкспо-2014» было озвучено выбранное техническое решение по двигательной установке ПАК ДА: будущий бомбардировщик получит модифицированные двигатели от Ту-160, НК-32-02, производства всё того же ОКБ Кузнецова (теперь — ОАО «Кузнецов»).

Вопрос двигательной установки для ПАК ДА сегодня является, если честно, самым главным — совсем о том, как отсутствие запроектированных и доведенных двигателей погубило в начале 1960-х годов и перспективный стратегический бомбардировщик М-50 и, вместе с ним — и всё ОКБ Мясищева.
При этом ситуация с восстановлением производства НК-32 отнюдь не выглядит столь радужной: начальные планы передать заказчикам модернизированный и модифицированный НК-32, которые в 2010-м году озвучивались , как реальные на 2013-2015 год, на сегодня уже сдвинулись на 2016 год. Пока.

Ситуацию с НК-32 осложняет и тот момент, что новые двигатели, выпущенные ОАО «Кузнецов» после 1993 года, необходимо будет буквально поштучно распределять на уже существующие, но требующие плановой модернизации и замены двигателей самолёты: в очереди на замену двигателей уже стоят около 30 Ту-22М3 (по два двигателя на машину) и 13 стратегических ракетоносцев Ту-160 (по 4 двигателя на машину).
Учитывая, что все эти самолёты изначально запланировано модернизировать до 2020 года (Ту-22М3) и 2023 года (Ту-160), то планы выпуска 20-22 двигателей в год «к 2023 году» выглядят, мягко говоря, недостаточными. Особенно на фоне того, что на НК-32 есть реальная очередь и от других заказчиков.

Кроме того, отсюда следует и грустный прогноз касательно первых планеров ПАК ДА, которые, скорее всего, могут появится к 2020 году: вплоть до разворачивания серийного производства НК-32 на самарском заводе и до выполнения массы горящих, первоочередных программ, новый дальний бомбардировщик будет летать с каким-то двигательным «эрзацем», как и его «коллега по несчастью» — ПАК ФА.

Однако, сами по себе параметры НК-32 (поскольку другого двигателя, если честно, нет и на горизонте), позволяют нам прикинуть возможности ПАК ДА.
В конструкции ПАК ДА предусмотрено использование четырёх двигателей НК-32, но без форсажной камеры, установленной на Ту-160: самолёту ПАК ДА, как мы определили, сверхзвук не нужен.
Максимальная бесфорсажная тяга четырёх НК-32 составляет 4 х 18000 кгс (около 72 тонн). Тяговооруженность современного самолета обычно находится в районе 0,25, что ограничивает максимальный взлетный вес ПАК ДА пределом в 280 тонн. Учитывая различные «гоблинские» штучки для создание эффекта малозаметности, которые негативно влияют на энерговооружнность, реальный вес ПАК ДА будет, скорее всего, даже меньше максимального взлётного веса Ту-160, который составляет 275 тонн. Скорее всего, речь пойдёт о 220-250 тоннах.


Что оно будет на самом деле — увидим. Но требование малозаметности определяет что-то вроде такого внешнего вида ПАК ДА.

Если же отвлечься от фантазий о внешнем виде (тут вам и в самом деле никто не скажет, как это будет в реальности выглядеть, как это и прозошло, кстати, с ПАК ФА или «Арматой»), то дальше нам опять-таки надо вернуться к двигателям.
При весе самолёта в 220-250 тонн, исходя из конструкционного совершенства современных самолётов и хотя бы 30 тонн боевой нагрузки, вес топлива составит около 100 тонн. Здесь я, опять-таки, исхожу из того, что в Ту-160 влазит 148 тонн топлива при массе пустого самолёта в 110 тонн и максимальной взлётной массе в 275 тонн.
То есть, учитывая дозвук и малозаметность, получится что-то на уровне Ту-160 и хотелось бы, чтобы не сильно хуже.

Удельный расход топлива у НК-32 составляет 0,535 кг/кгс в час, крейсерская тяга четырёх двигателей НК-32 составит 4 х 2900 кгс = 11400 кгс, расход топлива около 6,1 тонны в час, время полёта около 16 часов, дальность полёта при нормальной дозвуковой скорости в 800 км/ч * 16 ч = 12800 км. Боевой радиус, соответственно — 6400 км.
В принципе, сравнимо с парметрами как сверхзвуковых стратегов образца 1980-х годов, так и с дозвуковыми, шумными и легко заметными бомбардировщиками вида Ту-95 и В-52 родом из 1960-х.
При таком подходе к расчётам, кстати, ПАК ДА будет иметь боевой радиус где-то на 1000 км больше , чем малозаметные американские аналоги В-1В и В-2 при сравнимой боевой нагрузке, что тоже очень неплохо.

Ну а установка на ПАК ДА комплекса крылатых ракет Х-101 с дальностью выстрела в 4500-5500 км доводит боевой радиус до искомых 11-12 тысяч километров, чего вполне хватает для гарантированного удара по континентальной территории США вне зависимости от выбранного маршрута: через Северную Атлантику, через Аляску или через Северный полюс.


Фотография Ту-95 с крылатыми ракетами Х-101 на внешней подвеске. Предположительно — испытания прототипов, 2012 год.

Таким образом, в случае положительного решения вопроса о двигателях, проект ПАК ДА вполне выводит на новый уровень вопрос применения дальней авиации, с учётом «ухода на пенсию» старичка Ту-95 в районе 2040 года и модернизации существующего парка Ту-160 и Ту-22М3.
В этом случае ПАК ДА осуществляет прикрытие своим ударом прорыва Ту-160 и Ту-22М3 к целям на территории вероятного противника, в случае поддержки применения этих сверхзвуковых самолётов массированным пуском ракет Х-101 с дальности около 5000 км, которые в этом случае «догоняют» ударную волну Ту-160 и Ту-22М3.

Для Ту-95 такая тактика внезапного пуска, понятное дело, становится неосуществимой: вероятный противник засекает эти бомбардировщики ещё на подлёте к огневому рубежу, задолго до пуска ракет.

Какие же принципы могут быть использованы для уменьшения заметности ПАК ДА?
Скорее всего, в этом плане будут использованы как собственные наработки ОКБ Туполева, так и незаконченные проекты ОКБ Сухого, которые были проведены в СССР в 1980-е годы и закрыты на волне кризиса 1990-х уже во времена Российской Федерации.
Это — проект Т-60С и так называемый «объект 54С». К сожалению, даже сейчас информация об этих опытных самолётах до конца не рассекречена, в силу чего большая часть заключений базируется на публичных утечках, произошедших во времена общего бардака в 1990х годах.

Проект Т-60С представлял собой глубокую модернизацию фронтового бомбардировщика Су-24 и вёлся в ОКБ Сухого с 1984 по 1991 год и, судя по всему, представлял собой первую советскую попыку сделать настоящий «стелс». У проекта Т-60С был очень интересный главный конструктор — Наум Семёнович Черняков, которого в полном праве можно назвать как «великим инноватором», так и «великим неудачником»: все его крупные самостоятельные проекты так и не дошли до стадии серийного производства.
Черняков всё время «делал странное», создав в 1950-х годах стратегическую крылатую ракету «Буря», а потом сконструировав знаменитую «сотку» Т-4 — ударный сверхзвуковой разведчик-ракетоносец, который должен был в одиночку уничтожать авианосные группы противника.
Не избежал, к сожалению, грустной судьбы и проект Т-60С: уже на стадии проектирования в него попали несколько неудачных идей , которые и остановили в итоге его разработку в 1991 году. Т-60С стал последним проектом Чернякова.

Реконструкций Т-60С в сети достаточно много, мне, например, нравится вот такая, но, в целом, судя по имеющейся информации, до изготовления опытного экземпляра дело так и не дошло — продувки моделей самолёта в аэродинамических трубах ЦАГИ уже выявила массу проблем, «несовместимых с жизнью» Т-60С:

Однако, на основании работ по Т-60С, в ОКБ Сухого приблизительно в то же время были начаты и работы по параллельному проекту — «объект 54С», работы по которому продолжались даже после распада СССР, вплоть до 1994 года.
В частности, об «объекте 54» вспоминают, например, в книге «ОКБ П. О. Сухого. Заметки в летопись: вооруженцы» (Алферов К. Е., Москва, 2014):

«Основным разработчиком внутрифюзеляжных установок вооружения для изделия 54 стало МКБ "Старт". Ему же довелось разработать, изготовить и даже испытать в наземных условиях барабанную катапультную установку МКУ-6-170 для применения в составе перепроектированного изделия 54. Однако после 1994 года в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, разработка изделия 54 и вооружения для него была практически свёрнута.»

«Неизвестный Сухой» (Анциелович Л. Л., Москва, 2008)

«С учетом замечаний военных ОКБ было предложено проводить работы в направлении дальнейшего повышения боевых характеристик Су-24БМ, однако впоследствии из МАП получено недвусмысленное указание: начать новую разработку. В результате, с 1981 года проектирование самолета осуществлялись уже в новой компоновке, тема получила обозначение Су-24БМ2 (Т-6БМ2). В 1982 году состоялась защита эскизного проекта, а в 1983 - макетная комиссия. С 1984 года начался новый этап проектирования - разработка фронтового ударного самолета под заводским шифром "изд. 54". Работы по этой программе продолжались в ОКБ в общей сложности более 10 лет За это время несколько раз менялась компоновка машины, прошло два полноразмерных цикла проектирования, включающих последовательную разработку аванпроекта, эскизного проекта, макетной комиссии и выпуска рабочей документации, а на заводе в Новосибирске даже осуществлялась постройка опытного образца самолета. Однако после 1994 года, в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, работы были практически свернуты.»


Гипотетический вид «объекта 54С».

Более подробно отрывки информации о Т-60С и «объекте 54С» проанализированы по ссылк е, к которой я вас и отсылаю.
В целом же, судя по всему, для программ советского стелса в ОКБ Сухого использовался переоборудованный самолёт Су-27, на который было установлено стелс-сопло от будущего проекта:

Нынешнее состояние этой опытной машины, в общем-то, плачевно (самолёт слева, стелс-сопло снято):

Поэтому вопрос использования стелс-наработок ОКБ Сухого в перспетивном ПАК ДА по мне имеет столько же подводных камней, как и процесс разворачивания по-новой производства модернизированного НК-32 в Самаре.

В общем, проблем у гипотетического «объекта 80» пока что, скорее всего, намного больше, чем хороших конструкторских решений.
И, будет ли это «губокая модернизация Ту-160», как это написано по последней ссылке, либо же всё-таки «российский стелс» с дозвуковой скоростью, построенный по схеме «летающее крыло» — мы увидим, надеюсь, уже в 2020 году.
Если, конечно, всё будет в порядке.

В настоящее время основу стратегической авиации России и США составляют достаточно старые самолеты. Так, самый новый американский бомбардировщик самого многочисленного типа Boeing B-52H Stratofortress был построен в 1962 году, и с тех пор самолеты этой модели лишь проходили модернизацию тех или иных систем. Самым массовым стратегическим ракетоносцем ВВС России является Ту-95МС, который тоже нельзя назвать новым – первая машина этого типа поднялась в воздух в 1979 году. Несмотря на все ремонты и модернизации, техника устаревает как морально, так и физически, из-за чего ей требуется замена. Следует отметить, что в составе ВВС двух стран имеются и более новые стратегические бомбардировщики, однако по численности они не могут сравниться со «стариками». Кроме того, сравнительно новые Northrop Grumman B-2 Spirit и Ту-160 в будущем тоже устареют и потребуют замены. Как видим, в течение ближайших десятилетий Соединенным Штатам и России понадобятся новые стратегические бомбардировщики, которые смогут стать достойной заменой существующей технике. Проекты таких самолетов уже разрабатываются.

ПАК ДА (Россия)

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) является одним из самых важных проектов в рамках развития российских ВВС. По имеющимся данным, самолет, созданный в ходе этой программы, в будущем сможет стать основным дальним бомбардировщиком отечественных ВВС. Его характеристики позволят заменить все существующие дальние бомбардировщики: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Основной причиной этого является возраст имеющейся техники: к моменту начала серийного производства бомбардировщиков ПАК ДА у некоторых из существующих самолетов должен закончиться ресурс и их придется списать.

Определение требований к перспективному стратегическому бомбардировщику для ВВС России началось еще в конце девяностых годов, но тогда, по ряду причин, эти работы затянулись. Требования были сформированы только во второй половине следующего десятилетия. Ориентировочно в 2007-2008 годах был объявлен конкурс на разработку самолета ПАК ДА, который завершился в 2009-м. Контракт на разработку бомбардировщика получила фирма «Туполев».

За прошедшее с тех пор время сотрудники ОАО «Туполев» и смежных предприятий провели массу важных работ, целью которых являлось создание предварительного проекта перспективного самолета. В конце прошлого года сообщалось, что предварительный проект согласован с заказчиком, в 2014 году должны начаться полномасштабные опытно-конструкторские работы. Таким образом, в течение нескольких следующих лет предприятия Объединенной авиастроительной корпорации смогут начать строительство первого прототипа нового самолета.

В начале апреля издание Jane’s сообщило, что на одном из недавних брифингов президент ОАК М. Погосян рассказал о ходе проекта ПАК ДА. Как пишет зарубежное издание, разработка проекта завершена. Самолет ПАК ДА уже готов «на бумаге», а в ближайшем будущем начнется строительство и испытания некоторых агрегатов будущего бомбардировщика. Иные подробности пока остаются неизвестными.

О точных сроках завершения работ по проекту ПАК ДА пока говорить трудно. За последние годы официальные лица неоднократно называли примерное время начала того или иного этапа проекта, но позже заявленные сроки корректировались. К примеру, в середине прошлого десятилетия планировалось построить самолет-прототип к 2015 году и вскоре начать его испытания. В 2011 году первый полет «перенесли» на 2020 год, а принятие на вооружение запланировали на середину двадцатых. В самом конце прошлого года командующий дальней авиацией генерал-лейтенант А. Жихарев рассказал, что испытания нового бомбардировщика должны начаться в 2019 году, а к 2025-му начнутся поставки серийных машин в ВВС.

Точные сроки появления опытного самолета ПАК ДА, начала его испытаний или поставки серийных машин в войска пока вызывают некоторые вопросы. По ряду причин разного характера сроки могут сдвигаться в любую сторону. Первый полет бомбардировщика может состояться как раньше, так и позже называемого сейчас 2019 года. Из имеющихся сведений следует, что сейчас точному определению сроков мешает только сложность конструкторских работ. Важный этап формировании облика самолета уже пройден, а сейчас разработчики проекта заняты созданием проекта, в соответствии с которым будет строиться новая техника.

К сожалению, основная масса информации о техническом облике самолета ПАК ДА до сих пор скрывается от общественности, что способствует появлению различных версий и спекуляций. Оглашенные официальные сведения о требованиях к новому самолету крайне скудны и позволяют делать только самые общие выводы. К примеру, летом прошлого года главком ВВС генерал-лейтенант В. Бондарев рассказал, что самолет ПАК ДА будет дозвуковым. При этом он сможет брать на борт большую боевую нагрузку в сравнении с существующим самолетом Ту-160. Немного позже главком ВВС заявил, что ПАК ДА сможет нести различное вооружение, в том числе гиперзвуковые ракеты.

Заявления о дозвуковой скорости и большой дальности полета, а также о большой полезной нагрузке стали причиной появления предположения, согласно которому самолет ПАК ДА будет построен по схеме «летающее крыло». Подобная компоновка самолета позволит обеспечить оптимальное сочетание высоких летных данных и большого объема внутренних отсеков. Кроме того, большие внутренние объемы дадут возможность увеличить количество топлива и, как следствие, дальность полета.

Бомбардировщик ПАК ДА должен будет заменить самолеты нескольких типов: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Кроме того, известно, что он будет нести больше полезной нагрузки, чем Ту-160. Из этого следует, что перспективный бомбардировщик сможет брать на борт не менее 30 тонн ракетного или бомбового вооружения различных типов. По-видимому, ПАК ДА получит возможность использования всей номенклатуры вооружения существующих дальних бомбардировщиков, благодаря чему сможет нести и применять ракеты Х-22 или Х-55, а также перспективное , например ракеты Х-101.

Количество планируемых к постройке самолетов ПАК ДА пока не определено. Появление подобных цифр следует отнести к следующим этапам проекта, когда станут известны характеристики и боевые возможности нового самолета, а также его стоимость. Нельзя исключать, что примерные планы на этот счет уже есть, но они пока не оглашены. Вероятно, количество запланированных бомбардировщиков будет объявлено во второй половине текущего десятилетия. Исходя из того факта, что ПАК ДА призван заменить существующие дальние бомбардировщики, он может быть построен серией, как минимум, в несколько десятков единиц.

LRS-B (США)

C середины прошлого десятилетия США работают над собственным проектом перспективного стратегического бомбардировщика. За это время военные и авиационная промышленность провели ряд исследований и определили некоторые черты облика нового самолета. Примечательно, что программа разработки нового дальнего бомбардировщика несколько раз меняла свое название. Она стартовала под обозначением 2018 Bomber («Бомбардировщик 2018 года»), затем называлась NGB (Next-Generation Bomber – «Бомбардировщик следующего поколения»), а теперь известна как LRS-B (Long-Range Strike Bomber – «Дальний ударный бомбардировщик»).

Программа 2018 Bomber была начата с целью создания нового стратегического бомбардировщика, способного заменить устаревшие B-52 и B-1. Эти самолеты не в полной мере устраивают военных и поэтому требуют замены. Целью нового проекта, как ясно из его названия, было создание бомбардировщика к 2018 году. Дальнейшие события в рамках программы показали, что такие планы были чересчур смелыми. Сроки начала строительства самолетов сдвинулись, а проект получил новое название – NGB.

Одним из самых важных вопросов на ранних стадиях проекта 2018 Bomber/NGB был общий облик бомбардировщика. Рассматривались перспективы нескольких предложений. Самолет мог быть до- или сверхзвуковым, рассматривались и сравнивались пилотируемый и беспилотный варианты, а также другие особенности проекта. В итоге было решено строить дозвуковой бомбардировщик с кабиной пилотов. Использование беспилотных технологий, равно как и создание сверхзвукового самолета, посчитали нецелесообразным. В дальнейшем все требования к бомбардировщику NGB формировались в соответствии с определенной концепцией.

Еще во время использования названия 2018 Bomber появились предложения относительно методов работы перспективного самолета. Предполагалось, что он сможет летать на большие расстояния, а также осуществлять патрулирование в удаленных районах. Для этого самолет должен быть построен с использованием т.н. стелс-технологий, а также использовать набор радиоэлектронного оборудования, позволяющий ему получать необходимые данные и быстро выполнять поставленные задачи.

В последние годы Пентагон вынужден работать в условиях постоянных сокращений военного бюджета, из-за чего ему приходится замораживать уже начатые проекты, а также откладывать реализацию планируемых. Одним из подобных «невезучих» проектов оказался 2018 Bomber/NGB/LRS-B. На протяжении нескольких последних лет военные и Конгресс спорят о необходимости подобной разработки, о ее особенностях и стоимости. Как результат, к настоящему времени разработка самолета все еще не начата.

Требования к новому самолету LRS-B постоянно корректируются, но общие их черты в течение последних лет остаются без изменений. К примеру, в начале 2011 года считалось, что общая стоимость программы LRS-B не должна превышать 40-50 миллиардов долларов. За эти деньги предполагалось приобрести 175 самолетов: 10 эскадрилий по 12 бомбардировщиков, а также 55 учебных и резервных самолетов. Предполагалось, что для компенсации роста стоимости программы количество запланированных самолетов можно будет сократить за счет резерва.

Самолет LRS-B было решено делать дозвуковым. Дальность полета без дозаправки задавалась не менее 5000 миль (более 9200 километров). Требуется предусмотреть систему дозаправки в полете, предназначенную для повышения радиуса действия. Боевая нагрузка самолета не должна была превышать 28 тыс фунтов (около 12,7 тонны). В номенклатуру применяемых боеприпасов предлагалось включить все существующие и перспективные управляемые и неуправляемые типы ракетно-бомбового вооружения. Требовалось предусмотреть возможность использования ядерных боеприпасов.

Бомбардировщик LRS-B должен быть способен выполнять боевую задачу в любых условиях и любых метеоусловиях. Кроме того, требуется обеспечить выживание самолета при выполнении боевой задачи над территорией противника, в зоне действия его противовоздушной обороны. Для этого конструкция бомбардировщика должна быть выполнена с использованием стелс-технологий, а в состав бортового оборудования необходимо включить современные системы радиоэлектронной борьбы с высокими характеристиками.

Самолет LRS-B предполагалось оснастить самым современным радиоэлектронным оборудованием, позволяющим производить наблюдение за обстановкой и обмениваться тактической информацией с базой и другими самолетами. В дальнейшем предлагалось создать соответствующий набор оборудования и сделать на основе LRS-B беспилотный самолет. Такая версия бомбардировщика, как ожидалось, могла бы иметь больший боевой потенциал в сравнении с базовой пилотируемой.

В конце февраля 2014 года командование ВВС огласило новые планы на перспективные стратегические бомбардировщики. Теперь предполагается, что новый самолет будет готов к серийному производству в первой половине двадцатых годов. В середине следующего десятилетия ВВС США получат первые серийные машины новой модели. Пока предполагается приобрести от 80 до 100 самолетов LRS-B. Точное их количество будет определено лишь после разработки проекта и формирования окончательной стоимости самолетов.

Осенью этого года предполагается выпустить запрос предложений по программе LRS-B. Этот документ станет первым шагом к проведению конкурса и выбору разработчика перспективного бомбардировщика. Предполагается, что в конкурсе примут участие компания Northrop Grumman и альянс фирм Boeing и Lockheed Martin. Кто именно станет головным разработчиком бомбардировщика LRS-B – покажет время.

Ход двух проектов, направленных на развитие стратегической авиации США и России, заметно отличается, хотя и имеет некоторые общие черты. Страны уже не первый год занимаются созданием новых дальних бомбардировщиков и уже строят планы о сроках завершения работ. При этом нельзя не отметить стадии, на которых сейчас находятся два проекта. Российская программа ПАК ДА вступила в стадию основных опытно-конструкторских работ, а американский проект LRS-B все еще не дошел до конкурсного этапа. Несмотря на это, оба бомбардировщика должны впервые подняться в воздух примерно в одно время – не ранее конца текущего десятилетия. Поставки самолетов в войска планируется начать в середине двадцатых годов.

В обоих проектах предполагается применить массу новых идей и технических решений, которые помогут перспективному самолету получить высокие характеристики. Военные двух стран имеют свои собственные взгляды на облик дальнего бомбардировщика ближайшего будущего, из-за чего самолеты будут серьезно отличаться. Какими будут эти отличия, а также как будут выглядеть перспективные стратегические бомбардировщики, пока до конца не ясно. Их сходства и различия можно будет обсудить только через несколько лет, когда материалы по проектам будут показаны широкой публике.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://flightglobal.com/
http://airforcetimes.com/
http://defensenews.com/

«Летающее крыло» с эффектом невидимки: каким будет новый перспективный авиакомплекс Дальней авиации

С возобновлением производства легендарных «Белых лебедей» – сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности, вновь напомнила о себе тема создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Фото: Алексей Иванов / ТРК «Звезда»; Центральный аэрогидродинамический институт

Несомненно, Ту-160М2 (именно эта машина сменит в ВКС России модель «типовой» 160-й серии) превзошла свое время и еще долго останется лидером в своем сегменте. Однако сегодня речь идет о концепции дальнейшего развития арсенала отечественной Дальней авиации. Новый комплекс, работы над которым стартовали еще несколько лет назад, должен дополнить существующие возможности «Белого лебедя» и стать еще одним надежным боевым средством стратегической военной авиации России.

И ракетоносец, и воздушный космодром

О том, что проект ПАК ДА не отставлен «до лучших времен», а реализуется в плановом порядке, сообщил некоторое время назад заместитель министра обороны России Юрий Борисов , курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с ОПК. Во время очередного посещения Казанского авиазавода он не только завел разговор на эту тему, но и даже сообщил сроки предполагаемого первого полета комплекса – 2025-2026 годы.

«Начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы», – отметил замминистра обороны РФ, подчеркнув, что характеристики у нового комплекса будут гораздо лучше, чем у всех существующих самолетов Дальней авиации.

На сегодня концепция ПАК ДА уже приобрела реальные очертания. По информации научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, академика РАН Евгения Федосова , разработчиками ракетоносца уже защищен соответствующий аванпроект. Подтвердило существование проекта «самолета будущего» и ПАО «Туполев», причем, по некоторым сведениям, создан даже макет машины, выполненный в масштабе 1:10. Как говорят эксперты авиационного направления, речь идет о принципиально новом самолете – с современным прицельно-навигационным комплексом, способном применять все существующие и перспективные виды авиационного вооружения, оснащенным новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы. Примечательно, что машина может быть использована не только как ракетоносец, но и взять на себя функции дальнего перехватчика , и даже в какой-то степени использоваться в качестве летающей платформы для запуска космических аппаратов из стратосферы. В общем, как отмечают специалисты, это будет именно комплекс, способный выполнять самый широкий спектр задач боевого применения в различных условиях эксплуатации.

Сам проект летательного аппарата пока обозначен лишь схематично, контурно, подробно широкой публике он не представлен. Из имеющихся открытых источников можно сделать вывод, что машина будет выполнена по схеме «летающее крыло» – компоновке, при которой роль фюзеляжа играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Также известно, что самолет решено сделать дозвуковым: значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят ему преодолеть скорость звука. Вместе с тем, как отмечается в ряде источников, будет обеспечена пониженная заметность для радаров, то есть машину изготовят с применением технологий стелс. В целом, самолет должен превзойти по своим характеристикам многие нынешние модели летающих ракетоносцев, причем не только отечественных, но и западных. К примеру, за счет усовершенствованной схемы планера и новейших двигателей ПАК ДА получит возможность длительного пребывания в воздухе, сможет взлетать и садиться в любых условиях , принимать на борт максимально широкую номенклатуру средств поражения.

По принципу разумной достаточности

Ближайшие конкуренты ПАК ДА – американские Northrop B-2 Spirit и В-1В Lancer – проигрывают нашей модели по целому ряду параметров. Кстати, Россия и США являются единственными мировыми державами, имеющими в составе своих вооруженных сил стратегическую авиацию. Так в чем же уступают самолеты заокеанского производства нашим? Отличия относятся, к примеру, к возможностям приема полезной нагрузки, которая у американцев представлена, в основном, бомбами, а не ракетами. Кроме того, для бюджета Пентагона, даже с его колоссальными размерами, содержание такого вида техники становится все более обременительным. Известно, например, что стоимость B-2 Spirit превышает фантастические 2 млрд долларов , и не случайно программа выпуска этих самолетов была свернута после выпуска всего лишь двух десятков таких машин. Не исключено, что именно по этой причине проект будущего стратега Long Range Strike Bomber LRS-B сейчас отодвинут как минимум до середины 30-х годов нынешнего столетия.

Российская разработка подобных гигантских трат не предполагает. По имеющимся сведениям, основу конструкции ПАК ДА составят относительно недорогие композитные материалы. Не таким затратным выйдет проект и с учетом поставок титана – материала, который активно применяется в авиастроении подобного назначения. Ведь нельзя забывать, что Россия является второй в мире (после Китая) обладательницей запасов этого металла. Более того – российская металлургическая компания «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» считается крупнейшей на планете производительницей титана и изделий из него, а также единственной в мире титановой компанией, осуществляющей полный цикл производства – от переработки сырья до выпуска конечной продукции.

Естественно, что, обладая подобным сырьевым, а также техническим заделом, основанном, в том числе, на успешном производстве непревзойденных по своим характеристикам самолетов Ту-160, наша страна сможет уверенно и не так болезненно для бюджета выпускать современную технику для стратегической авиации. Как отмечает замминистра обороны РФ Юрий Борисов , ПАК ДА идет следом за восстановлением Ту-160, а потому перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов. Это относится, скажем, к бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое планируется применять на Ту-160М2: оно должно в максимально полном виде перекочевать и на ПАК ДА.

«Там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления проектов», – подчеркнул Юрий Борисов.

Что касается вооружения, то уже прозвучала информация о том, что ракеты, которыми будет оснащен ПАК ДА, получат функции искусственного интеллекта, а также дальность боевого применения до 7 тысяч километров. Герой России, генерал-полковник Виктор Бондарев , до недавнего времени занимавший пост главкома ВКС, отмечает, что ракеты для нового самолета получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

«Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними», – подчеркнул генерал Бондарев.

Кстати, именно с наличием современных средств поражения связано отсутствие у ПАК ДА возможностей для работы на сверхзвуке. Как отмечает заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов , требования к скорости полета на сегодня не столь актуальны при наличии авиационных средств поражения новых характеристик.

«Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолетам перспективного облика Дальней авиации таких серьезных требований к его летно-техническим характеристикам», – подчеркивает замглавы российского военного ведомства.

Концепция совершенства

«Стратегические авиационные комплексы Дальней авиации в настоящее время и в перспективе будут одной из наиболее важных систем вооружения военно-воздушных сил, – полагает военный эксперт, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, профессор Александр Цымбалов . – В этой связи основное предназначение ПАК ДА представляется в качестве, во-первых, стратегического (ядерного) сдерживания и ведения боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ, а во-вторых, сдерживания (не стратегического, не ядерного) и ведения боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий».

Что касается задачи стратегического сдерживания, которая связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий важных административных, экономических и военных объектов, то основными требованиями к ПАК ДА, по мнению экспертов, являются межконтинентальная досягаемость , гарантия применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается высокой выживаемостью при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности.

«И американская программа Long Range Strike Bomber LRS-B, и наша идут примерно в одном направлении, – отмечает эксперт портала Avia.pro Валерий Смирнов . – И там, и у нас отказались от гиперзвуковой режима, а также от сверхзвукового крейсерского режима в силу дороговизны разработок. Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться внедрением комплекса мер по малозаметности и применением гиперзвуковых ракет большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение». Возможные лучшие качества американского аналога по малозаметности решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволят с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника».

К очевидным достоинствам будущей российской машины для Дальней авиации эксперт также относит более совершенную астронавигационную систему позиционирования, которая не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам , а значит, станет более эффективной в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы. Также самолет предполагается оснастить бесплатформенной интегральной навигационной системой на основе волоконно-оптических гироскопов .

«Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Структуры корпорации Ростех подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего», – заключает Валерий Смирнов .

ПАК ДА –перспективный авиационный комплекс дальней авиации

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…